Освобождение разума от информационного хаоса способствует четкости мышления.

Глава 23

ПРОСТОТА

Ее сила живет и побеждает

Нет ничего проще величия; по сути быть простым и означает быть великим.

Ралф Уолдо Эмерсон

В начале этой книги мы рассуждали о вреде сложности и о том, как она мешает делать правое дело. Закончить мы хотим мыслью о том, что простота - фундамент многих достижений в бизнесе. К опыту некоторых компаний (в частности - Procter &' Gamble) мы обращались на протяжении всей книги, достижения других - лишь вскользь упоминали, о третьих, возможно, вы вообще ничего не слышали.

Далее следует рассказ о компаниях из разных сфер бизнеса, использующих силу простоты себе во благо.

Papa John's Pizza. Мы уже писали об успехе пиццерий Papa John's. Наглядное его подтверждение - успех компании в конкурсе журнала -"Restaurants & Institutions", который два года подряд называл эту организацию "Лучшей сетью пиццерий в Америке".

Когда мы спросили основателя компании Джона Шнаттера о секретах его успеха, он ответил буквально следующее:

"У нас нет никаких секретов. Есть лишь лучшие ингредиенты, качество и немодная нынче работа до седьмого пота. Самое главное наше отличие - мы стараемся быть проще. Я не хочу сказать, что мы не умеем делать сложные пиццы (сицилийскую, высокую или с хрустящей корочкой). Но тринадцать лет назад мы просто решили делать лучшую традиционную пиццу. Теперь мы производим этот продукт лучше всех в мире. Чтобы достичь такого уровня мастерства, нам пришлось отказаться от некоторых других продуктов. Мы также стараемся быть проще и в остальных вещах. В каждом нашем заведении установлены одни и те же миксеры, системы очистки воды, печи и даже компьютеры. Это обеспечивает стабильное качество и позволяет избежать ошибок".

Всего за 13 лет простой подход привел к тому, что сегодня доход Papa John's составляет почти $900 млн в год.

Сила в простоте.

Chick-fil-A. Рестораны, специализирующиеся на блюдах из цыплят, также обрели успех в стране фаст-фуда, и тоже благодаря простой идее, "Не мы изобрели курицу, - говорится в рекламе. - Наша идея - сэндвич с курицей".

За 35 лет куриные сэндвичи в Chick-fil-A ничуть не изменились. Новые продукты появляются редко. Какие-либо специальные предложения, "действующие в период с такого-то по такое-то", отсутствуют.

Уступая по числу заведений и объемам расходов таким грандам, как McDonald's, Burger King и Wendy's, Chick-fil-A сегодня одних куриных сэндвичей продает на $750 млн в год.

Сила в простоте.

Southwest Airlines. Созданная Гербом Келлегером авиакомпания стала одной из самых прибыльных и благополучных в Америке. Уже при основании компании был заложен ее главный принцип: быть проще. Сначала использовались самолеты одного типа, только "Вoeing 737". Так было проще для пилотов и техников.

Затем Southwest Airlines отказалась от жесткого закрепления мест за пассажирами и ввела многоразовые пластиковые посадочные талоны. Это означало, что нет необходимости искать свободные соседние места при покупке билетов. Не нужно было садиться в самолет за полчаса до вылета. Что еще важнее, у компании отпала необходимость продавать больше билетов, чем имеется мест. В Southwest вы садитесь в кресло, самолет взлетает. Вы экономите время. Он прибывает вовремя.

У них нет непотребной еды на борту - в полете не кормят вообще. Кстати, денег, которые вы сэкономите на билете, хватит на поход в неплохой ресторан. Кроме того, пассажирам не приходится ждать, пока в самолет загрузят контейнеры с едой.

У Southwest нет центральных аэропортов. Самолеты летят прямо туда, куда вам нужно, а не где авиакомпании удобно делать пересадку. Они перемещаются по кратчайшему маршруту между двумя пунктами. Так быстрее. Компания экономит на топливе, поэтому может снижать цены на билеты.

Southwest избегает рейсов в крупные аэропорты, в которых только поиски пассажирами нужного выхода занимают 40-60 минут. Легко прийти, легко уйти - такова философия авиакомпании.

