Ничто не продолжается вечно в этом изменчивом мире. 3 страница

- Мне ка­жет­ся, есть ка­кая-то сти­хий­ная муд­рость в ис­то­ри­ях ци­ви­ли­за­ций раз­ных пла­нет, - ска­зал с за­го­рев­ши­ми­ся гла­за­ми Тэй Эрон. - Че­ло­ве­чес­т­во не мо­жет по­ко­рить кос­мос, по­ка не дос­тиг­нет выс­шей жиз­ни, без войн, с вы­со­кой от­вет­с­т­вен­нос­тью каж­до­го че­ло­ве­ка за всех сво­их соб­рать­ев!

- Совершив подъ­ем на выс­шую сту­пень ком­му­нис­ти­чес­ко­го об­щес­т­ва, че­ло­ве­чес­т­во об­ре­ло кос­ми­чес­кую си­лу, и оно мог­ло об­рес­ти ее толь­ко этим пу­тем, дру­го­го не да­но! - вос­к­лик­нул Ка­ри. - И не да­но ни­ка­ко­му дру­го­му че­ло­ве­чес­т­ву, ес­ли так на­зы­вать выс­шие фор­мы ор­га­ни­зо­ван­ной, мыс­ля­щей жиз­ни.

Знания, ос­во­бо­див­шие че­ло­ве­ка сна­ча­ла от влас­ти ди­кой при­ро­ды, за­тем от про­из­во­ла ди­ко­го об­щес­т­вен­но­го строя, бо­лез­ней и преж­дев­ре­мен­ной ста­рос­ти, под­няв­шие лю­дей к без­дон­ным вы­со­там кос­мо­са.

Может быть, толь­ко те­перь ас­т­ро­лет­чи­ки пол­нос­тью, всем су­щес­т­вом по­ня­ли, что са­мое важ­ное во всех по­ис­ках, стрем­ле­ни­ях, меч­тах и борь­бе - это че­ло­век. Для лю­бой ци­ви­ли­за­ции, лю­бой звез­ды, це­лой га­лак­ти­ки и всей бес­ко­неч­ной Все­лен­ной глав­ное - это че­ло­век, его ум, чув­с­т­ва, си­ла, кра­со­та, его жизнь!

В счас­тье, сох­ра­не­нии, раз­ви­тии че­ло­ве­ка - глав­ная за­да­ча не­объ­ят­но­го бу­ду­ще­го пос­ле по­бе­ды над Сер­д­цем Змеи, пос­ле бе­зум­ной, не­ве­жес­т­вен­ной и злоб­ной рас­то­чи­тель­нос­ти жиз­нен­ной энер­гии в низ­ко­ор­га­ни­зо­ван­ных че­ло­ве­чес­ких об­щес­т­вах.

Человек - это един­с­т­вен­ная си­ла в кос­мо­се, мо­гу­щая дей­с­т­во­вать ра­зум­но и, пре­одо­ле­вая са­мые чу­до­вищ­ные пре­пят­с­т­вия, ид­ти к це­ле­со­об­раз­но­му и всес­то­рон­не­му пе­ре­ус­т­рой­с­т­ву ми­ра, то есть к кра­со­те ос­мыс­лен­ной и мо­гу­чей жиз­ни, пол­ной щед­рых и яр­ких чувств.

ИЗ КНИГИ "ЛЕЗВИЕ БРИТВЫ"

Все быс­т­рее на­рас­та­ет поз­на­ние в сов­ре­мен­ном ми­ре. Об­ри­со­вы­ва­ет­ся точ­ней­шая вза­имос­вязь, обус­лов­лен­ность ка­жу­щих­ся раз­лич­ны­ми яв­ле­ний ми­ра и жиз­ни. Все­об­щее пе­реп­ле­те­ние от­да­лен­ных слу­чай­нос­тей, вы­рас­та­ющее в не­об­хо­ди­мость, то есть в за­ко­ны при­ро­ды, по­жа­луй, са­мое важ­ное проз­ре­ние сов­ре­мен­но­го че­ло­ве­ка.

И в че­ло­ве­чес­ком су­щес­т­во­ва­нии не­за­мет­ные сов­па­де­ния, дав­но на­ме­тив­ши­еся сцеп­ле­ния об­с­то­ятельств, тон­кие ни­ти, со­еди­ня­ющие те или дру­гие слу­чай­нос­ти, вы­рас­та­ют в нак­реп­ко спа­ян­ную ло­ги­чес­кую цепь, вле­ку­щую за со­бой по­пав­шие в ее ор­би­ту че­ло­ве­чес­кие жиз­ни. Мы, не зная дос­та­точ­но глу­бо­ко при­чин­ную связь, не по­ни­мая ис­тин­ных мо­ти­вов, на­зы­ва­ем это судь­бой.

Если прос­ле­дить всю цепь, а за­тем рас­пу­тать на­чаль­ные ее ни­ти, мож­но прий­ти к не­ко­ему от­п­рав­но­му мо­мен­ту, пос­лу­жив­ше­му как бы спус­ко­вым крюч­ком или за­мы­ка­ющей кноп­кой. От­сю­да на­чи­на­ет­ся дол­гий ряд со­бы­тий, не­из­беж­но дол­жен­с­т­ву­ющих сбли­зить со­вер­шен­но чу­жих лю­дей, жи­ву­щих в раз­ных мес­тах на­шей пла­не­ты, и зас­та­вить их дей­с­т­во­вать сов­мес­т­но, враж­дуя или дру­жа, лю­бя или не­на­ви­дя, в об­щих ис­ка­ни­ях од­ной и той же це­ли.

- Есть ве­щи, ко­то­ры­ми нель­зя за­ни­мать­ся, по­ка не бу­дет луч­ше ус­т­ро­ено об­щес­т­во на всей на­шей пла­не­те, - и уче­ным сле­ду­ет ду­мать об этом.

