Мне сообщили, что ты постишься днём и молишься ночью, так ли это?
Абдулла ответил: "Да, о посланник Аллаhа". Он сказал:
Не делай этого, но постись и прерывай пост, спи и бодрствуй, ибо, поистине, у тела твоего есть право на тебя, и у глаз твоих есть право на тебя, и у жены твоей есть право на тебя и у гостя твоего есть право на тебя...» (Аль-Бухари и Муслим)
Сообщается, что однажды Хауля бинт Хаким, жена Усмана ибн Маз'уна, да будет доволен им Аллаh, плохо выглядевшая и одетая в поношенную одежду, зашла к женам Пророка (мир ему и благословение Аллаhа) которые спросили её: "Что с тобой?" В ответ она сообщила о своём муже следующее: "Ночь он проводит в молитве, а днём постится". И женщины передали Пророку (мир ему и благословение Аллаhа) её слова, а когда он встретился с Усманом ибн Маз'уном, то стал порицать его за это и сказал: "Разве не должен ты брать пример с меня?" Усман ответил: "Конечно, да сделает меня Аллаh выкупом за тебя!" А потом его жена снова пришла к ним, но на этот раз она выглядела хорошо. В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал ему:
О, Усман! Никто не предписывал нам становиться монахами, и разве не должен ты брать с меня пример? А ведь, клянусь Аллаhом, я больше любого из вас боюсь нарушить установления Аллаhа и лучше всех соблюдаю их![44]
Благородный посланник распространял свои наставления среди своих сподвижников, призывая их придерживаться умеренности как в делах поклонения, так и в их семейной жизни, в результате чего, в конце концов, эта умеренность стала частью их натуры, и они сами стали советовать друг другу придерживаться этого и побуждать друг друга к этому, обращаясь к посланнику Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) в тех случаях, когда кто-нибудь из них решал отказаться от этого, проявляя неумеренность в отречении от мира и делах поклонения.
Имам Аль-Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллаh, сказал: "В своё время Сальман и Абу-д-Дарда, да будет доволен Аллаh ими обоими, побратались друг с другом благодаря Пророку (мир ему и благословение Аллаhа) а через некоторое время Сальман навестил Абу-д-Дарду и увидел, что Умм Ад-Дарда (жена Абу-д-Дарды) одета в поношенную одежду. Он спросил её: "Что с тобой?" Она ответила: "Твой брат Абу-д-Дарда не интересуется миром этим!" А потом вернулся и сам Абу-д-Дарда, приготовил для него еду и сказал: "Ешь, а я, поистине, пощусь!" Сальман сказал: "Я не стану есть, пока не поешь ты!", и он поел, а когда настала ночь, Абу-д-Дарда встал на молитву. Сальман сказал ему: "Поспи!", и он лег спать, но через некоторое время опять встал на молитву, а Сальман опять сказал ему: "Поспи!", когда же ночь стала близиться к концу, Сальман сказал ему: "А сейчас поднимайся", и они совершили молитву, после которой Сальман сказал ему: "Поистине, у Господа твоего есть права на тебя, и сам ты имеешь права на себя, и у жены твоей есть права на тебя, так соблюдай же права каждого из тех, кто имеет право на что-либо!" А потом он пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаhа) рассказал ему обо всём и Пророк сказал: "Сальман сказал правду!"
Благочестивый и разумный мусульманин не должен упускать случая внести свежую струю в рутину однообразной семейной жизни с помощью шуток, которыми он мог бы время от времени радовать свою жену и облегчать ей жизнь по примеру великого посланника (мир ему и благословение Аллаhа) всегда и во всём являвшегося высшим образцом,
ведь известно, что тяжкое бремя, связанное с тем, что он закладывал основы исламской религии, создавал мусульманскую общину, направлял отряды бойцов для участия в джихаде и занимался прочими важными делами, не мешало ему быть идеальным мужем для своих жён, который всегда был приятен в общении, отличался великодушием, неизменно был приветлив и никогда не упускал возможности пошутить и доставить другим радость.
Примером этого может служить сообщение госпожи Аиши, да будет доволен ею Аллаh, которая сказала: "Однажды я принесла Пророку (мир ему и благословение Аллаhа) похлёбку, приготовленную мной, и я сказала Сауде, да будет доволен ею Аллаh, а Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) находился между нами: "Поешь", но она отказалась. Тогда я сказала: "Ты обязательно поешь, иначе я вымажу тебе лицо (этой похлёбкой)". Однако она опять отказалась, и тогда я опустила в эту похлёбку руку и провела ею по лицу Сауды, а Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) засмеялся, дотронулся до Сауды и сказал ей: "И ты тоже измажь её!"
В другой версии этого хадиса сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллаh, сказала: "И он опустил перед ней своё колено так, чтобы я оказалась в её власти, а она зачерпнула немного из миски и измазала лицо мне, что же касается посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа), то он смеялся (глядя на всё это)".[45]
Что ещё можно сказать об этом приятном характере, великодушии и щедрости сердца, нашедших своё проявление в шутках и приятном общении с женой, цель чего состояла в том, чтобы порадовать её?
Госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллаh, передала также, что во время одной из поездок вместе с посланником Аллаhа, (мир ему и благословение Аллаhа) она состязалась с ним в беге наперегонки и обогнала его, а потом, когда она поправилась и отяжелела, она снова состязалась с ним, но на сей раз он обогнал её, сказав ей после этого: "Это тебе за тот раз". (Ахмад и Абу Дауд)
Благородное сердце Пророка (мир ему и благословение Аллаhа) было достаточно широким для того, чтобы стараться доставить дополнительную радость своей молодой и любимой жене, которую он приглашал смотреть на дозволенные развлечения, что могло бы доставить ей удовольствие.
