Забота Бога о человеке до грехопадения и после. Пути к спасению.
Достижение человеком цели своего бытия зависит не только от его собственных усилий, но и от Божественной благодати, Его промышлении и содействии (ибо без Бога не можем ничего). Давайте вспомним, как промышлял Бог о первых людях? Это очень интересно и в плане воспитания детей в нынешнее время, т.к. Божественное промышление об Адаме и Еве есть не что иное, как воспитание малых, незрелых детей в личности. И это пример для нас, как нужно воспитывать детей и воспитывать себя (работать над собой):
1) Человек изначально был выделен из окружающего мира. На земле для него было создано специальное место жительства - Эдемский сад. Эдемский сад представляется и как физическое место, и как состояние души (чувственно и духовно без порока). Бог удовлетворял потребности Адама и Евы в пищи ("насадил дерев") и эстетические потребности ("приятное на вид и хорошее для пищи"). Так и в повседневной жизни место нашего обитания (как физическое пространство, так и психологический климат в семье) должно быть чистым, уютным, добрым, благополучным. Когда мы созиждим мир в доме, то и дети и сами мы несем этот мир в душе. Надо стараться окружать себя и ближних красотой, эстетикой, прекрасным как в материальном плане, так и в духовном.
2) Для укрепления сил душевных и телесных Бог заповедовал Адаму возделывать и хранить рай - заповедь труда. С малых лет мы должны приучать детей к труду. Труд воспитывает в человеке целеполагание, силу воли, умиротворяет ум, успокаивает нервную систему, укрепляет тело, приучает к дисциплине. В психиатрии такой метод лечения души/психики как трудотерапия очень востребован и пользуется успехом. Физический труд очень необходим и для укрепления нашего тела. Если наша работа связана с сидением (статический труд), то нужно возложить на себя правило физической деятельности ради поддержания тела в здоровом состоянии (зарядка, бассейн, упражнения).
3) Для развития самосознания и мыслительных способностей, дара слова, а также утвердить в человеке сознание царственного преимущества над всеми земными существами и для соучастия в акте творения, Бог привел к Адаму животных и смотрел, каким образом Адам наречет их. В нашей современной жизни мы тоже должны заниматься творчеством. Творчество очень полезно для человека в группе с ближним. Оно дает осознание близости, родства ближнего, радость от взаимодействия с людьми. В человеке просыпаются чувства братства и единения с другими. А само творчество, как деятельность является отличным способом развития и обогащения внутреннего мира человека, а также его самовыражения. В творчестве человек самовыражается, расслабляется. Для воспитания ребенка творчество играет огромную роль. Совместное творчество в семье дает неповторимую близость членов семьи друг к другу. Такое взаимодействие с родными ребенок будет вспоминать потом всю жизнь. Только надо помнить, что это творчество должно быть в атмосфере любви, а не потому что "надо", творчество должно быть ради самого процесса, а не для результата.
4) Человеку было даровано особое древо жизни. Посредством вкушения плодов с этого дерева осуществлялась полнота общения человека с Богом, осуществлялось причастие Божественной жизни (вкушал сладость Божественного общения), и тем самым имел в себе жизнь, не прерываемую смертию. Это прообраз таинства Святой Евхаристии - причащения. В нашей жизни мы должны как можно часто причащаться Божественных Христовых Тайн, чтобы быть наследниками жизни с Богом.
5) Запрет вкушать от древа познания добра и зла - заповедь поста и послушания - для укрепления воли и нравственного развития человека. Извечный вопрос людей - "Зачем нужно было тогда это дерево, если от него только соблазн и погибель?". Святые отцы отвечают на этот вопрос таким образом. Древо познания добра и зла можно понимать аллегорично, как некую Божественную тайну, а вкушение плода от этого дерева - как созерцание этой тайны. Этот плод был предназначен для зрелой личности - человека сотворца, и для такой он был бы полезен, а для младенческого состояния, в котором пребывали Адам и Ева - вреден (как изысканная пища вредна для грудничка, могущему переварить только материнское молоко). Еще объяснение есть такое, что древо познания добра и зла - это способность самопознания. Адам, созданный, как венец творения и наследный хозяин Вселенной открыл для себя в самом себе величие творца раньше времени, будучи незрелым и возымел грех гордыни. Поэтому мы должны воспитывать свою силу воли постом и воздержанием. Должны возрастать духовно в послушании Богу (исполнение заповедей). Также и детям нужны границы "что можно, что нельзя". Часто мы делаем ошибку слишком много запрета, при этом не показав, что можно. У ребенка сначала возникает чувство "плена", чувство "заключения" (запрещено почти все и ничего не разрешено), а потом возникает протест, который проявляется в капризах, плохом поведение, поступках "на зло". Причиной этого то, что мы слишком много наложили запретов и не показали ребенку "зону разрешения". Поэтому надо помнить, что ребенка обязательно нужно приучать к тому, что есть слово "нельзя", но обязательно показывать, что "можно" (т.е. уравновешивать эти два понятия).