Каждому ста­ло яс­но, что на­ука по­мо­жет обес­пе­чить бу­ду­щее его де­тей, соз­даст все нуж­ное для то­го, что­бы про­кор­мить, одеть и пре­дох­ра­нить от бо­лез­ней всю мас­су рас­ту­ще­го на­се­ле­ния. Ста­ло оче­вид­но, что мы дол­ж­ны стро­ить бу­ду­щее по за­ко­нам на­уки, ина­че…

Если уп­рос­тить оп­ре­де­ле­ние, ко­то­рое на са­мом де­ле го­раз­до слож­нее, как и во­об­ще все в ми­ре, то на­до ска­зать преж­де все­го, что кра­со­та су­щес­т­ву­ет как объ­ек­тив­ная ре­аль­ность, а не соз­да­ет­ся в мыс­лях и чув­с­т­вах че­ло­ве­ка. По­ра от­ре­шить­ся от иде­ализ­ма, скры­то­го и яв­но­го, в ис­кус­стве и его те­ории. По­ра пе­ре­вес­ти по­ня­тия ис­кус­ства на об­ще­дос­туп­ный язык зна­ния и поль­зо­вать­ся на­уч­ны­ми оп­ре­де­ле­ни­ями. Го­во­ря этим об­щим язы­ком, кра­со­та - это на­ивыс­шая сте­пень це­ле­со­об­раз­нос­ти, сте­пень гар­мо­ни­чес­ко­го со­от­вет­с­т­вия и со­че­та­ния про­ти­во­ре­чи­вых эле­мен­тов во вся­ком ус­т­рой­с­т­ве, во вся­кой ве­щи, вся­ком ор­га­низ­ме. А вос­п­ри­ятие кра­со­ты нель­зя ни­как ина­че се­бе пред­с­та­вить, как ин­с­тин­к­тив­ное. Ина­че го­во­ря, зак­ре­пив­ше­еся в под­соз­на­тель­ной па­мя­ти че­ло­ве­ка бла­го­да­ря мил­ли­ар­дам по­ко­ле­ний с их бес­соз­на­тель­ным опы­том и ты­ся­чам по­ко­ле­ний - с опы­том осоз­на­ва­емым. По­это­му каж­дая кра­си­вая ли­ния, фор­ма, со­че­та­ние - это це­ле­со­об­раз­ное ре­ше­ние, вы­ра­бо­тан­ное при­ро­дой за мил­ли­оны лет ес­тес­т­вен­но­го от­бо­ра или най­ден­ное че­ло­ве­ком в его по­ис­ках прек­рас­но­го, то есть на­ибо­лее пра­виль­но­го для дан­ной ве­щи. Кра­со­та и есть та вы­рав­ни­ва­ющая ха­ос об­щая за­ко­но­мер­ность, ве­ли­кая се­ре­ди­на в це­ле­со­об­раз­ной уни­вер­саль­нос­ти, всес­то­рон­не прив­ле­ка­тель­ная, как ста­туя.

Нетрудно, зная ма­те­ри­алис­ти­чес­кую ди­алек­ти­ку, уви­деть, что кра­со­та - это пра­виль­ная ли­ния в един­с­т­ве и борь­бе про­ти­во­по­лож­нос­тей, та са­мая се­ре­ди­на меж­ду дву­мя сто­ро­на­ми вся­ко­го яв­ле­ния, вся­кой ве­щи, ко­то­рую ви­де­ли еще древ­ние гре­ки и наз­ва­ли арис­тон - на­илуч­шим, счи­тая си­но­ни­мом это­го сло­ва ме­ру, точ­нее - чув­с­т­во ме­ры. Я пред­с­тав­ляю се­бе эту ме­ру чем-то край­не тон­ким - лез­ви­ем брит­вы, по­то­му что най­ти ее, осу­щес­т­вить, соб­люс­ти не­ред­ко так же труд­но, как прой­ти по лез­вию брит­вы, поч­ти не ви­ди­мо­му из-за чрез­вы­чай­ной ос­т­ро­ты. Но это уже дру­гой воп­рос. Глав­ное, что я хо­тел ска­зать, это то, что су­щес­т­ву­ет объ­ек­тив­ная ре­аль­ность, вос­п­ри­ни­ма­емая на­ми как бе­зус­лов­ная кра­со­та. Вос­п­ри­ни­ма­емая каж­дым, без раз­ли­чия по­ла, воз­рас­та и про­фес­сии, об­ра­зо­ва­тель­но­го цен­за и то­му по­доб­ных ус­лов­ных де­ле­ний лю­дей. Есть и дру­гая кра­со­та - это уже лич­ные вку­сы каж­до­го. Мне ка­жет­ся, что вы, ху­дож­ни­ки, боль­ше все­го на­де­етесь имен­но на эту кра­со­ту вто­ро­го ро­да, пы­та­ясь вы­да­вать ее, воль­но или не­воль­но, за ту под­лин­ную кра­со­ту, ко­то­рая, соб­с­т­вен­но, и дол­ж­на быть целью нас­то­яще­го ху­дож­ни­ка. Тот, кто вла­де­ет ею, ста­но­вит­ся клас­си­ком, ге­ни­ем или как там еще зо­вут по­доб­ных лю­дей. Он бли­зок и по­ня­тен всем и каж­до­му, он дей­с­т­ви­тель­но яв­ля­ет­ся со­би­ра­те­лем кра­со­ты, ис­пол­няя са­мую ве­ли­кую за­да­чу че­ло­ве­чес­т­ва пос­ле то­го, как оно на­кор­м­ле­но, оде­то и вы­ле­че­но… да­же, и на­рав­не с эти­ми пер­вы­ми за­да­ча­ми! Тай­на кра­со­ты ле­жит в са­мой глу­би­не на­ше­го су­щес­т­ва, и по­то­му для ее раз­гад­ки нуж­на би­оло­ги­чес­кая ос­но­ва пси­хо­ло­гии - пси­хо­фи­зи­оло­гия.