Сообщается, что госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллаh, сказала: "Клянусь Аллаhом, я у видела, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) стоит у дверей моей комнаты, а в это время эфиопы играли копьями в мечети. И посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) прикрывал меня своим плащом, чтобы я могла посмотреть на их игры в просвет между его ухом и плечом, а потом он встал из-за меня, чтобы я ушла. Поймите же, сколь велика была тяга к развлечениям у молодой девушки!" (Аль-Бухари и Муслим)
Истинный мусульманин, знающий из жизнеописания благородного посланника о многочисленных примерах его хорошего обращения, шуток и свободного общения со своими жёнами, и сам будет поддерживать со своей женой только хорошие отношения, всячески опекать её и проявлять мягкость, великодушие и щедрость, если всё это не выходит за пределы дозволенных наслаждений и развлечений.
Благочестивый и разумный мусульманин не раздражается по любому ничтожному поводу, приводящему в ярость невежественных мужей, которые переворачивают всё вверх дном, если пища будет приготовлена не так, как они этого хотели, или если её подадут не в обычное время или по каким-нибудь иным подобным причинам, весьма часто возбуждающим гнев и приводящим к вражде и неприязни между супругами. Объясняется же поведение истинного мусульманина, стремящегося перенимать нравственные качества такого великого человека, как благородный посланник (мир ему и благословение Аллаhа) тем, что он постоянно помнит об этих качествах, что и делает его щедрым, кротким и способным к проявлению терпимости и снисхождения.
Что касается качеств благородного посланника (мир ему и благословение Аллаhа), то мусульманин помнит о том, что "он никогда не порицал еду. Если он желал её, то ел, а если она ему не нравилась, то он оставлял её". (Аль-Бухари и Муслим)
Искренний женатый мусульманин не ограничивается проявлением уважения и поддержанием хороших отношений со своей женой, но точно также относится и к достойным подругам своей жены, подражая в этом посланнику Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа). Передают, что госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллаh, сказала: "К Пророку (мир ему и благословение Аллаhа) часто приходила одна пожилая женщина, которую он всегда приветливо встречал, оказывал ей знаки внимания и спрашивал: "Ну как вы? Как ваши дела? Как вы поживали без нас?", она же отвечала ему: "Хорошо, да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о посланник Аллаhа!" И однажды, когда она ушла, Аиша спросила: "Почему ты оказываешь этой старухе такой приём? Поистине, ты делаешь для неё то, чего не делаешь ни для кого иного!" Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) ответил ей:
«Поистине, она приходила к нам при жизни Хадиджи! Разве не знаешь ты, что проявление уважения к тем, кого любят, — от веры?"[46]» (Аль-Хаким)
Может случиться и так, что гнев охватит собой и женщину, и под воздействием раздражения она станет отстраняться от своего мужа, давая ему понять, что сердится. В подобных случаях женатый мусульманин должен проявить по отношению к жене терпимость и кротость, демонстрируя глубокое знание истинной сути женской природы и характера, как поступал и посланник Аллаhа, (мир ему и благословение Аллаhа), если его жёны сердились на него или в тех случаях, когда какая-нибудь из них сторонилась его до самой ночи. Сообщается, что Умар ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллаh, сказал:
"Мы, курайшиты, привыкли держать верх над женщинами, а когда мы прибыли в Медину, то увидели, что там некоторые жёны верховодят мужчинами, и наши женщины стали учиться этому у них".
Умар сказал:
"Мой дом находился среди домов бану Умаййа ибн Зайд[47] в Аль-Авали"[48].
Умар сказал:
"И однажды моя жена рассердилась на меня, а потом стала спорить со мной. Мне это не понравилось, и тогда она сказала: "Почему тебе не нравится, что я спорю с тобой? Клянусь Аллаhом, даже жёны Пророка (мир ему и благословение Аллаhа) спорят с ним, а некоторые из них покидают его на целый день до самого вечера!"
Умар сказал:
"И я вышел из дома, зашёл к Хафсе и спросил у неё: "Ты и в самом деле споришь с посланником Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа)?" Она ответила: "Да". Я спросил: "И бывает так, что кто-то из вас покидает его на целый день до самого вечера?" Она ответила: "Да". Тогда я сказал: "В убытке оказались те из вас, кто делал это, и понесли ущерб! Разве может кто-либо из вас быть уверенной в том, что Аллаh не разгневается на неё из-за того, что она вызвала гнев Его посланника?! А ведь если это случится, она погибнет! Не спорь же с посланником Аллаhа и не спрашивай его ни о чём, а если что-нибудь придёт тебе на ум, то спроси меня!" (Аль-Бухари, Муслим, Ат-Тирмизи и Ан-Наса'и)
А потом Умар, да будет доволен им Аллаh, явился к Пророку (мир ему и благословение Аллаhа), передав ему содержание своего разговора с Хафсой, но благородный посланник только улыбнулся.
К такой же большой терпимости должен стремиться каждый мусульманин, стараясь следовать примеру благородного посланника в том, что касается его достоинств, природных свойств и всех его дел. Поступая так, он приведёт довод в пользу того, что ислам действительно является религией высокоразвитой социальной жизни, что же касается разобщённости, бедствий, беспокойства и всевозможных расстройств, поразивших отдельных людей, семьи и целые сообщества, то причиной этого становится только удалённость людей от тех высоких ценностей, которые распространяет ислам, их невежество в этом отношении и их неправильные представления об этих ценностях. А между тем они действительно являются высокими нравственными ценностями, и если мужья возьмут их себе на вооружение, то в семейной жизни не будет места всяческим спорам и раздорам, а в домах воцарятся счастье, покой, стабильность и благоденствие.