Структура духовной сферы жизни общества.

Такоева А. 302 гр.

Реферат на тему : «Структура духовной жизни общества».

Духовность – сложное понятие. Дух (лат. spiritus, буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) – в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию. Оно использовалось, прежде всего, в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии.

В диалектико-материалистической философии понятие духовной жизни приобрело более широкий смысл как умственная деятельность. Поэтому можно дать следующее определение: духовная жизнь общества представляет собой умственную деятельность людей, направленную на преобразование общественного бытия. В целом духовная жизнь включает в себя такие виды духовной деятельности, как занятие различными видами искусства деятельность в системе образования и воспитания; научная деятельность и др. Все виды духовной жизнедеятельности являются результатом функционирования общественного сознания.

Духовная сфера является самой возвышенной сферой жизнедеятельности общества и человека. Именно здесь рождается и реализуется то, что, прежде всего, отличает человека от других живых существ, дух, духовность. Основой духовной жизни, ее определяющими началами являются такие идеальные начала, как добро, истина, красота.

К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.

Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность.

Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах

Основными побудительными силами духовной деятельности выступают духовные потребности. Последние предстают как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания.

Разумеется, духовные потребности имеют ту или иную социальную направленность. Последняя определяется характером существующих общественных отношений, в том числе нравственных, эстетических, религиозных и других, уровнем духовной культуры людей, их социальными идеалами, пониманием ими смысла собственной жизни. Помноженные на волю людей духовные потребности выступают как мощные побудительные силы их социальной активности во всех сферах жизни общества.

Структура духовной сферы жизни общества.

Совокупным продуктом духовного производства является общественное сознание. Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Во-первых, таким основанием может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда речь идет о его формах: политическое сознание, правосознание, религиозное сознание, эстетическое, философское.

Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и цельных теоретических систем, отражающих конкретные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и политическим институтам общества. Политическое сознание отличается от других форм сознания специфическим объектом отражения (политическое бытие общества) и – соответственно – специфическим категориальным аппаратом, а также более конкретно выраженным субъектом познания. В политическом сознании общества определенное место занимают категории, отражающие общецивилизационные политические ценности, однако в нем превалируют те чувства, традиции, взгляды и теории, которые, циркулируют короткое время и в более сжатом социальном пространстве. Возникновение политического сознания связано с расколом общества на большие социальные группы с диаметрально противоположными социально-экономическими интересами.

Правосознание общества включает систему общеобязательных социальных норм и правил, установленных в законах, а также систему взглядов людей ( и социальных групп) на право, оценку ими существующих в государстве норм права как справедливых или несправедливых, а также поведения граждан как правомерного или неправомерного. Правовое сознание определяется при этом как совокупность прав и обязанностей членов общества, убеждений, идей, теорий, понятий и правомерности или неправомерности поступков, о законном, должном и обязательном отношении между людьми данного общества. Выделяют два уровня правосознания социально-психологический и идеологический. На социально-психологическом уровне правосознание представляет собой совокупность чувств, навыков, привычек и представлений, позволяющих человеку ориентироваться в правовых нормах и на правовой основе регулировать свои отношения с другими физическими и юридическими лицами, государством и обществом в целом. Различают общественное и индивидуальное правосознание. Общественно правосознание есть система правовой культуры общества (нации, государства). Индивидуальное же правосознание относится к правовой культуре индивидуума.

Право тесно связано с политикой, с государством, кроме того, право базируется (или должно базироваться) на нормах нравственности. Нравственное и правовое сознание выполняют единую регулятивную функцию в обществе.

Религиозное сознание – составная часть, общественного сознания, сфера духовной жизни общества, основанная на вере в сверхъестественное.

Оно включает два взаимосвязанных уровня явлений: обыденный и концептуальный (идеологический), или религиозную психологию и религиозную идеологию.

Религиозная психология представляет собой совокупность религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций, связанных с определенной системой религиозных идей присутствующих в массе верующих, она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и религиозной идеологии.

