Методы психологического исследования

Задание 1

Основные этапы развития психологии

Вопросы для изучения:

1. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе:

· Античная психология (Древняя Греция, период расцвета античной Греции, Платон и Аристотель, периоды Эллинизма и Древнего Рима)

· Психологические взгляды мыслителей средневековья (психологические идеи восточного мира в средние века, эволюция психологического знания феодальной Европы, психологическая мысль в эпоху Возрождения)

2. Эволюция психологии в философских учениях о сознании

· Выделение сознания как критерия психики в 17 веке,

· формирование и эволюция ассоциативной психологии в 18 и 19 веках,

· развитие эмпирического направления в психологии 18 века,

· психологические идеи в немецкой классической философии,

· эволюционные естественно-научные концепции 19 века,

· развитие психофизиологии, психофизики, психометрии

3. Становление и эволюция мировых школ и направлений психологии

· Выделение психологии в самостоятельную науку

· Формирование мировых школ психологии: бихевиоризм, необихевиоризм, психоанализ, неопсихоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология

4. Зарождение и развитие отечественной психологии

· Деятельность российских психологов 19-начала 20 века

· Развитие российской психологии в советский период

· Специфика развития современной отечественной психологии

Практические задания

1. Заполнить таблицу «Развитие психологических знаний в рамках учений о душе:

Ученый Даты жизни Место деятельности Основные проблемы и понятия учения
Античная психология
Фалес      
Пифагор      
Гераклит      
Демокрит      
Сократ      
Платон      
Аристотель      
Лукреций Кар      
Цицерон      
Гиппократ      
Гален      
Период средневековья
Аль-Фараби      
Авиценна      
Альгазен      
Аверроэс      
Св.Августин      
П.Абеляр      
Фома Аквинский      
Р.Бэкон      
Д.Скотт      
У.Оккам      
Б.Телезио      
Дж.Бруно      

2. Охарактеризовать основные проблемы, нашедшие отражение в концепциях мыслителей античности и средневековья: Психофизическая проблема, Проблема познания, Проблема регуляции поведения, Проблема психического развития.

3. Заполнить таблицу «Философские учения о сознании»

Ученый Даты жизни Место деятельности Основные проблемы и понятия учения
Ф.Бэкон      
Т.Гоббс      
Р.Декарт      
Б.Спиноза      
Дж.Локк      
Г.Лейбниц      
Дж.Беркли      
Д.Юм      
Д.Гартли      
Французские энциклопедисты      
Г.Спенсер      

4. Охарактеризовать основные проблемы, нашедшие отражение в концепциях мыслителей 17-19 веков: Психофизическая проблема, Психофизиологическая проблема, Психосоциальная проблема, Психохимическая проблема.

  1. Заполнить таблицу «Представители мировых школ и направлений психологии»
Ученый Даты жизни Место деятельности Основные проблемы и понятия учения
В.Вундт      
К.Штумпф      
Ф.Брентано      
М.Вертгеймер      
З.Фрейд      
У.Джеймс      
Э.Титченер      
А.Адлер      
К.Левин      
А.Маслоу      
Ж.Пиаже      
К.Роджерс      
Дж.Уотсон      
К.Юнг      
  1. Выписать основные проблемы, нашедшие отражение в концепциях представителей мировых школ и направлений психологии конца 19-начала 20 веков
  1. Заполнить таблицу «Представители отечественной психологической школы»
Ученый Даты жизни Основные проблемы и понятия учения
Сеченов И.М.    
Павлов И.П.    
Бехтерев В.М.    
Ланге Н.Н.    
Лесгафт П.Ф.    
Челпанов Г.И.    
Выготский Л.С.    
Басов М.Я.    
Леонтьев А.Н.    
Лурия А.Р.    
Рубинштейн С.Л.    
Теплов Б.М.    
Узнадзе Д.Н.    
Ухтомский А.А.    
Божович Л.И.    
Зейгарник Б.Ф.    
Эльконин Д.Б.    
Запорожец А.В.    
Небылицын В.Д.    
  1. Выписать основные проблемы, нашедшие отражение в концепциях отечественных психологов в 20 веке.

Литература основная:

  1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1997.
  2. Марцинковская Т.Д. История психологии.- М., 2001.
  3. Психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1985 ИЛИ любое другое издание другого автора

Литература дополнительная:

  1. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – Воронеж, 1996. ИЛИ любое другое издание
  2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 1995.
  3. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.
  4. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. – М.,1997.
  5. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб., 1998.

Задание 2

Методы психологического исследования

Вопросы для изучения:

1. Общая характеристика психологического исследования:

  • методологические принципы психологического исследования
  • основные этапы исследования,
  • методы психологического исследования (Б.Г. Ананьев)

2. Эмпирические методы психологического исследования:

  • наблюдение как метод психологического исследования; основные требования к организации наблюдения;
  • эксперимент, виды эксперимента;
  • метод тестов;
  • опрос, основная характеристика различных видов опроса;
  • анализ продуктов деятельности;
  • биографический метод;
  • моделирование.

Практические задания

1. Составить схему этапов психологического исследования

Название этапа исследования характеристика этапа Методы исследования Характеристика метода
       

2. Заполнить таблицу для всех эмпирических методов:

Название метода Основная характеристика (свойства, виды) Достоинства метода Недостатки метода
       

3. Дать определение следующим понятиям: психологическое исследование, методология исследования, метод, гипотеза, наблюдение, эксперимент, тест, опрос, анкетирование, интервьюирования, моделирование, проективный метод, социометрия, анализ продуктов деятельности, биографический метод, генетический метод, лонгитюд, сравнительный, комплексный метод, метод срезов.

Литература основная

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986. – С.24-41.

2. Немов Р.С. Психология. – М., 1992. – Т.1, С.5-24. или Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер., 2007. – С.12 -36.

Литература дополнительная

3. Басов М.Я. Методика психологического наблюдения над детьми. / В кн.: Избранные психологические произведения. – М., 1975. – С. 29-189.

4. Годфруа Ж. Что такое психология. – М, 1992., Т.1. – С. 57-137.

Задание 3

Наши рекомендации