Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению 030300 психология

(бакалавриат)

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Раздел 1. Предмет психологии Характеристика общей психологии как науки. Этапы становления предмета психологии в истории науки: душа, рефлекс, поведение, сознание и т.д. Представление о человеке в основных психологических школах: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология, культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, деятельностный подход в отечественной психологии.
Раздел 2. Методы психологического познания человека Общая характеристика методов психологического познания человека. Проблема субъекта и объекта в психологическом познании.
Раздел 3. Психические процессы Психические процессы как феномен жизнедеятельности человека. Структура психических процессов по Л.Веккеру. Память как психологический феномен. Виды памяти. Процессы памяти. Подходы к развитию памяти. Внимание как психологический феномен. Основные виды и свойства внимания. Мышление как психологический феномен. Виды, формы мышления и операции мышления. Психологическая характеристика процесса решения задачи. Эмоционально-волевые процессы в жизнедеятельности человека. Механизмы возникновения, виды и функции эмоций. Психологические механизмы волевой регуляции: непроизвольное, произвольное и волевое действие. Язык и речь. Функции и виды речи. Развитие речи. Категория деятельности в психологической науке. Психологическая теория деятельности (по А.Н.Леонтьеву).

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2002. 496 с.

2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: Избранные психологические труды в 70-ти томах / Гл. ред. Д.И. Фельдштейн.-М.: "Институт практической психологии", 1996.-768с.

3. Бреслав, Г.М. Психология эмоций [Текст]: учебное пособие/Г.М. Бреслав.- М.: Смысл; "Академия", 2004.-544с.

4. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды в 70-ти томах / Гл. ред. Д.И. Фельдштейн. - М.: "Институт практической психологии", 1996.

5. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998. 685 с.

6. Весна Е.Б. Практические аспекты психологии познавательных процессов: Учебное пособие.- М.: Московский психолого-социальный институт,2001.- 120с.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь.

8. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: Изд-во УРАО, 1998. 144 с.

9. Изард К.Э. Психология эмоций / пер. с англ. СПб.: Изд-во Питер, 2000. 464 с.

10. Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие – М.: АСТ, 2002 – Гриф.

11. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды в 70-ти томах/Гл.ред. Д.И. Фельдштейн .-М.: Московский психолого- социальный институт, 2001. -448 с.

12. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст]: учебное пособие/А.Н. Леонтьев. - М.: "Смысл", "Академия", 2004.

13. Ломов А.А. Системность в психологии: Избранные психологические труды в 70-ти томах/Под ред. В.А. Барабанщикова, Д.Н. Завалишиной и В.А. Пономаренко. - М.: "Институт практической психологии", 1996.- 384 с.

14. Лурия А.Р. Язык и сознание. Р-н/Д, 1999.

15. Психология внимания: Учеб. пособие/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - М.: ЧеРо,2001.-858с

16. Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии СПб.: Питер, 1999 (2000)

17. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

18. Современная психология: справочное руководство / Под ред. В.Н.Дружинина. – М.: ИНФРА-М., 1999. 688 с.

19. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: "Академия", 2002 .

20. Узнадзе Д.Н. Психология установки.- Спб.: Питер, 2001.- 416 с.

21. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. -2-е изд.- СПб.: Питер,2002.-272с.

22. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. – М.: Логос, 1996. 320 с.

23. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. - М.: "Логос", 2003. – 210 с.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Раздел 1. Подходы к периодизации развития человека Критерии периодизации развития человека на разных этапах формирования психологического знания (З.Фрейд, Э.Эриксон, Д. Эльконин и другие). Кризисы психического развития.
Раздел 2. Психологическая характеристика возрастных периодов в развитии человека Психологическая характеристика периода младенчества. Основные психологические новообразования этого возраста. Психологическая характеристика периода раннего детства. Основные психологические новообразования этого возраста. Психологическая характеристика периода дошкольного возраста. Основные психологические новообразования этого возраста. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Основные психологические новообразования этого возраста. Психологическая характеристика подросткового возраста. Основные психологические новообразования этого возраста. Психологическая характеристика юношеского возраста. Основные психологические новообразования этого возраста.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд.- М.: Академический Проект, 2003.- 704 с.