Если вы спросите Герба Келлегера о приверженности компании простым решениям, он расскажет вам такую историю:

"Когда Southwest только начинала работать (1971 г.), мы печатали билеты на кассовых аппаратах, и внешне они были очень похожи на автобусные. Пассажиры жаловались нам, что: (1) из-за несолидного внешнего вида они нечаянно выбрасывают билеты в урны; (2) их съедают домашние животные; (3) по невнимательности они отправляют билеты в стирку вместе с одеждой. Поступило предложение установить компьютеризированную систему продажи билетов стоимостью в несколько миллионов долларов. Во время обсуждения один из вице-президентов предложил сделать так, чтобы кассовые аппараты просто печатали сверху билета большими буквами: "ЭТО БИЛЕТ". Так мы и сделали. Проблемы как рукой сняло".

Сила в простоте.

Карманный компьютер "Palm Pilot". Этот продукт не просто великолепно продается, он обретает культовый статус. Как писали в “Business Week” - в 1998 г., на одном из собраний консультативного комитета по высоким технологиям при Президенте США в Санта-Кларе (Калифорния) для того чтобы записать время следующих заседаний 15 из 22 участников выхватили свои "Пилоты".

Что самое удивительное, "Palm Pilot" добился успеха в сфере, где до него уже существовала масса аналогичных продуктов, начиная с устройства "Magic Link" компании Sony и заканчивая электронным оргаиайзером "Newton" производства Apple Computer. Как заметил Дж. Герри Пурди, президент исследовательской фирмы Mobile Insights'. ""Palm Pilot" - яркая звезда над кладбищем жалких ошибок".

В чем заключается формула успеха "Palm"? В нем изначально было заложено небольшое число функций, поэтому для ПК он не конкурент, а, скорее, компаньон. К тому же, для обмена новыми номерами телефонов или списком дел на день с "большим" компьютером достаточно пару раз нажать на кнопки. "Мы стремились к максимальному упрощению, - говорит Донна Дубински, генеральный директор подразделения Palm компании 3Com. - И благодаря этому завоевали массу поклонников".

Даже всемогущая Microsoft не в силах угнаться за "Palm". По правде сказать, это первый рынок, на котором известная корпорация, скорее всего, потерпит поражение. Несмотря на толстые кошельки и маркетинговую поддержку, ее платформа для карманных компьютеров "Windows СЕ" имеет серьезный недостаток: в нее набито так много функций, что для выполнения основных задач приходится проделывать существенно больше операций, чем на устройствах семейства "Palm". И это главная причина, почему большинство экспертов предсказывает последним счастливое будущее на многие годы вперед.

Сила в простоте.

Универмаги Kohl's. Журнал "Fortunes назвал Kohl's "лучшим розничным магазином, о котором вы никогда не слышали". При объеме продаж в $3 млрд в год темпам роста цен акций компании могут позавидовать и Sears, и Wal-Mart.

“Fortune” описывает Kohl's как "компанию с уникальной, привлекательной для всего американского среднего класса позицией: не очень "круто", но и не сказать, чтобы дешево. Как и многое другое в компании, это столь же оригинально, сколь и просто".

В основе успеха Kohl's лежит возможность совершать покупки спокойно, без лишних физических и эмоциональных усилий. Не зря на столе у старшего вице-президента Джима Тинглстада стоит табличка с надписью "Никаких сюрпризов".

В двух словах философию компании можно выразить так: спокойная работа, только мясо и картофель, но доведенные до уровня произведений искусства. "Мы делаем 20 простых вещей, и все вместе они производят очень сильный эффект, - говорит руководитель администрации компании Джон Герма. - Главное - стабильность их исполнения".

Сила в простоте.

The Wine Group. Это еще одна компания, о которой вы никогда не слышали. В то же время ей принадлежат самые эффективные торговые марки Америки: "Franzia" - самая продаваемая марка в Америке; "Corbett Canyon" - самая быстрорастущая марка в Америке; "Mogen David" - очень известная в кошерных кругах марка.

Если вы зайдете в очень небольшой офис компании в Сан-Франциско, вы будете поражены тем, насколько в нем все упрощено. А если вы повстречаете там главу компании, он не замедлит поведать вам следующее:

Простота в бизнесе не достигается автоматически. Она возможна лишь в том случае, когда исходит от высших руководителей организации и становится частью ее культуры. Очень хорошо, если директор компании придерживается простых правил. Лично мне глубоко жаль тех, кто составляет длинные, юридически корректные документы. Я редко читаю служебные записки объемом более одной страницы. К счастью, наш бизнес прост. Мы делаем вино тем же способом, что и 8000 лет назад.