Мы за­по­ми­на­ем пре­иму­щес­т­вен­но хо­ро­шее, яр­кое, силь­ное, а длин­ные кус­ки нез­на­ча­щей жиз­ни то­нут в оди­на­ко­вой че­ре­де дней. Всег­да и вез­де с ос­то­рож­нос­тью от­но­си­тесь к вос­по­ми­на­ни­ям лю­дей стар­ше­го по­ко­ле­ния. Они вов­се не ду­ма­ют об­ма­ны­вать се­бя и дру­гих, но са­ми ви­дят вмес­то про­шед­шей жиз­ни ми­раж отоб­ран­ных па­мятью ощу­ще­ний и об­ра­зов, ок­ра­шен­ных вдо­ба­вок тос­к­ли­вым со­жа­ле­ни­ем о днях вы­нос­ли­вой и здо­ро­вой мо­ло­дос­ти, быс­т­ро от­ды­ха­ющей, креп­ко спя­щей. И по­ла­га­ющей, что так бу­дет всег­да, что ес­тес­т­вен­ный ко­нец все­го жи­во­го ее или не ка­са­ет­ся, или скрыт в не­ве­до­мой да­ли. В об­щем, по­лу­ча­ет­ся, как в ли­те­ра­тур­ном про­из­ве­де­нии. Жизнь как буд­то и нас­то­ящая, ре­аль­ная, но в то же вре­мя кон­цен­т­ри­ро­ван­ная - боль­шие пе­ре­жи­ва­ния и впе­чат­ле­ния зас­ло­ня­ют со­бой мед­лен­ные тос­к­ли­вые дни с их мел­ки­ми ра­зо­ча­ро­ва­ни­ями.

Мозг че­ло­ве­ка - ко­лос­саль­ная над­с­т­рой­ка, пог­ру­жен­ная в при­ро­ду мил­ли­ар­да­ми щу­па­лец, от­ра­жа­ющая всю слож­ней­шую не­об­хо­ди­мость при­ро­ды и по­то­му об­ла­да­ющая мно­гос­то­рон­нос­тью кос­мо­са. Че­ло­век - та же все­лен­ная, глу­бо­кая, та­ин­с­т­вен­ная, не­ис­чер­па­емая. Са­мое глав­ное - это най­ти в че­ло­ве­ке все, что ему нуж­но те­перь же, не от­к­ла­ды­вая это­го на сот­ни лет в бу­ду­щее и не апел­ли­руя к выс­шим су­щес­т­вам из кос­мо­са, все рав­но под ви­дом ли ас­т­ро­нав­тов с дру­гих звезд или бо­гов.

Все де­ло в том, что мы, лю­ди ви­да са­пи­енс, бе­зус­лов­ные сес­т­ры и братья по са­мо­му нас­то­яще­му род­с­т­ву. Все­го пять­де­сят ты­ся­че­ле­тий на­зад нас бы­ла лишь гор­с­точ­ка, и эта гор­с­точ­ка по­ро­ди­ла все ве­ли­кое раз­но­об­ра­зие на­ро­дов, пле­мен, язы­ков, иног­да во­об­ра­жав­ших се­бя един­с­т­вен­ны­ми, из­б­ран­ны­ми пред­с­та­ви­те­ля­ми ро­да че­ло­ве­чес­ко­го.

- В про­цес­се эво­лю­ции че­ло­век под­вер­гал­ся су­ро­вым ис­пы­та­ни­ям и вы­шел из них по­бе­ди­те­лем. Но вто­рая, обо­рот­ная, сто­ро­на этой по­бе­ды в том, что его ор­га­низм рас­счи­тан на ис­пы­та­ния и боль­шие наг­руз­ки. Он нуж­да­ет­ся в них, и ес­ли мы не бу­дем зас­тав­лять его ра­бо­тать, да­же ког­да это не тре­бу­ет­ся го­род­с­кой жиз­нью, а так­же не бу­дем ус­та­нав­ли­вать ему пе­ри­ода­ми ог­ра­ни­че­ние в пи­ще, не­из­беж­ны не­по­лад­ки и пря­мые за­бо­ле­ва­ния. Ес­ли вы унас­ле­до­ва­ли от пред­ков, жив­ших здо­ро­вой и су­ро­вой жиз­нью, от­лич­ный ор­га­низм, он не­из­беж­но ис­пор­тит­ся у ва­ших де­тей или вну­ков, ко­ли не за­бо­тить­ся о его нор­маль­ной де­ятель­нос­ти. А это зна­чит - ра­бо­та, в том чис­ле и фи­зи­чес­кая, спорт, пи­ще­вой ре­жим. Ком­пен­са­ция за это - кра­со­та и здо­ровье, раз­ве ма­ло? Прак­ти­чес­ки каж­дый мо­жет до­бить­ся, что­бы его те­ло ста­ло кра­си­вым, так плас­тич­но ис­п­рав­ля­ют­ся на­ши не­дос­тат­ки, ес­ли они еще нег­лу­бо­ки и ес­ли мы сво­ев­ре­мен­но по­за­бо­тим­ся о них.

Мы ав­то­ма­ти­чес­ки ут­ри­ру­ем то, что нам не нра­вит­ся, но ма­ло кто это по­ни­ма­ет. Ина­че мень­ше бы­ло бы вни­ма­ния то­му ху­до­му, что го­во­рят про лю­дей. Не знаю, за­ме­ча­ли ли вы, что пло­хое мне­ние всег­да пред­с­тав­ля­ет­ся нам ве­со­мее хо­ро­ше­го, хо­тя бы к то­му не бы­ло ни ма­лей­ше­го ос­но­ва­ния. В ос­но­ве это­го ле­жит тот же пси­хо­ло­ги­чес­кий эф­фект, ко­то­рый зас­тав­ля­ет нас пу­гать­ся не­ожи­дан­но­го зву­ка: опа­се­ние и нас­то­ро­жен­ность зве­ря в ди­ком ми­ре или ин­ди­ви­ду­алис­та-соб­с­т­вен­ни­ка в ци­ви­ли­зо­ван­ном.

- Христианство пол­нос­тью взя­ло из древ­не­ев­рей­с­кой ре­ли­гии уче­ние о гре­хе и не­чис­то­те жен­щи­ны. От­ку­да оно взя­лось у древ­них ев­ре­ев - са­мо­го ар­ха­ичес­ко­го на­ро­да на пла­не­те, пе­ре­жив­ше­го всех ос­таль­ных сво­их сов­ре­мен­ни­ков, кро­ме раз­ве ки­тай­цев, - это нет­руд­но ус­та­но­вить, ес­ли по­ду­мать о бы­то­вых ус­ло­ви­ях их жиз­ни на краю пус­ты­ни, под еже­час­ной уг­ро­зой на­па­де­ния со­се­дей. Но сей­час не об этом речь. Де­ло в том, что эти мо­раль­ные прин­ци­пы вош­ли пол­нос­тью в хрис­ти­ан­с­кую ре­ли­гию и за­тем проч­но ус­во­ились цер­ковью. Ос­но­ва­тель рим­с­кой цер­к­ви апос­тол Па­вел, с сов­ре­мен­ной точ­ки зре­ния - яв­ный па­ра­но­ик с ус­той­чи­вы­ми гал­лю­ци­на­ци­ями, осо­бен­но кру­то ут­вер­дил ан­ти­жен­с­кую ли­нию цер­к­ви.