2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2000. 350 с.

3. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры: Избранные психологические труды в 70-ти томах / Под ред. М.Г.Ярошевского. - М.: "Институт практической психологии", 1996.- 512с.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Академия, 1997. 432 с.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. М.: Педагог. Общество России, 2001. 442 с.

6. Психология развития: Учебник для студентов высших психологических и педагогических учебных заведений / Т.М.Марютина, Т.Г.Стефаненко, К.Н.Поливанова и др. Под ред. Т.Д.Марцинковской.- М.: Академия, 2001. 352 с.

7. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: "Академия", 2001 .

8. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды в 70-ти томах/ Под ред. Д.И. Фельдштейна/ Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. - М.: "Институт практической психологии", 1995 .- 416с.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Раздел 1. Подходы к психологическому анализу личности Индивид, личность, индивидуальность. Соотношение понятий «темперамент», «характер», «личность». Экспрессивно-инструментальный уровень анализа личности. Содержательно-смысловой уровень анализа личности. Экзистенциальный уровень анализа личности.
Раздел 2. Теории личности в современной психологии Психоаналитические теории личности (З.Фрейд, К.Юнг, К.Хорни и др.) Социально-когнитивные теории личности (А.Бандура, Д.Роттер) Представление о личности в гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс) Представления о личности в отечественной психологии.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2002. 416 с.

2. Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды в 70-ти томах/Под ред. Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. - М.: "Институт практической психологии", 1995.- 352с.

4. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. Учебное пособие. – М.: Смысл, 1997. 67 с.

5. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. Пер. с англ. М.С. Жамкочьян: Учебник/Под ред. В.С. Магуна. - М.: Аспект Пресс, 2001.- 607с.

6. Психология индивидуальных различий: Учебное пособие/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - 2-е изд . - М.: "ЧеРо", 2002.

7. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. – СПб.: Питер, 2001. 480 с.

8. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения: Учебник.- 5-е международное изд.- СПб, М.: "Прайм-Еврознак", "Олма-Пресс", 2002. – 864 с.

9. Холл К.С., Линдсей Г. Теория личности: Учебное пособие / пер. с англ. И.Б.Гриншпун. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 592 с.

10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2001. 608 с.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Раздел 1. Психология групп Понятие группы. Группы и страты в структуре общества. Особенности механизмов влияния больших групп на личности: заражение, внушение, подражание, убеждение. Взгляд на малые группы в отечественной и зарубежной и зарубежной психологии. Основные параметры малых групп. Процессы, происходящие в малых группах: лидерство, формирование групповых норм, общественного мнения. Конформизм как социально-психологический феномен. Классические подходы к исследованию конформизма.
Раздел 2. Личность в социальной психологии Проблема личности в социальной психологии. Основные параметры социально-психологической модели личности. Процесс социализации личности. Некоторые особенности структурных компонентов личности в социальной психологии: а) система социальных установок (аттитюдов); б) социальные роли личности; в) самооценка и самоуважение, уровень притязаний.
Раздел 3. Психология общения Понятие общения. Общение, его виды (функции) и стороны: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Средства общения. Общение и социально- психологические механизмы взаимодействия людей: заражение, внушение, убеждение, подражание. Эффекты межличностного восприятия.
Раздел 4. Конфликты и способы их преодоления Сущность конфликтов и их типология. Социально-психологические потенциалы конфликтности. Преодоление конфликта: сущность, этапы, стратегия и тактика.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений.– М.: Изд–во МГУ, 1983.–147 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология.– М., 2003.–376 с.

3. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2001.

4. Кричевский Р., Дубовская Е.М. Психология малой группы.

