Общение со сверстниками и взрослыми

Общение со взрослыми.Специфическими черта­ми общения младших школьников со взрослыми явля­ются подчинение поведения и действий ребенка опре­деленным нормам и правилам; опора не на наличную ситуацию, а на все то содержание, которое задает ее контекст; понимание позиции взрослого и условного смысла его вопросов. Все эти черты необходимы ре­бенку для принятия учебной задачи.

Об­щая тенденция в развитии общения со взрослыми в том, что оно становится произвольным, ориентируется на определенные, сознательно принятые задачи, нормы и правила.

Общение со сверстниками.Общение со сверстни­ками очень важно, потому что тесно связано с учебны­ми действиями, и только соответствующий уровень общения со сверстниками позволит адекватно действо­вать в условиях обучения в школе.

Взаимоотношения младших школьников во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности. Оценка учителя принимается как харак­теристика личности. Дети болезненно реагируют на замечания, сделанные при сверстниках.

Развитие личности

Источником развития личности являются ее потребно­сти. К семилетнему возрасту дети имеют достаточно выраженные потребности — в игре, в движениях, во внешних впечатлениях, в познании нового, в самооцен­ке, в одобрении взрослых. Развитие потребностей идет в направлении доминирования духовных потребностей над материальными, в направлении доминирования потребностей «для других» вместо «для себя».

Наиболее важными для младших школьников яв­ляется мотивы, связанные с миром взрослых и с новы­ми видами деятельности – дидактическими играми, учением, конструированием и т.д. В частности, это мотивы, связанные с установлением положительных взаимоотношений со взрослыми (они делают детей чув­ствительными к оценке взрослых, побуждают выпол­нять их требования), а также мотивы личных достиже­ний (самолюбие, самоутверждение), которые проявля­ются в притязании на главные роли, в стремлении иметь успех.

Уровень личностного развития определяется и психическими новообразованиями, выступающими как проявления взрослости.

К ним относятся:

Ø произвольностьпсихических процессов и дей­ствий (как усиление волевой регуляции всех психических процессов);

Ø внутренний план действий(как прогностичес­кая способность, проявляющаяся в умении пла­нировать и выполнять действия «про себя»);

Ø соподчинение мотивов деятельности(как доми­нирование мотива «надо» над мотивом «хочу»);

Ø рефлексия(как способность анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соот­ветствия замыслу и условиям деятельности);

Ø самосознание(как проявление новой внутрен­ней позиции школьника) и его продукт – са­мооценка.

Центральной функцией самосо­знанияявляется осознание своего желания и действиякак способа осуществления этого желания. Эта функция проявляется при формулировании ребенком цели своего поступка, способности ее сохранить и практи­чески реализовать.

Показателем развития самосознания является са­мооценка(как представление и отношение к себе). Дети видят в себе уже много качеств, их оценки дифферен­цируются, растет психологический словарь. В ней ребенок подчерки­вает свою принадлежность к определенной группе, полу, указывает свои конкретные индивидуальные отличия.

Самооценка зависит от успеха, которого ребенок до­бивается в совместной со сверстниками деятельности, и, если обеспечить успех детям в значимой деятельно­сти, это может привести к изменению их самовосприятия и позиции в целом.

В значительной степени на са­мооценку влияет оценка школьной успеваемости,т.к. оценка деятельности переносится ими на личность.

Другим важным фактором самооценки является вхож­дение в группу сверстников.Так, дети с хорошим со­циометрическим статусом имеют либо адекватную, либо заниженную самооценку, у «изолированных» школьни­ков, как правило, завышенная самооценка.

Фор­мирующаяся самооценка является элементом «Я-концепции» младшего школьника. В ней ярко проявляются их пристрастия и ценностные представления, касаю­щиеся индивидуально-психологических качеств.

Наши рекомендации