Церковь к кон­цу сред­не­ве­ковья раз­рос­лась в мощ­ную ор­га­ни­за­цию с ши­ро­кой и не­ог­ра­ни­чен­ной влас­тью, и по за­ко­нам ди­алек­ти­чес­ко­го раз­ви­тия зер­на оши­бок, по­се­ян­ных при ее ос­но­ва­нии, раз­рос­лись до не­из­беж­но­го про­ти­во­ре­чия с са­мим су­щес­т­вом хрис­ти­ан­с­кой ре­ли­гии - до чу­до­вищ­но­го по кро­во­жад­нос­ти и жес­то­кос­ти прес­ле­до­ва­ния ведьм, а за­од­но и вся­ко­го сво­бо­до­мыс­лия, на ве­ка от­б­ро­сив­ше­го на­зад че­ло­ве­чес­т­во - вер­нее, на­шу ев­ро­пей­с­кую ци­ви­ли­за­цию - и пос­та­вив­ше­го Ев­ро­пу на грань пол­но­го эко­но­ми­чес­ко­го кра­ха. Ес­ли бы не по­дос­пе­ло ог­раб­ле­ние Азии и Аф­ри­ки, то вряд ли Ев­ро­па вы­дер­жа­ла бы та­кой крах сво­ей куль­ту­ры и вос­пи­та­ния. Дош­ло до то­го, что кра­си­вые жен­щи­ны в Гер­ма­нии, Ис­па­нии и дру­гих стра­нах ста­ли ред­кос­тью!

Церковь не спра­ви­лась со взя­той на се­бя ролью мо­раль­но­го вос­пи­та­те­ля че­ло­ве­чес­т­ва. Са­ма ор­га­ни­за­ция цер­к­ви ста­ла смер­тель­но опас­на для нор­маль­но­го раз­ви­тия куль­ту­ры. Ко­неч­но, ее мо­гу­щес­т­во да­же на За­па­де сей­час очень ос­лаб­ло. Но и рим­с­кая цер­ковь, и про­тес­тан­ты, и лю­те­ра­не - все по­ка­за­ли се­бя в сред­не­ве­ковье оди­на­ко­во, что еще раз под­т­вер­ж­да­ет: в са­мой ос­но­ве хрис­ти­ан­с­кой цер­к­ви ко­ре­нят­ся ги­бель­ные се­ме­на не­тер­пи­мос­ти, мра­ко­бе­сия и ти­ра­нии, то есть фа­шиз­ма.

Считая, что с цер­ковью все по­кон­че­но и она уже ни­ког­да не бу­дет вли­ять на умы со­вет­с­ких лю­дей, мы пре­неб­рег­ли жи­ву­чес­тью ста­рых по­ня­тий и не пос­та­ра­лись тща­тель­но их ис­ко­ре­нить. То там, то сям под­ни­ма­ют го­ло­ву эти тай­ные, глу­бо­ко зап­ря­тан­ные в ду­шах пе­ре­жит­ки сред­не­ве­ковья.

- Нужна борь­ба, соз­на­тель­ная, ос­ве­щен­ная зна­ни­ем.

Получить луч­шее, соз­дать со­вер­шен­с­т­во при­ро­да мо­жет лишь че­рез бой, убий­с­т­во, смерть де­тей и сла­бых, то есть че­рез стра­да­ние, - на­ра­щи­вая его по ме­ре ус­лож­не­ния и усо­вер­шен­с­т­во­ва­ния жи­вых су­ществ. Это пер­вич­ный, из­на­чаль­ный прин­цип всей при­род­ной ис­то­ри­чес­кой эво­лю­ции, и он из­на­чаль­но по­ро­чен. По­это­му по­ня­тие о пер­во­род­ном гре­хе, из­д­рев­ле об­ру­шен­ное на жен­щи­ну, дол­ж­но быть пе­ре­не­се­но на не­лад­ную кон­с­т­рук­цию ми­ра и жиз­ни, и, ес­ли бы был соз­да­тель все­го су­ще­го, тог­да это - его грех. Ибо мыс­ля­ще­му су­щес­т­ву нель­зя бы­ло не по­ду­мать об об­лег­че­нии стра­да­ния, а не уве­ли­че­нии его, ка­кая бы цель ни ста­ви­лась, по­то­му что все це­ли - нич­то пе­ред мил­ли­ар­дом лет стра­данья.

А ведь для ком­му­низ­ма са­мое глав­ное - че­ло­век и, сле­до­ва­тель­но, все от­но­ся­ще­еся к не­му. Тех­ни­ка - что она без лю­дей: звез­до­лет с ав­то­ма­ти­чес­ким уп­рав­ле­ни­ем мо­жет вес­ти и ди­кий в дру­гих от­но­ше­ни­ях че­ло­век. Ле­та­ли же фа­шис­т­с­кие не­го­дяи на са­мых слож­ных са­мо­ле­тах, и не так уж пло­хо ле­та­ли!

Мы слиш­ком но­сим­ся с опа­се­ни­ями пе­рег­ру­зить мозг. Пус­тое, мозг спо­со­бен ус­во­ить не­по­мер­но боль­ше то­го, что мы ему да­ем. На­до толь­ко уметь учить, а ем­кость моз­га та­ко­ва, что она вмес­тит не­ве­ро­ят­ное ко­ли­чес­т­во зна­ний. Сле­ду­ет ус­во­ить, что мож­но и на­до под­вер­гать и весь ор­га­низм пе­рег­руз­кам страш­ней­шей ра­бо­той, но толь­ко де­лать по­том дол­гие от­ды­хи. Так мы ус­т­ро­ены, та­ки­ми мы по­лу­чи­лись в дли­тель­ной эво­лю­ции, и с этим нель­зя не счи­тать­ся.