5. Майерс Д. Социальная психология.– СПб., 1997.–608 с.

6. Парыгин Б.Д. Социальная психология.– СПб: СПбГУ, 1999.–560 с.

7. Парыгин Б.Д. Основы социально–психологической теории.– М.: Мысль, 1971.–348 с.

8. Прикладная социальная психология /Под ред. А.И. Сухова, А.А. Деркача. – М: Воронеж, 1998.–688 с.

9. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления.– Л.: Изд–во ЛГУ, 1986.–176 с.

10. Современная зарубежная социальная психология: Тексты.– М.: МГУ, 1984.–255 с.

11. Современная психология: справочное руководство / Отв. ред. В.Н.Дружинин. – М.: ИНФРА-М, 1999.

12. Социальная психология: учебное пособие / Отв. ред. А.Л.Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. – 351 с.

13. Шибутани Т. Социальная психология: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1969.–535 с. (также Ростов н/Д: ФЕНИКС, 1998.–544 с.)

14. Шихирев П.Н. Современная социальная психология.– М.: Центр психологии и психотерапии, 1999.–386 с.

ПСИХОДИАГНОСТИКА Классификация методов психологической диагностики. Валидность психодиагностических методик. Надежность тестов. Стандартизированные методы психологической диагностики. Проективные методики психологической диагностики.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., Питер, 2001. 688 с.

2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2000. 440 с.

3. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997.

4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2002. 352 с.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1999. 528 с.

6. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт.- СПб.: Речь, 2002.- 480с.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА Труд как психологический феномен. Подходы к анализу трудовой мотивации: содержательные и процессуальные теории. Подходы к периодизации профессионального развития человека. Профессиография, профессиограмма, психограмма. Психологические кризисы профессионального становления. Профессиональное самоопределение как социально-психологическое явление.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998, 350 с.

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001.

3. Психология труда: учебник для студентов высших учебных заведений /Под ред. проф. А.В.Карпова. – М.: Владос-Пресс, 2003.

4. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2001. 360 с.

5. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 1995.

6. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М., 1987.

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Клиническая психология, ее предмет и задачи, разделы клинической психологии. Патопсихология. Ее отличия от психопатологии. Предмет, задачи, методы патопсихологического исследования. Психосоматические расстройства.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вольф М. Патопсихология и ее методы/Научный ред. проф. С.Л. Соловьева. - СПб.:Питер, 2004. - 192с.

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: "Академия", 2003.- 208с.

3. Клиническая психология/Под ред. М. Перре. У.Бауманна. - 2-е международное издание. - СПб.: Питер, 2002 .-.

4. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2002, 960 с.

5. Мягков И.Ф. и др. Медицинская психология: пропедевтический курс: Учебник для вузов. - Изд.второе, перераб. и доп. - М.: "Логос", 2002.- 320с.

6. Репина Н.В. и др. Основы клинической психологии: Учебник. - Ростов н/Д: "Феникс". - ("Учебники, учебные пособия"). Ч.1:Теоретические основы клинической психологии .- 2003. - 480с.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ Специфика преподавания психологии в школе. Подготовка и проведение урока. Дидактические возможности дискуссии при преподавании психологии. Подготовка и проведение дискуссии. Дидактические возможности игры при преподавании психологии. Деятельность педагога при проведении игры. Подготовка и проведение лекций и семинарских занятий при преподавании психологии.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учебное пособие. М.: Владос, 2001.

2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 250с.

3. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М.: УРАО, 2000.

4. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащегося / Под ред. А.А. Бодалева, В.Я.Ляудис. М., 1980.


Ответственный редактор: Титова Ольга Ивановна, доцент кафедры психологии

Подписано в печать Сдано в производство

Формат 60х84 1/16 Бумага типографская.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,9

Изд. № Тираж 100 экз.

______________________________________________________ Редакционно-издательский отдел СИБУП.

660037, Красноярск, ул. Московская. 7а

Наши рекомендации