Сопутствующие расстройства

Наиболее часто встречающимися сопутствующими расстройствами у подростков с депрессивным расстройством, являются тревожные расстройства, в частности общее тревожное расстройство, специфические фобии и тревожное расстройство в связи со страхом одиночества. Широко распространены также дистимия, синдром гиперактивности и дефицита внимания, расстройства, связанные со злоупотреблением алкоголем и наркотиками. Около 60% подростков с тяжелой депрессией страдают сопутствующим расстройством личности, наиболее часто встречающейся, формой которого бывает пограничное расстройство личности (характеризуемое нестабильностью межличностных взаимоотношений, эмоциональных реакций, неустойчивым образом «я» - и выраженной импульсивностью). У подростков депрессивное расстройство, что наиболее вероятно, возникает после, а не до появления других расстройств, за исключением тех, которые связанны со злоупотреблением алкоголем или наркотиками. Было установлено, что тяжелая депрессия возникает приблизительно четырьмя годами ранее расстройств, вызванных злоупотреблением психоактивными веществами. Большинство сопутствующих расстройств обычно присутствует до возникновения депрессивного расстройства и, по всей вероятности, продолжает сохраняться даже после того, как ребенок выходит из состояния депрессии. Наличие сопутствующего расстройства представляет собой существенный фактор, который может увеличить у подростка риск возникновения повторной депрессии, повлиять на продолжительность и тяжесть депрессивного эпизода, и увеличить риск попыток самоубийства. Присутствие сопутствующего заболевания также ослабляет реакцию подростка на проводимое лечение, ухудшая его результаты.

Заключение

На основании всего вышесказанного мы можем сделать вывод: так как депрессивные расстройства для подростков представляют такую же опасность, как и для взрослых людей, подросткам нужно помочь бороться с такого рода расстройствами. Подростки могут направлять агрессию против себя и против других. Очень часто они не осознают, что их состояние - депрессивное. Такие расстройства сложно определить сразу - нужен длительный период наблюдения. Тем, кто хочет помочь подростку справиться с таким нелегким периодом жизни, нужно быть очень осторожным, чтобы не навредить и не привести к ухудшению состояния человека. Если замечены симптомы депрессивного состояния у подростка, то следует проявить повышенное внимание по отношению к его поведению. Обычно, как мы уже говорили, депрессии сопутствуют мысли о суициде, повышенная раздражительность, беспричинный гнев, могут иметь место биполярные расстройства (то есть чрезмерная активность, сменяющаяся апатией), заниженная самооценка, частичная замкнутость подростка и проблемы со здоровьем. Если подросток болеет, это создает замкнутый круг, и его состояние все больше ухудшается. В тяжелых случаях в жизни, когда подросток чувствует, что не может справиться со своим состоянием, когда ощущает, что жизнь для него течет не так, как обычно, и его это пугает или настораживает - лучше, конечно, обратиться к школьному психологу. Впрочем, учителя также замечают необычное поведение учеников, поэтому помочь таким детям вполне реально. Нам кажется, что наша работа весьма актуальна: и вчера, и сегодня, и в будущем. Как уже было сказано, проблема депрессии возникает перед подростками в возрасте 14-19 лет. Последствия такого рода расстройства могут быть различными: и повторение депрессии либо сохранение депрессивных симптомов, и хронические стрессы, и проблемы со здоровьем (подчас весьма серьезные). Если депрессии невозможно избежать - с ней нужно бороться. Мы доказали и исследованиями-тестами, и общепризнанными фактами, что это - важная проблема. Всем нам знакомы подростки, которые всё время выглядят несчастными и ко всему безразличными. Обратив внимание как взрослых, так и подростков, на поставленный вопрос, мы хотим обратить внимание на положение последних: для подростков депрессивно-аффективные расстройства - это такая же большая проблема, как и для взрослых людей.. Как для взрослых, так и для детей она может кончиться весьма плачевно. Мы хотим помочь подросткам, которые наиболее уязвимы для депрессии, справится с ней и наладить свою жизнь.

Общая таблица результатов тестирования и опросов, проведённых среди учащихся 6-11 классов.

· * - 1 подросток

· ** - для седьмых классов учитывается результат тяжёлой депрессии

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.

2. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982-1985.

3. Клиническая психология. 2-е международное издание. СПб, Питер, 2002.

4. Психокоррекция: теория и практика. М., Вита-Пресс, 1995.

5. Психотерапия детей и подростков. Под ред. Филиппа Кендалла. 2-е изд. М., СПб «Питер», 2002.

6. Рудестам Кьелл. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., «Прогресс», 1993.

7. Смулевич А.В., Морозова М.А. Биологическая терапия. Руководство по психиатрии. Под ред. А.С. Тиганова. Том 1, Медицина, 1985г.

Наши рекомендации