Постановка научной проблемы

Постановка проблемы[8] — начало любого исследования.

Научные проблему нельзя придумывать, нужно уметь житейские вопросы и сложности брать за основу формулировки научной проблемы.

Наивные, "детские" вопросы ("Почему небо голубое?" или "Кто сильнее: кит или слон?") являются прототипами проблемы.

Типы проблем:

1) реальные проблемы;

2) «псевдопроблемы» - которые нам кажутся значимыми, но в действительности являются малосодержательными, никому, кроме нас не нужными;

3) риторические проблемы - вечные, неразрешимые,превращение ртути в золото, создание "вечного двигателя" и пр.

Постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы.

Источники научных проблем:

- недостаточность (дефицит) научного знании о реальности;

- противоречия самого научного знания;

- эволюционное или революционное развитие самого научного знания.

Правила формулирования научной проблемы:

1) Научная проблема формулируется в терминах определенной науки;

2) Она должна быть операционализированной, т.е. выражена в системе тех понятий, которые можно как-то пощупать, измерить;

3) Проблема формулируется, когда есть нехватки информации для объяснения реальности.

Вопрос, но не проблема, поскольку не указывает область средств и метод своего решения: «Почему солнце светит?»
Бытовая проблема:   «Почему одни ребята дерутся в школе, а другие – нет?»
Проблемы, которые сформулированы в терминах психологии развития и могут быть решены определенными методами: «Являются ли различия в агрессивности, личностном свойстве людей, генетически детерминированным признаком или зависят от влияний семейного воспитания?»   «Зависимость агрессивности подростков от стиля семейного воспитания»

Следует различать научные проблемы и социальные (шире – жизненные) проблемы.

Этапы порождения проблемы:

- выявление нехватки в научном знании о реальности;

- описание проблемы на уровне обыденного языка; этот этап необходим, так как переход на уровень обыденного языка дает возможность переключаться из одной научной области (со своей специфической терминологией) в другую. Например, причины агрессивности поведения людей можно искать не в психологических факторах, а биогенетических и решать проблему методами общей или молекулярной генетики.

- формулирование проблемы в терминах научной дисциплины. Формулируя проблему, мы сужаем диапазон поиска ее возможных решений и в неявном виде выдвигаем гипотезу исследования.

Пример:

Житейский вопрос Научная проблема Тема научной работы Объект, предмет работы
Почему одни мальчики спокойны другие дерутся? Агрессивность; Стиль семейного воспитания; Индивидуальные предпочтения Агрессивность подростков и ее взаимосвязь со стилем семейного воспитания; с индивидуальными предпочтениями в малой группе. Объект: агрессивность подростка. Предмет: зависимость агрессивности от семейного воспитания.

Объект – всегда психическое явление (психические процессы; психические состояния; психические свойства личности).

Предмет – всегда часть объекта.

Литература:

1. Готтсданкер Ф. Основы психологического эксперимента: Учеб. пособие: Пер. с англ.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-464 с.

2. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. - СПб.: Питер, 2004. - 558 с.

3. Дружинин ВН. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2001.-320 с.

4. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: учебник для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2002. -381 с.

5. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - СПб: «Социально-психологический центр», 1996. - С. 32.

6. Мартин Д. Психологические эксперименты. - СПб.: ЕВРОЗНАК, 2002. - 480 с.

7. Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. - Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.-528 с.

[1] Эмпирическая проверка - метод, заключающийся в систематическом наблюдении за событиями или переменными, с целью получения достоверной информации

[2] Диалектика у древних философов, искусство правильного расположения выводов при доказательстве

чего-либо.

[3] Метафизика (др. греч. «то, что после физики») - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового.

[4] Консерватор (от лат. conservator охранитель) - приверженец консервативных взглядов, противник прогресса и преобразований.

[5] Радикал (от лат. radicalis коренной) - сторонник крайних, решительных взглядов, действий.

[6] Детерминизм – связи между чем-то и чем-то (природой, обществом, мышлением), носит однонаправленных характер. Причинно-следственная связь. Закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.

[7] Исследование – из следа.

[8] Проблема — объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес (Философский энциклопедический словарь, 1989).

Наши рекомендации