- Что идея пер­во­быт­но­го рая, про­ни­зы­ва­ющая все на­ши меч­ты, ре­ли­гию и да­же бо­лее серь­ез­ные на­уч­ные изыс­ка­ния… она, эта идея, и есть та пер­вич­ная ошиб­ка, ко­то­рую сде­лал че­ло­век ког­да-то в сво­ей ре­ли­гии и фи­ло­со­фии и упор­но про­дол­жа­ет цеп­лять­ся за нее. Уже пять ты­сяч лет, как мы, ев­ро­пей­цы, впи­ты­ва­ем из ев­рей­с­ких ре­ли­ги­оз­ных пре­да­ний сказ­ку о рае, ко­то­рый был дан че­ло­ве­ку бо­гом, дан так, ни за что, бес­п­лат­но… и по­том от­нят за гре­хо­па­де­ние с ма­терью все­го зла - жен­щи­ной! Это проч­но вош­ло в хрис­ти­ан­с­т­во, в про­по­ве­ди Рус­со, в не­мец­кую иде­алис­ти­чес­кую фи­ло­со­фию…

- А на са­мом де­ле?

- Никогда ни­ка­ко­го рая не бы­ло, всег­да бы­ла труд­ная и жес­то­кая борь­ба, где уми­ра­ли сла­бые и вы­жи­ва­ли силь­ные, по­то­му что в ми­ре ни­че­го не да­ет­ся и ни­ког­да не да­ва­лось да­ром. В при­ро­де или об­щес­т­ве - все рав­но. А ка­кой-то бе­зум­ный по­эт или жрец по­ро­дил ле­ген­ду о та­ком вре­ме­ни и мес­те, где все бы­ло пре­дос­тав­ле­но че­ло­ве­ку из­на­ча­ла без уси­лий, жертв и борь­бы с его сто­ро­ны, без вся­ких обя­за­тельств!

Разгромлены три фа­шис­т­с­ких го­су­дар­с­т­ва, а зре­ют но­вые, в дру­гом об­личье, под дру­ги­ми по­ли­ти­чес­ки­ми ло­зун­га­ми. Но вез­де од­но и то же: ка­кие-то гос­под­с­т­ву­ющие клас­сы, груп­пы, слои, как их там ни на­зы­вай­те, зах­ва­тив­шие пра­во по­дав­лять мне­ния и же­ла­ния всех ос­таль­ных, на­вя­зы­вать им под ви­дом за­ко­нов и по­ли­ти­чес­ких прог­рамм низ­кий уро­вень жиз­ни, чи­нить лю­бой про­из­вол…

- Там на ули­цах - бе­шен­с­т­во ав­то­мо­би­лей, и мне ка­жет­ся, что все они ды­шат зло­бой к пе­ше­хо­дам, а пе­ше­хо­ды злят­ся на них. В спеш­ке су­етят­ся тол­пы бе­зы­мен­ные и без­ли­кие, ог­ром­ные до­ма на­би­ты людь­ми, ску­чен­ны­ми в низ­ких душ­ных ком­на­тах, сог­нув­ши­ми­ся над сто­ла­ми и стан­ка­ми в мо­но­тон­ной и нуд­ной ра­бо­те. А ве­че­ром нач­нет­ся по­го­ня за раз­в­ле­че­ни­ями, раз­дас­т­ся гро­хот во­ющей и сту­ча­щей рит­ми­чес­кой му­зы­ки, приз­ра­ки ки­но, эк­ра­ны те­ле­ви­зо­ров, со­ча­щи­еся го­лу­бым ядом. И вы­пив­ка за вы­пив­кой, сот­ни ты­сяч лю­дей про­пи­та­ны ал­ко­го­лем, уме­ря­ющим нер­в­ный спазм не­тер­пе­ния, ожи­да­ния че­го-то луч­ше­го, что не при­хо­дит, да и не мо­жет прий­ти. И не­за­мет­но жизнь ухуд­ша­ет­ся и ни­ща­ет, че­ло­век, стре­мя­щий­ся к ус­пе­ху, ви­дит, что он об­ма­нут. Квар­ти­ра, ко­то­рую он ждал нес­коль­ко лет, ока­зы­ва­ет­ся де­ше­вой кле­туш­кой, за­ра­бо­ток по-преж­не­му не обес­пе­чи­ва­ет ис­пол­не­ния да­же скром­ных же­ла­ний, де­ти ста­но­вят­ся, не ра­дос­тью и опо­рой, а обу­зой и оби­дой. И тог­да пе­ред че­ло­ве­ком вста­ет ко­лос­саль­ный воп­ро­си­тель­ный знак - за­чем?

- И мы с ва­ми жи­вем в этих ог­ром­ных го­ро­дах!

- И зна­ете по­че­му?

- Нет!

- Что-то в са­мой ат­мос­фе­ре го­ро­да под­го­ня­ет нас и не да­ет за­ле­нить­ся, мо­жет быть, воз­мож­нос­ти, скры­тые в куль­тур­ных цен­нос­тях на­ше­го ми­ра, скон­цен­т­ри­ро­ван­ных, ра­зу­ме­ет­ся, толь­ко в боль­ших го­ро­дах.

- Видимо, вы пра­вы, но ме­ня, как во­ен­но­го, пу­га­ют ги­ган­т­с­кие го­ро­да. Они ведь чу­до­вищ­ные мы­ше­лов­ки на слу­чай ядер­ной вой­ны, и пра­ви­тель­с­т­вам не ме­ша­ло бы это пред­ви­деть. Я не го­во­рю о пря­мом по­ра­же­нии ядер­ны­ми ра­ке­та­ми или бом­ба­ми. Каж­до­му оче­вид­но, что лю­ди, как на­роч­но, соб­ра­ны, что­бы стать пе­ред все­об­щей и быс­т­рой смер­тью. Нет, пусть не бу­дет та­ко­го! И все же каж­дый ко­лос­саль­ный го­род - Па­риж, То­кио, Нью-Йорк, Лон­дон, - как во­до­во­рот, вби­ра­ет в се­бя мас­сы во­ды, пи­щи, топ­ли­ва в ко­ли­чес­т­вах, ка­кие мы с ва­ми да­же не пред­с­та­вим. И ес­ли хоть ма­лень­кий, сов­сем ко­рот­кий пе­ре­бой, раз­ру­ха в тран­с­пор­те, ра­бо­те ком­му­ни­ка­ций, тог­да го­род ста­нет ис­по­лин­с­кой ло­вуш­кой го­лод­ной смер­ти. Или ги­бе­ли от жаж­ды бо­лее вер­ной, чем в пус­ты­не.