6) Непосредственное общение человека с Богом. Адам и Ева жили в саду и общались с Богом, созерцая Его. При этом, можно сказать, что Бог учил Адама и давал ему разные понятия, в том числе о добре и зле, несмотря на то, что зла (кроме сатаны) не существовало. Например, слова Бога "Нехорошо быть человеку одному" или "а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" говорят о том, что Адам был научаем Богом что есть "хорошо" и что "плохо". И в теоретическом смысле Адам имел представление о добре и зле. Еще интересный факт о древе познания добра и зла - это то, что в еврейском тексте это дерево обозначается словом, обозначающее еще и "опытное приобщение". Т.е. получается, что Адам и Ева не могли иметь доступ к опытному приобщению, пока не освоят теоретическое понимание "добра" и "зла" в совершенстве. Как в жизни - сначала теория, потом практика. Но вот, получилось, что Адам и Ева без хорошо усвоенной теории (выражаясь мирским языком) сразу преступили к практике и пострадали от этого. В нашей жизни непосредственное общение с Богом мы можем осуществить теперь только в молитве и в причастии. Поэтому надо и себя и ребенка с малых лет учить молитве, объяснять, что так мы общаемся с Богом. Не будем забывать, что без этого общения нам нет возможности Богоуподобления (как говорится "с кем поведешься, того и наберешься).
Подытоживая все выше сказанное, давайте вспомним те вопросы, которые мы ставили в начале нашего занятия:
1) Почему катастрофа имеет масштабы Вселенной? (Грехопадение привело к искажению и гибели не только человека, но и искажению и гибели всей вещественной Вселенной, как наследия человека. Вся материальная Вселенная является материальным продолжение тела человека (это выводится из того, что Бог создал тело Адама из персти земной, т.е взял часть материального мира и из него сотворил тело Адама. Т.е. физическое тело человека имеет тайную для нас связь со всем материальным миром, как единое материальное тело) . Все душевные, духовные процессы, которые возникают в человеке сказываются на его теле (переживание гнева/страха сразу отражается на состоянии нашего тела- физически чувствуется волна по телу: дрожь, покраснение, плохое самочувствие, сердцебиение, повышение давления). Наше физическое тело реагирует на наше душевное состояние. И поскольку весь материальный мир (животные, растения, минеральный мир) является продолжением нашего тела, то эта "волна" наших душевных возмущений не заканчивается на нашем непосредственном теле, она идет дальше, на продолжение нашего тела - на весь окружающий мир. Отсюда и озлобленность животный на человека и природные катаклизмы. Это все отражение нашего душевного и духовного состояния. Глубину ответственности перед всем окружающим миром мы должны осознавать четко!!!
2) Какие последствия грехопадения мы теперь имеем? (падшесть человечества: искажение всей природы человека грехом, страстность, смертность, страдательные состояния, отделенность от Бога, слепота ума, склонность ко греху, соблазн к оккультному пути, эгоизм. Все это мы должны осознавать в себе для того, чтобы видеть то с чем нужно в себе бороться.)
3) Жизнь человечества "до" и "после" катастрофы? (Человеку важно осознавать каким человек должен быть (каким хочет видет его Бог- совершенным и богоуподобляющимся, святым) т.е. нужно знать то, к чему стремиться. И нужно видеть трезво свое состояние на сей день. Необходимо осознавать падшесть своей природы и последствия этого падения. Почему это важно? (дает знание причин наших бед, несчастий; страдательного состояния, дает понимание, что чтобы изменить это состояние, нужно пройти путь длинной в жизнь - это работа всей жизни; дает понимание личной ответственности за свою жизнь).
4) Почему важно для человека понимание этого вопроса? Что дает человеку это понимание? (Человеку важно знать способы спасения/воспитания себя и своего ребенка. Какие главные моменты воспитания человека были показаны нам Богом?
- физическое и душевное благополучное пространство. Что здесь имеется в виду в рамках нашей повседневной жизни? Если рассматривать воспитание ребенка? (здоровая пища, приятная на вкус; эстетическое удовлетворение, красота - приятное на взгляд, т.е. чистота, аккуратность, красота; физически уютное пространство - объятия, контакт глаз, душевные разговоры, уютное жилье - чистое, приятное);
- труд - как развитие тела и силы воли;
- учеба - как развитие мыслительных способностей и творчества, а также уважение старшего поколения через освоение его жизненного опыта;
- общение - как воспитание себя и принятие ближнего, учиться любви;
- Евхаристия - как получение Благодати Божьей;
- Пост - как воспитание воздержания и воли;
- Молитва - как непосредственное общение с Богом;
- соблюдение заповедей - как послушание Богу.)