Начало беседы: психологические приемы
Лекция 4. НАЧАЛО ПЕРЕГОВОРОВ
Размещение участников переговоров
После информационной и психологической подготовки к переговорам вам известны состав участников команды партнеров, их имена, должности и особенности поведения. Если до начала переговоров есть время, после официального представления целесообразно подойти к тому члену команды партнеров, который занимается в своей компании приблизительно тем же, чем и вы, а его должность соответствует вашей. Удобно коротко представиться, вежливо поинтересоваться о дороге, если партнеры приехали в вашу компанию, страну, и справиться, удобно ли в отеле, нет ли проблем, т. е. проявить себя гостеприимным хозяином.
Если переговоры проходят на территории партнеров, аналогичные вопросы будут заданы вам. Правила хорошего тона требуют отвечать на эти вопросы положительно, не ссылаясь на трудности дороги, неудобства и другие проблемы, которые можно решить и после переговоров.
Участники переговоров обычно размещаются друг против друга, но по диагонали за круглым или овальным столом, так как расположение прямо друг против друга изначально ставит их в положение конфронтации.
Желательно сказать несколько теплых слов о стране и городе, в котором вы находитесь, поблагодарить принимающую сторону за гостеприимство. После краткого вежливого и позитивного вступления следует перейти к обсуждению процедуры и регламента переговоров.
Процедура и регламент переговоров. Согласование повестки дня
Обычно с кратким приветственным словом к собравшимся обращается руководитель принимающей стороны. Он сообщает о цели встречи, предлагает процедуру переговоров (порядок их проведения), регламент (правила, регулирующие порядок проведения переговоров) и другие организационные вопросы. Если встреча проходит на «нейтральной» территории, то руководители сторон должны заранее договориться, кто из них открывает встречу и кто в какое время займет пост председательствующего.
Даже в том случае, если повестка дня была согласована заранее, передана участникам во время подготовки к переговорам и все организационные и содержательные вопросы были обсуждены, руководителю принимающей стороны стоит еще раз огласить повестку дня, чтобы убедиться в том, что у присутствующих нет возражений или не возникло дополнений. Это может быть особенно важно, если к участию в переговорах привлекаются третьи лица и организации для решения таких вопросов, как взаимодействие с таможней, налоговыми органами, использование льгот и скидок. Тем не менее обсуждение процедуры и регламента переговоров не должно занимать более 15-30 минут рабочего времени переговорщиков.
Начало беседы: психологические приемы
В начале переговоров проводится предварительная оценка команды другой стороны, которая состоит в определении психологических типов людей, с которыми вам предстоит договариваться. Возможно, вы уже пытались сделать это во время неформального общения, но, как правило, основная работа по определению психологических типов ваших потенциальных партнеров происходит в первые полчаса переговорного процесса.
Хорошо, если в команде другой стороны не только профессионалы высокого класса в своем деле, но и контактные, общительные люди. Работа с такими коллегами приятна и эффективна. Однако почти на любых переговорах встречаются «грудные переговорщики», которые всеми силами вольно или невольно стараются сорвать заключение соглашения. Правильно общаться с «трудными переговорщиками» в начале переговоров помогут следующие рекомендации.
• Хвалите и благодарите их за любой вклад в обсуждение процедуры и регламента переговоров. Комплимент - одно из самых эффективных средств делового общения: небольшое преувеличение реальных положительных качеств человека, в основе которого лежит феномен внушения, удовлетворяет потребность человека в признании. Если вы делаете комплимент на основе антикомплимента себе, это усиливает положительные эмоции оппонентов на фоне отрицательной установки на вас.
• Выявите и постарайтесь использовать сильные/позитивные стороны «трудного переговорщика». Не концентрируйтесь на его промахах, это опасно, так как его кажущаяся слабость может быть ловушкой. Думайте, как использовать или хотя бы нейтрализовать его преимущества.
• Принимайте «трудного переговорщика» таким, какой он есть и не старайтесь его изменить. Вы сели за стол переговоров, чтобы решить проблему, а не концентрироваться на чьих-то человеческих качествах.
• Выясните, что «трудный переговорщик» считает главным для успеха переговоров - это прольет свет на его поведение и тактику во время переговоров.
Знание определенных типов поведения или характеров во многом упрощает общение с «трудными переговорщиками». Если вы сумеете определить тип участника переговоров, пользуясь приведенными ниже рекомендациями, это поможет сделать общение плодотворным.
Некоторые из психологических типов действительно «трудные», с другими легко найти общий язык. Идеальных людей не бывает, поэтому надо научиться работать с теми партнерами, которые у вас есть в настоящий момент. Располагая информацией об их сильных и слабых сторонах и используя эту информацию в своих интересах, вы будете иметь больше союзников, а не противников на переговорах. В табл. 4.1. представлены психологические типы участников переговоров.
всеми силами вольно или невольно стараются сорвать заключение соглашения. Правильно общаться с «трудными переговорщиками» в начале переговоров помогут следующие рекомендации.
• Хвалите и благодарите их за любой вклад в обсуждение процедуры и регламента переговоров. Комплимент - одно из самых эффективных средств делового общения: небольшое преувеличение реальных положительных качеств человека, в основе которого лежит феномен внушения, удовлетворяет потребность человека в признании. Если вы делаете комплимент на основе антикомплимента себе, это усиливает положительные эмоции оппонентов на фоне отрицательной установки на вас.
• Выявите и постарайтесь использовать сильные/позитивные стороны «трудного переговорщика». Не концентрируйтесь на его промахах, это опасно, так как его кажущаяся слабость может быть ловушкой. Думайте, как использовать или хотя бы нейтрализовать его преимущества.
