Общение со сверстниками и взрослыми
Общение со взрослыми.Специфическими чертами общения младших школьников со взрослыми являются подчинение поведения и действий ребенка определенным нормам и правилам; опора не на наличную ситуацию, а на все то содержание, которое задает ее контекст; понимание позиции взрослого и условного смысла его вопросов. Все эти черты необходимы ребенку для принятия учебной задачи.
Общая тенденция в развитии общения со взрослыми в том, что оно становится произвольным, ориентируется на определенные, сознательно принятые задачи, нормы и правила.
Общение со сверстниками.Общение со сверстниками очень важно, потому что тесно связано с учебными действиями, и только соответствующий уровень общения со сверстниками позволит адекватно действовать в условиях обучения в школе.
Взаимоотношения младших школьников во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности. Оценка учителя принимается как характеристика личности. Дети болезненно реагируют на замечания, сделанные при сверстниках.
Развитие личности
Источником развития личности являются ее потребности. К семилетнему возрасту дети имеют достаточно выраженные потребности — в игре, в движениях, во внешних впечатлениях, в познании нового, в самооценке, в одобрении взрослых. Развитие потребностей идет в направлении доминирования духовных потребностей над материальными, в направлении доминирования потребностей «для других» вместо «для себя».
Наиболее важными для младших школьников является мотивы, связанные с миром взрослых и с новыми видами деятельности – дидактическими играми, учением, конструированием и т.д. В частности, это мотивы, связанные с установлением положительных взаимоотношений со взрослыми (они делают детей чувствительными к оценке взрослых, побуждают выполнять их требования), а также мотивы личных достижений (самолюбие, самоутверждение), которые проявляются в притязании на главные роли, в стремлении иметь успех.
Уровень личностного развития определяется и психическими новообразованиями, выступающими как проявления взрослости.
К ним относятся:
Ø произвольностьпсихических процессов и действий (как усиление волевой регуляции всех психических процессов);
Ø внутренний план действий(как прогностическая способность, проявляющаяся в умении планировать и выполнять действия «про себя»);
Ø соподчинение мотивов деятельности(как доминирование мотива «надо» над мотивом «хочу»);
Ø рефлексия(как способность анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности);
Ø самосознание(как проявление новой внутренней позиции школьника) и его продукт – самооценка.
Центральной функцией самосознанияявляется осознание своего желания и действиякак способа осуществления этого желания. Эта функция проявляется при формулировании ребенком цели своего поступка, способности ее сохранить и практически реализовать.
Показателем развития самосознания является самооценка(как представление и отношение к себе). Дети видят в себе уже много качеств, их оценки дифференцируются, растет психологический словарь. В ней ребенок подчеркивает свою принадлежность к определенной группе, полу, указывает свои конкретные индивидуальные отличия.
Самооценка зависит от успеха, которого ребенок добивается в совместной со сверстниками деятельности, и, если обеспечить успех детям в значимой деятельности, это может привести к изменению их самовосприятия и позиции в целом.
В значительной степени на самооценку влияет оценка школьной успеваемости,т.к. оценка деятельности переносится ими на личность.
Другим важным фактором самооценки является вхождение в группу сверстников.Так, дети с хорошим социометрическим статусом имеют либо адекватную, либо заниженную самооценку, у «изолированных» школьников, как правило, завышенная самооценка.
Формирующаяся самооценка является элементом «Я-концепции» младшего школьника. В ней ярко проявляются их пристрастия и ценностные представления, касающиеся индивидуально-психологических качеств.