Да, у нас имеется очень сложное компьютерное оборудование, однако принципы эффективного изготовления хорошего вина от этого не меняются. Вот почему я так отношусь к длинным запискам. Если идея не умещается на одной странице, вероятнее всего она ошибочна. Я, правда, больше не отсылаю такие записки обратно, но, надеюсь, сама угроза этого заставляет людей в нашей организации думать проще и точнее.

Сегодня, когда компании исполнилось 25 лет, простота - один из краеугольных камней в фундаменте нашей культуры. За это время мы стали одной из крупнейших винодельческих компаний и продаем более 24 млн коробок вина в год. Всего этого мы добились за счет простоты, и сегодня она выручает нас даже больше, чем раньше.

Сила в простоте.

Find/SVP. Энди Гарвин натолкнулся на свои простые идеи в Париже, где он работал по заданию журнала “Newsweek”. Ему поручили написать очерк о Марселе Бише, основателе Bic Corporation, а для этого нужно было собрать кое-какую информацию. Э. Гарвин сделал то, что делают все штатные сотрудники всех парижских журналов: позвонил в SVP.

Компания SVP (от фр. s'il vous plait, "пожалуйста") стояла среди французских коммерческих организаций особняком. В ее основе лежит простой подход: когда у вас есть вопрос, мы найдем ответ.

Отец и дед Энди Гарвина были выдающимися предпринимателями. Его осенило: почему бы не применить эту французскую концепцию в Америке? (См. гл. 16, "покажите мне чужую идею".)

Э. Гарвин изучил детали работы SVP и вернулся в Нью-Йорк с фактами, цифрами, методами и лицензионным соглашением.

"Концепция основана на том принципе, что нужная большинству организаций информация уже где-то существует", - объясняет Э. Гарвин. (Сколько овец экспортировала Новая Зеландия в прошлом году? Что означает аббревиатура COBRA, только на нормальном языке? Кто производит цифровые штучки? Ответы на вопросы такого плана).

"Искать информацию самому очень трудно, - продолжает Э. Гарвин. - У людей либо нет времени, либо они не знают, где ее найти. Мы упрощаем им жизнь".

Основанная им фирма, Find/SVP, начиналась с двух человек, офиса и шести шкафов справочных материалов.

Сегодня это компания стоимостью в $30 млн, ее акции пользуются неизменным успехом на бирже, а в ее штате - более 100 консультантов.

Сила в простоте.

Charles Industries Ltd. Как ни крути, лучше дома места не найти. Многие компании в поисках дешевой рабочей силы и низких производственных затрат отправляются за три моря. Американская Charles Industries, небольшая фирма со Среднего Запада, занимающаяся производством электронных компонентов, - не исключение. Но по мере роста за рубежом у нее начались проблемы с контролем качества продукции и сервисом, возросли затраты на доставку и хранение запасов.

Какое было принято решение? Перебраться поближе к дому.

Компания закрыла завод на Филиппинах и открыла новый в городке Маршалле (штат Иллинойс). Перевела другую фабрику с Гаити в Джейсонвилл (штат Индиана). Затем перенесла приобретенные производственные линии из Ногалеса (Мексика) на заводы в Индиане и Иллинойсе. (В небольших городках строительство фабрики обходится в $150 за м2, тогда как в крупных центрах - в $900).

Да, затраты на оплату труда повысились. Но увеличилась и производительность, а показатели брака снизились. После возвращения домой и, соответственно, упрощения организации доходы Charles Industries возросли до $100 млн в год.

Сила в простоте.

Stanislaus Food Products. Это американская "настоящая итальянская" томатная компания с польским названием. В гл. 12 мы писали, что она поставляет томаты и томатный соус во многие итальянские рестораны по всей территории США. Компания лидирует на этом рынке. Дино Кортопацци, ее директор, относится к своему бизнесу и успеху в нем весьма бесхитростно: "Я лишь хочу год за годом делать самый вкусный томатный соус".

Если вы спросите его, почему он не производит более дешевый переработанный соус (томатная паста плюс вода), он прочтет вам целую лекцию о том, почему это не имеет смысла. Если вы зададите вопрос о его высоких ценах, он закончит разговор и пожелает вам всего доброго. Если вы позвоните утром ему в сезон охоты на уток, вам придется подождать, пока он не вернется с зорьки.

Дино делает лишь одно дело, и делает его очень хорошо. За счет этого он упростил свою жизнь и нашел время и для семьи, и для друзей, и для развлечений. Он делает то, что хочет и когда хочет.

Это, дамы и господа, и есть сила простоты.

Простейший вывод

Наши рекомендации