Религиозная идеология – это более или менее стройная система понятий, идей, принципов, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа.

Религиозную идеологию и религиозную психологию объединяет то, что, они детерминированы социальными отношениями своей эпохи и являются специфическим, иллюзорным отражением действительности.

Для религиозного сознания характерны такие особенности:

ü в нем в большей мере, чем в других формах общественного сознания людей, идеология связана с психологией;

ü его содержанием, цементирующей основой является религиозная вера, т.е. вера в сверхъестественное;

ü основными предпосылками формирования и развития религиозного сознания выступают религиозная деятельность (культ) и религиозный опыт.

Функциональную сторону религиозного сознания составляют религиозный опыт, религиозные отношения, религиозное общение и религиозная деятельность, реализующаяся в процессе богослужения, праздников, соблюдения постов, отправления молитв и других обрядов, а также в ходе взаимодействия верующих друг с другом.

Философское сознание имеет в центре своего проблемного поля вопрос об отношении человека и мира. Оно есть система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.


Эстетическое или художественное сознание принадлежит к числу древнейших форм общественного сознания. Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов. Эстетическое сознание подразделяется на объективно-эстетическое и субъективно-эстетическое. Объективно-эстетическое связано с гармонией свойств, симметрией, ритмом, целесообразностью, упорядоченностью и т.д. Субъективно-эстетическое предстает в форме эстетических чувств, идеалов, суждений, взглядов, теорий.

Духовный мир человека не безразличен ко всему , с чем он встречается в практической деятельности с чем он взаимодействует в своем существовании. Сталкиваясь с прекрасным, как и с другими сторонами мира, он переживает его. Прекрасное вызывает в нем чувство удовлетворения, радости восторга потрясения.

Структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровня, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеологии.

Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. (классы, нации и .д.) . Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия.. И поскольку эти условия для каждой их больших групп различны, неизбежно различаются между собой и социально-психологические комплексы. Эти специфические черты особенно ощутимы в классовом обществе. Разумеется, в социально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждой стране и общие черты, связанные с историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем. Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности и т.д.

Идеология есть система теоретических взглядов отражающих степень познания обществом мира целом и отдельных его сторон, и как таковая она представляет более вы кой по сравнению с общественной психологией уровень общественного сознания – уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом «общественная», ибо существует еще психология возрастная, профессиональная и т.д., то понятие «идеология» в таком дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной, она всегда носит общественный характер.

Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности. Соотношение между общественно психологией и идеологией предопределено, тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая – рациональным уровнем общественного сознания.

В обществознании наряду с общественным сознанием выделяют и индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание есть отражение общественного бытия отдельным человеком через призму конкретных условий его жизни и деятельности. Это значит, что в сознании индивида существуют ( в одних случаях гармонично сочетаясь друг с другом, а в других- антагонистическом противоречии) различные духовные пласты и элементы, связанные с воздействием сознания того или иного класса, малых социальных групп (например семьи), национального сознания и, наконец, общественного сознания. Таким образом, индивидуальное сознание – это своеобразный сплав общего, особенного и единичного в сознании личности. Общее в индивидуальном сознании отражает те стороны общественного бытия, которые характерны для данной исторической эпохи и для данной общественно-исторической формации. Особенно – это отражение принадлежности его к данному классу, нации, социальной и профессиональной группе и т.д. Единичное – это все то, что связано с индивидуальностью данной личности, что отличает ее от других членов общества. Уникальность, неповторимость сознанию индивида придает именно специфическое сочетание в каждом отдельном случае элементов единичного, особенного и общего.

Взаимодействие, взаимоотношения общественного и индивидуального сознания носят противоречивый характер. С одной стороны, индивидуальное сознание проникнуто, и как правило, в массе своей организовано общественным сознанием «насыщено» им. Но с другой стороны, содержание самого общественного сознания имеет своим единственным источником сознание индивидуальное.

Для правильного понимания характера, содержания, уровня и направленности индивидуального сознания большое значение имеет социальная среда.

Наши рекомендации