Точность межличностных восприятий.

Конспект лекции по Г.М. Андреевой. Раздел 2 Общение и взаимодействие.

Перцептивная сторона общения.

-характеристика общения в ходе которой устанавливается взаимное восприятие личностей => взаимопонимание;

-связана с восприятием людей общающихся между друг другом;

-процесс взаимовосприятия и познания партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания;

-осуществляется процесс восприятия собеседника.

Социальная перцепция:

- характеристика социальной детерминированности восприятия.( Позже исследователи социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. )

- восприятие социальных объектов( другой человек , группа, соц.общ-ть).

Варианты социально-перцептивных процессов:

Индивид может воспринимать другого индивида (из той же\другой группы).Индивид может воспринимать другую группу в целом.=> субъект – индивид.

В социальной психологии субъект=> группа:

-группа может воспринимать одного из своих членов;

- группа в целом может воспринимать члена из других групп;

- группа воспринимает саму себя;

- одна группа воспринимает другую группу в целом.

Когда построен образ => психолог может понять образ человека( т.е. его подсознание). Перецептивная сторона общения в каком то роде строит образ и понимание партнера.

Для более точного обозначения , следует говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии (или – как вариант – о восприятии человека человеком).

Механизмы перцептивной стороны общения.

Человек вступает в общение всегда как личность => воспринимается и другим человеком – также как личность. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

1. Идентификация( анализ поступков и действий)

2. Эмпатия (сочувствие идентификация)

3. Рефлексия (понимание) Андреева приводит в пример общение Джона и Генриха в взаимопонимании и взаимном восприятии в видении каждого их них с точки зрения каждого.

4. Казуальная атрибуция( приписывание того или иного качества в следствии анализа поведения человека)

Эффекты межличностного восприятия.

1. Эффект ореола (воспринимаем определенного человека через определенный ореол, переносим предварительно полученную благоприятную или неблагоприятную информа­цию о каком-либо человеке на реальное его восприятие)

2. Эффект первичности и новизны( впечатления зависят от того в каком порядке предъявлялась информация о человеке, предъявления информации о человеке для составления пред­ставления о нем: ранее предъявленная информация рассматривается как «первичная», а поздно предъявленная как «новая»)

3. Эффект стереотипизации ( образ построенный на недостатке, неточности информации о человеке или группе)

Точность межличностных восприятий.

В процессе познания другого человека впечатление, полученное о нем воспринимающим субъектом, не с чем сопоставить, так как отсутствуют методики прямой регистрации многочисленных качеств личности другого человека. Конечно, определенную помощь могут в данном случае оказать различные личностные тесты, но, во-первых, не существует тестов для выявления и измерения всех характеристик человека (следовательно, сопоставление если и возможно, то только по тем характеристикам, для которых существуют тесты); во-вторых, как это уже отмечалось, тесты нельзя рассматривать как единственный инструмент исследования личности, поскольку им присущи те или иные ограничения.

Способы( методы):

1. Личностные тесты( опросы)

2.Система экспертных оценок

3.Обратная связь

-нет абсолютно верных способов/

Как повысить точность восприятия:

1.Социально- психологическое просветительство

2.Метод социально-психологического тренинга. Перцептивно –ориентированный тренинг.

Межличностная аттракция.

- аттаракция (привлекательность) ;

- включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого обще­ния;

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют определенные отношения друг к другу. На основе сделанных оценок рождается разно­образная гамма чувств ― от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных от­ношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции.

Наши рекомендации