Постановка научной проблемы
Постановка проблемы[8] — начало любого исследования.
Научные проблему нельзя придумывать, нужно уметь житейские вопросы и сложности брать за основу формулировки научной проблемы.
Наивные, "детские" вопросы ("Почему небо голубое?" или "Кто сильнее: кит или слон?") являются прототипами проблемы.
Типы проблем:
1) реальные проблемы;
2) «псевдопроблемы» - которые нам кажутся значимыми, но в действительности являются малосодержательными, никому, кроме нас не нужными;
3) риторические проблемы - вечные, неразрешимые,превращение ртути в золото, создание "вечного двигателя" и пр.
Постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы.
Источники научных проблем:
- недостаточность (дефицит) научного знании о реальности;
- противоречия самого научного знания;
- эволюционное или революционное развитие самого научного знания.
Правила формулирования научной проблемы:
1) Научная проблема формулируется в терминах определенной науки;
2) Она должна быть операционализированной, т.е. выражена в системе тех понятий, которые можно как-то пощупать, измерить;
3) Проблема формулируется, когда есть нехватки информации для объяснения реальности.
Вопрос, но не проблема, поскольку не указывает область средств и метод своего решения: | «Почему солнце светит?» |
Бытовая проблема: | «Почему одни ребята дерутся в школе, а другие – нет?» |
Проблемы, которые сформулированы в терминах психологии развития и могут быть решены определенными методами: | «Являются ли различия в агрессивности, личностном свойстве людей, генетически детерминированным признаком или зависят от влияний семейного воспитания?» «Зависимость агрессивности подростков от стиля семейного воспитания» |
Следует различать научные проблемы и социальные (шире – жизненные) проблемы.
Этапы порождения проблемы:
- выявление нехватки в научном знании о реальности;
- описание проблемы на уровне обыденного языка; этот этап необходим, так как переход на уровень обыденного языка дает возможность переключаться из одной научной области (со своей специфической терминологией) в другую. Например, причины агрессивности поведения людей можно искать не в психологических факторах, а биогенетических и решать проблему методами общей или молекулярной генетики.
- формулирование проблемы в терминах научной дисциплины. Формулируя проблему, мы сужаем диапазон поиска ее возможных решений и в неявном виде выдвигаем гипотезу исследования.
Пример:
Житейский вопрос | Научная проблема | Тема научной работы | Объект, предмет работы |
Почему одни мальчики спокойны другие дерутся? | Агрессивность; Стиль семейного воспитания; Индивидуальные предпочтения | Агрессивность подростков и ее взаимосвязь со стилем семейного воспитания; с индивидуальными предпочтениями в малой группе. | Объект: агрессивность подростка. Предмет: зависимость агрессивности от семейного воспитания. |
Объект – всегда психическое явление (психические процессы; психические состояния; психические свойства личности).
Предмет – всегда часть объекта.
Литература:
1. Готтсданкер Ф. Основы психологического эксперимента: Учеб. пособие: Пер. с англ.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-464 с.
2. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. - СПб.: Питер, 2004. - 558 с.
3. Дружинин ВН. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2001.-320 с.
4. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: учебник для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2002. -381 с.
5. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - СПб: «Социально-психологический центр», 1996. - С. 32.
6. Мартин Д. Психологические эксперименты. - СПб.: ЕВРОЗНАК, 2002. - 480 с.
7. Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. - Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.-528 с.
[1] Эмпирическая проверка - метод, заключающийся в систематическом наблюдении за событиями или переменными, с целью получения достоверной информации
[2] Диалектика у древних философов, искусство правильного расположения выводов при доказательстве
чего-либо.
[3] Метафизика (др. греч. «то, что после физики») - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового.
[4] Консерватор (от лат. conservator охранитель) - приверженец консервативных взглядов, противник прогресса и преобразований.
[5] Радикал (от лат. radicalis коренной) - сторонник крайних, решительных взглядов, действий.
[6] Детерминизм – связи между чем-то и чем-то (природой, обществом, мышлением), носит однонаправленных характер. Причинно-следственная связь. Закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.
[7] Исследование – из следа.
[8] Проблема — объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес (Философский энциклопедический словарь, 1989).