- Это хо­ро­ший об­раз - во­до­во­рот. Или во­рон­ка мель­ни­цы, все пе­ре­ма­лы­ва­ющей и про­из­во­дя­щей нер­в­но­боль­ное, ху­до­соч­ное пле­мя, все даль­ше ухо­дя­щее от преж­не­го иде­ала че­ло­ве­ка, ка­ким мы его при­вык­ли ви­деть в про­из­ве­де­ни­ях ис­кус­ства и мыс­ли прош­лых сто­ле­тий. Нет, нас­то­ящие го­ро­да бу­ду­ще­го дол­ж­ны быть по­хо­жи­ми на та­кие вот не­боль­шие до­ма в ма­лень­ких са­дах, ка­кое бы прос­т­ран­с­т­во они ни за­ни­ма­ли. И ес­ли мы не ре­шим за­да­чи с го­ро­да­ми и тран­с­пор­том, то вся на­ша ци­ви­ли­за­ция по­ле­тит к чер­ту, по­ро­див по­ко­ле­ния лю­дей, не­год­ных для серь­ез­ной ра­бо­ты, в чем бы эта ра­бо­та ни зак­лю­ча­лась! За го­род­с­кую жизнь к че­ло­ве­ку прис­ту­па­ют че­ты­ре не­ми­ну­емые рас­п­ла­ты. За без­делье, ма­лость лич­но­го тру­да - ши­зоф­ре­ния, за из­лиш­ний ком­форт, ле­ность и жад­ную еду - скле­роз, ин­фаркт, за пе­ре­жи­ва­ние сро­ка, на ка­кой рас­счи­тан нас­лед­с­т­вен­нос­тью дан­ный ин­ди­вид, - рак, за де­то­рож­де­ние как по­па­ло, за бес­по­ря­доч­ные бра­ки по ми­нут­ной при­хо­ти, за бе­зот­вет­с­т­вен­ность в та­ком важ­ней­шем воп­ро­се, как бу­дущ­ность соб­с­т­вен­ных де­тей, - рас­п­ла­та - пло­хая стой­кость де­тей к за­бо­ле­ва­ни­ям, нас­лед­с­т­вен­ные бо­лез­ни, кре­ти­низм, умень­ше­ние ум­с­т­вен­ных и фи­зи­чес­ких сил по­том­с­т­ва.

- Начальник - тот, кто в труд­ные мо­мен­ты не толь­ко на­рав­не, а впе­ре­ди всех. Пер­вое пле­чо под зас­т­ряв­шую ма­ши­ну - на­чаль­ни­ка, пер­вый в ле­дя­ную во­ду - на­чаль­ник, пер­вая лод­ка че­рез по­рог - на­чаль­ни­ка; по­то­му-то он и на­чаль­ник, что ум, му­жес­т­во, си­ла, здо­ровье поз­во­ля­ют быть впе­ре­ди. А ес­ли не поз­во­ля­ют - не­че­го и брать­ся.

Успехи на­уки по­ка­зы­ва­ют, что она ста­но­вит­ся един­с­т­вен­ной ре­аль­ной си­лой в судь­бе че­ло­ве­чес­т­ва. Од­на­ко уче­ные не­ор­га­ни­зо­ван­ны и на­ив­ны. Власть на­хо­дит­ся в ру­ках по­ли­ти­ков, бе­ру­щих­ся уп­рав­лять не умея и по­то­му гро­моз­дя­щих пи­ра­ми­ды оши­бок и не­ле­пос­тей. Ус­лож­ня­юща­яся жизнь все­го ми­ра нас­той­чи­во тре­бу­ет проч­нос­ти всех без ис­к­лю­че­ния звень­ев, че­го по­ли­ти­ки дос­тиг­нуть не мо­гут. В ре­зуль­та­те ткань об­щес­т­вен­но­го ус­т­рой­с­т­ва пос­то­ян­но рвет­ся. Лю­ди ста­но­вят­ся без­за­щит­ны­ми жер­т­ва­ми не­уме­ло­го и ус­та­ре­ло­го по­ли­ти­чес­ко­го уп­рав­ле­ния. Стре­мясь обес­пе­чить ус­той­чи­вость влас­ти, по­ли­ти­ки ор­га­ни­зу­ют пос­ле­до­ва­тель­ную иерар­хию при­ви­ле­гий, очень по­хо­жую на иерар­хию бан­дит­с­ких ша­ек, зам­к­ну­то су­жа­ющих свои кру­ги со все боль­ши­ми при­ви­ле­ги­ями для оли­гар­хи­чес­кой вер­ши­ны. Об­ра­зец гит­ле­ров­с­кий рейх - ти­пич­ная ти­ра­ния по­ли­ти­чес­ких бан­ди­тов, очень проч­ная, скру­тив­шая весь гер­ман­с­кий на­род сталь­ной сетью тер­ро­ра, пы­ток и смер­ти. Но бан­ди­ты уда­ри­лись в боль­шую по­ли­ти­ку и по не­ве­жес­т­ву не су­ме­ли при­ду­мать ни­че­го, кро­ме во­ен­ной си­лы и мас­со­вых из­би­ений. Ес­тес­т­вен­но, они по­гиб­ли ско­рее, чем мог­ли бы, ес­ли бы дей­с­т­во­ва­ли с умом.

"Это так, - мыс­лен­но воз­ра­зи­ла Ги­ри­ну Си­ма, - и все же нель­зя прос­тить да­же од­ной-един­с­т­вен­ной ис­ка­ле­чен­ной жиз­ни. Нез­ри­мая цепь про­тя­ги­ва­ет­ся меж­ду мно­ги­ми людь­ми, свя­зы­вая их пос­туп­ки и их судь­бы, и каж­дый пус­тяч­ный слу­чай мо­жет иметь да­ле­кие пос­лед­с­т­вия".