• Принимайте «трудного переговорщика» таким, какой он есть и не старайтесь его изменить. Вы сели за стол переговоров, чтобы решить проблему, а не концентрироваться на чьих-то человеческих качествах.
• Выясните, что «трудный переговорщик» считает главным для успеха переговоров - это прольет свет на его поведение и тактику во время переговоров.
Знание определенных типов поведения или характеров во многом упрощает общение с «трудными переговорщиками». Если вы сумеете определить тип участника переговоров, пользуясь приведенными ниже рекомендациями, это поможет сделать общение плодотворным.
Некоторые из психологических типов действительно «трудные», с другими легко найти общий язык. Идеальных людей не бывает, поэтому надо научиться работать с теми партнерами, которые у вас есть в настоящий момент. Располагая информацией об их сильных и слабых сторонах и используя эту информацию в своих интересах, вы будете иметь больше союзников, а не противников на переговорах. В табл. 4.1. представлены психологические типы участников переговоров.
• концентрация на базовых потребностях;
• составленный заранее перечень интересов;
• умение говорить об интересах;
• убеждение партнера в важности ваших интересов;
• признание их интересов частью общей проблемы;
• формулировка проблемы и вариантов ее решения;
• гибкость и открытость;
• твердость, но деликатность.
Умение поставить себя на место партнера заключается в том, чтобы рассмотреть причину занимаемой им позиции. Если у вас нет ответа на этот вопрос, задайте его партнеру. Понимание позиции - это понимание мотивации партнера, поэтому это первый шаг к успеху на переговорах.
Понимание настроя партнера поможет вам определить, на какое решение он готов пойти. Ваши интересы могут быть совпадающими, различающимися и несовместимыми. Две последние категории вам предстоит выяснить в самом начале переговоров, и чтобы признать их интересы частью вашей общей проблемы, и для того, чтобы иметь возможность влиять на их решения. Самые сильные интересы - это базовые человеческие потребности, которые мотивируют действия людей. Если их не принимать в расчет, успеха ждать не приходится.
Большая часть переговорных процессов, требующих принятия решений (покупка, вопросы, связанные с ценой товара, и пр.), относится к так называемым эмоционально движимым процессам. При этом личность, условно говоря, «продавца», играет определяющую роль в процессе убеждения. Эти эмоционально-личностные симпатии - антипатии возникают и закрепляются на неосознанном уровне как результат прошлого положительного или отрицательного жизненного опыта. Наше отношение к «продавцу» переносится почти автоматически на «товар», который он предлагает. Поэтому, очевидно, что любезный и обходительный «продавец» добьется большего, чем равнодушный или просто невежливый. Если же вы выступаете в роли «покупателя», то обязательно должны принять во внимание эмоциональное влияние «продавца» и отделить его личностное обая ние от качественных характеристик предлагаемого продукта. У каждого человека есть осознанные и неосознанные мотивы принятия решения. То, что важно для одного, может не представлять никакого интереса для другого.
Интересы определяют потребности, которые в свою очередь формируют цели и поведение. Искусство переговоров заключается как раз в том, чтобы выявить потребности партнера и найти возможности их удовлетворения.
Чтобы выявить потребности другой стороны, задавайте целевые вопросы об их нуждах, желаниях, заботах, опасениях - обо всем, что является сферой интересов и мотивацией их поведения. Составив предполагаемый перечень интересов другой стороны, говорите о них. Интересы являются сущностью любых переговоров, именно они лежат в основе любой модели поведения на переговорах, именно они влияют на позицию переговорщика.
Следующий шаг в определении интересов партнера - научиться отделять интересы от позиций, не рассматривать переговоры как конфликт позиций, но научиться обнаруживать скрытые за позициями интересы. Для приобретения этого навыка надо не только уметь сказать, но и услышать сказанное. Речь идет о навыке активного слушания - важнейшего условия эффективной коммуникации. Без активного слушания невозможно представить неотъемлемый компонент любой формы коммуникации - обратную связь, предполагающую анализ высказывания и подтверждение его интерпретации другой стороной. Общение без обратной связи напоминает разговор с телевизором - вы видите собеседника, он что-то говорит, вы отвечаете, но диалога нет, так как каждый говорит о своем. Для хорошей работы обратной связи необходимо руководствоваться следующими рекомендациями (техниками).
• Не стесняйтесь задавать вопросы, если вы что-то не вполне поняли или сомневаетесь, правильно ли поняли.
• Повторяйте и отвечайте положительно на те высказывания, с которыми вы согласны.
• Не бойтесь говорить «нет», если предложение другой стороны серьезно ущемляет или даже противоречит вашим интересам - после этого они начнут выяснять их.
• Не говорите «нет», если вы не согласны с партнером по несущественным для вас вопросам. Эффективнее и дипломатичнее будет сказать: «Мы поняли ваши предложения о цене/новом продукте/закупке нового оборудования и т. п., однако мы предлагаем принять во внимание тот факт, что...». При этом ваше выступление прозвучит как предложение к сотрудничеству, а не как прямой отказ от рассмотрения альтернативных предложений.
• Если один участник выступает на переговорах, совещании и пр. как член команды, желательно использовать местоимение «мы», отражая точку зрения всех участников - это придаст вес выступлению. От первого лица принято выступать в том случае, если это совещание по обмену мнениями и вы являетесь представителем некоторого подразделения своей компании. Однако и здесь необходимо подчеркнуть, что ваша позиция - это мнение вашего коллектива, отражающее его интересы.