Служи ему си­лой та­лан­та, бес­ко­рыс­т­но и без­за­вет­но, не да­вая влас­т­во­вать над со­бой зло­бе, за­вис­ти и жад­нос­ти, но пом­ни, что сле­пая доб­ро­та мо­жет при­чи­нить не­ма­ло пло­хо­го. Знай, ко­му и за­чем ты де­ла­ешь доб­ро!

Воспитать че­ло­ве­ка - это глав­ная за­да­ча для все­го бу­ду­ще­го Зем­ли, бо­лее важ­ная, чем дос­ти­же­ние ма­те­ри­аль­но­го бла­го­по­лу­чия. И в этой за­да­че кра­со­та - од­на из глав­ных сил, ес­ли толь­ко лю­ди на­учат­ся пра­виль­но по­ни­мать и це­нить ее, так­же и поль­зо­вать­ся ею.

Достижения тех­ни­ки без доб­рой и ум­ной нап­рав­лен­нос­ти не толь­ко ни дьяво­ла не сто­ят, а го­раз­до ху­же ка­мен­но­го то­по­ра!

Ошибка Фрей­да и его пос­ле­до­ва­те­лей в том, что они пред­с­та­ви­ли се­бе на­шу пси­хи­ку рас­щеп­лен­ной на соз­на­ние и под­соз­на­ние. На де­ле это ди­алек­ти­чес­кое един­с­т­во, двой­с­т­вен­ность, две сто­ро­ны од­но­го про­цес­са, на­зы­ва­емо­го мыш­ле­ни­ем. Это как бы два по­то­ка, па­рал­лель­ных и неп­ре­рыв­но вза­имо­дей­с­т­ву­ющих меж­ду со­бой, вза­им­но кон­т­ро­ли­ру­ющих­ся и ин­дук­ти­ру­ющих­ся.

Шаг бли­же к по­ни­ма­нию пси­хи­чес­ких сил че­ло­ве­ка сде­лал Юнг. Его "кол­лек­тив­ное под­соз­на­тель­ное" го­раз­до ши­ре ох­ва­ты­ва­ет яв­ле­ния, чем фрей­дов­с­кое под­соз­на­ние, и приб­ли­жа­ет­ся уже к сов­ре­мен­но­му по­ня­тию но­ос­фе­ры. Юн­гов­с­кое под­соз­на­тель­ное объ­ем­лет и то, что у дру­гих ав­то­ров на­зы­ва­ет­ся свер­х­соз­на­ни­ем и сос­то­ит из рав­но­го со­от­но­ше­ния тем­ных и доб­рых сил, го­во­ря об­раз­но - ан­ге­лов и дьяво­лов. У Фрей­да все это, мас­ки­ру­емое тер­ми­ном "гре­за", на­се­ле­но толь­ко дьяво­ла­ми. Возь­ми­те его ин­тер­п­ре­та­цию "Сна в лет­нюю ночь". Из "гре­зы" Ти­та­нии Фрейд сде­лал звер­с­кое ис­ка­же­ние. Бук­валь­но: "я бы­ла лю­бов­ни­цей ос­ла!" Жаж­да ис­к­лю­чи­тель­нос­ти в пси­хо­ло­ги­чес­кой струк­ту­ре Фрей­да ко­вар­но ве­дет его к по­пыт­кам при­ки­ды­вать­ся все­мо­гу­щим бо­гом… Не муд­ре­но, что пси­хо­ана­лиз, ко­то­рым, на ос­но­ве Фрей­да, ув­ле­ка­лись на За­па­де вплоть до пос­лед­них лет, в кон­це кон­цов по­тер­пел пол­ный про­вал. Он ос­тал­ся лишь для уте­ше­ния пси­хо­па­тов, не­пол­но­цен­ных в по­ло­вом от­но­ше­нии лю­дей, и сред­с­т­вом к су­щес­т­во­ва­нию ог­ром­но­го чис­ла "вра­чей"-психоаналитиков.

- Ясно, яс­но, - пос­лы­шал­ся не­тер­пе­ли­вый го­лос. - Прош­ло вре­мя, ког­да го­ре-уче­ные от­де­ля­ли пси­хи­ку от фи­зи­оло­гии, а дру­гие, на­обо­рот, ста­ра­лись объ­яс­нить все при­ми­тив­ным ма­те­ри­ализ­мом реф­лек­сов, - вот и по­лу­чил­ся ту­пик. Из не­го мы вы­лез­ли толь­ко с по­мощью ки­бер­не­ти­ки. А ведь сам Пав­лов меч­тал о "за­кон­ном бра­ке фи­зи­оло­гии с пси­хо­ло­ги­ей" - его соб­с­т­вен­ные сло­ва. До­воль­но пре­ам­бул!

- Не так ка­те­го­ри­чес­ки, мои друзья! Час­то не­вер­ная пред­по­сыл­ка при­во­дит к удач­но­му опы­ту и не­вер­ная те­ория спо­соб­с­т­ву­ет рас­к­ры­тию ис­ти­ны, ина­че ле­жав­шей бы под спу­дом наг­ро­мож­ден­ных без смыс­ла наб­лю­де­ний и фак­тов. В на­уке и ис­кус­стве на­до спо­рить ра­бо­той, ид­ти впе­ред, пусть спо­ты­ка­ясь, но ид­ти, а не иг­рать сло­ва­ми. Ве­ли­кий Вер­над­с­кий, вво­дя по­ня­тие но­ос­фе­ры - ду­хов­ной сфе­ры кол­лек­тив­но­го зна­ния и твор­чес­ко­го ис­кус­ства, на­коп­лен­но­го че­ло­ве­чес­т­вом всей пла­не­ты, не смог пред­ви­деть из­в­ра­ще­ния, до­пу­щен­но­го на­укой, ког­да она вмес­то сод­ру­жес­т­ва ис­ка­те­лей ис­ти­ны ста­ла прев­ра­щать­ся в клан жре­цов-ав­гу­ров, пос­тиг­ших неп­ре­лож­ные ис­ти­ны пос­лед­них пре­де­лов все­лен­ной. Эта тен­ден­ция на­уки на­ча­ла ве­ка бро­си­ла нас не­под­го­тов­лен­ны­ми в бес­п­ре­дель­ное мо­ре ин­фор­ма­ции, ко­то­рой ока­за­лось ку­да боль­ше, чем пред­ви­де­ли ав­гу­ры, хо­тя Ле­нин еще в на­ча­ле ве­ка пре­дос­те­ре­гал уче­ных. Ма­ло то­го, на­ука поп­рос­ту от­б­ро­си­ла и да­ла уто­нуть в без­д­не ин­фор­ма­ции всем не­объ­яс­ни­мым на дан­ном уров­не поз­на­ния фак­там. Я ви­жу свою за­да­чу в том, что­бы в час­т­ном слу­чае ген­ной па­мя­ти из­в­лечь на свет точ­но­го ис­сле­до­ва­ния эти выб­ро­шен­ные за борт яв­ле­ния. Ведь имен­но для ди­алек­ти­ки поз­на­ния важ­но, что­бы не бы­ло се­рой по­вер­х­нос­ти утоп­лен­ной ин­фор­ма­ции и, с дру­гой сто­ро­ны, Ва­ви­лон­с­кой баш­ни наг­ро­мож­де­ния не­ис­поль­зу­емых на­уч­ных дан­ных, под­ры­ва­емой из­нут­ри не­ве­жес­т­вом уз­ких спе­ци­алис­тов… - По­мол­чав, Ги­рин про­дол­жал: - Нас­лед­с­т­вен­ная па­мять че­ло­ве­чес­ко­го ор­га­низ­ма - ре­зуль­тат жиз­нен­но­го опы­та не­ис­чис­ли­мых по­ко­ле­ний, от на­ших пред­ков - древ­них рыб до че­ло­ве­ка, от па­ле­озой­с­кой эры до на­ших дней. Эта ин­с­тин­к­тив­ная па­мять кле­ток и ор­га­низ­ма в це­лом есть тот ав­то­пи­лот, ко­то­рый ав­то­ма­ти­чес­ки ве­дет нас че­рез все про­яв­ле­ния жиз­ни, бо­рясь с бо­лез­ня­ми, зас­тав­ляя дей­с­т­во­вать слож­ней­шие ав­то­ма­ти­чес­кие сис­те­мы нер­в­ной, хи­ми­чес­кой, элек­т­ри­чес­кой и не­весть еще ка­кой ре­гу­ли­ров­ки. Чем боль­ше мы уз­на­ем би­оло­гию че­ло­ве­ка, тем бо­лее слож­ные сис­те­мы мы в нем от­к­ры­ва­ем. Все они ве­дут к глав­ной це­ли - не­за­ви­си­мос­ти ор­га­низ­ма от не­пос­ред­с­т­вен­но­го воз­дей­с­т­вия ок­ру­жа­юще­го, сле­до­ва­тель­но, к ус­той­чи­вос­ти и не­за­ви­си­мос­ти мыш­ле­ния пу­тем соз­да­ния пос­то­ян­с­т­ва ус­ло­вий внут­ри те­ла че­ло­ве­ка, так на­зы­ва­емо­го го­ме­ос­та­зи­са. Кро­ме то­го, для ус­пеш­но­го вы­жи­ва­ния ну­жен опыт вер­но­го вы­бо­ра. Это под­соз­на­тель­но ве­дет че­ло­ве­ка к чув­с­т­ву кра­со­ты, ощу­ще­нию вред­нос­ти мес­та или пи­щи - все­му то­му, что в на­ибо­лее яр­ких про­яв­ле­ни­ях рань­ше при­пи­сы­ва­лось бо­жес­т­вен­но­му на­итию. На­коп­ле­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­го опы­та в под­соз­на­тель­ном час­то ве­дет уче­ных к вне­зап­ным, ин­ту­итив­ным от­к­ры­ти­ям, на де­ле же это ре­зуль­тат очень дли­тель­но­го, но под­соз­на­тель­но­го вы­бо­ра фак­тов и ре­ше­ний. Иног­да ка­кие-то ощу­ще­ния из на­коп­лен­ной па­мя­ти прош­ло­го опы­та по­ко­ле­ний ве­дут к воз­ник­но­ве­нию гал­лю­ци­на­ций, хо­тя, как пра­ви­ло, гал­лю­ци­на­ции воз­ни­ка­ют при бо­лез­нен­ном рас­щеп­ле­нии нор­маль­ной моз­го­вой де­ятель­нос­ти. Но я имею в ви­ду лишь ин­вер­т­ные, об­ра­ти­мые гал­лю­ци­на­ции, воз­буж­ден­ные в соз­на­нии ка­ки­ми-то выс­ко­чив­ши­ми из не­обоз­ри­мо­го фон­да па­мя­ти час­ти­ца­ми. Они ве­дут нас к го­ло­вок­ру­жи­тель­ной воз­мож­нос­ти - заг­ля­нуть че­рез са­мо­го че­ло­ве­ка в без­д­ну мил­ли­онов про­шед­ших ве­ков его ис­то­рии, про­буж­дая в его соз­на­нии за­ко­ди­ро­ван­ный па­мят­ный фонд. Пер­вая по вре­ме­ни на­уч­ная пос­та­нов­ка проб­ле­мы ген­ной па­мя­ти в на­ча­ле на­ше­го ве­ка при­над­ле­жит пи­са­те­лю Ан­д­рею Бе­ло­му. Он фор­му­ли­ро­вал воз­мож­ность "па­ле­он­то­ло­ги­чес­кой пси­хо­ло­гии" и го­во­рил об от­но­ше­нии к сло­ям под­соз­на­ния, впи­сан­ным в на­шу пси­хо­ло­ги­чес­кую струк­ту­ру как к ис­ко­па­емым плас­там в ге­оло­гии. Бе­се­до­вав­ший с пи­са­те­лем ге­олог Алек­сей Пет­ро­вич Пав­лов при­нял эту воз­мож­ность и внес свои кор­рек­ти­вы. Он так­же мо­жет счи­тать­ся по­соб­ни­ком пер­вых ша­гов на пу­ти к по­ни­ма­нию ог­ром­ной и слож­ной па­мя­ти по­ко­ле­ний. На­ша за­да­ча не толь­ко рас­ще­пить соз­на­ние и под­соз­на­ние, но вскрыть под­соз­на­тель­ную па­мять и, от­ра­зив ее в соз­на­нии, по­лу­чить рас­шиф­ров­ку.

Наши рекомендации