Iii. требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО (ОС ЮФУ) и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности):
Кластер образовательно-технологических компетенций.
1.Готовность использовать образовательные технологии в профессиональной деятельности (УК):
- готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4).
Кластер специально-профессиональных компетенций.
1. Готовность к реализации процессов обучения и воспитания (УК):
- способность выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- специфику понимания детства в психологической антропологии;
- основные классические и современные научные знания о ребенке и детстве;
- особенности отношения к детству и статусу ребенка в различные исторические периоды и в различных культурах.
Уметь:
-применять различные подходы к воспитанию и развитию личности ребенка;
- систематизировать подходы различных областей гуманитарного знания для становления личности в антропологии детства;
- выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка.
Владеть:
- навыками работы практического психолога по проблемам психологии детства;
- опытом практического использования приобретенных знаний в условиях будущей профессиональной деятельности.
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Трудоемкость дисциплины составляет _5__ зачетных единиц, ___180__ часов
Форма отчетности: _экзамен_(36 ч)______________________________________
(экзамен, зачет, дифференцированный зачет)
Структура дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины/темы | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Лекции | Семинар | Лабораторные и практические занятия | В интерактивной форме из общего количества аудиторных часов | Самостоятельная работа | |||||
Модуль 1. Основы антропологии детства Феномен детства в науке и искусстве. Понимание детства в религиозной антропологии. Философско-антропологический анализ феномена детства. «Детоцентризм» педагогической антропологии. Понятие психологической антропологии (психологии человека). Концепции личности в современной психологической и культурной (социальной) антропологии (Т.Шварц, М.Спиро, Р.ЛеВин). Целостность познания ребенка в психологической антропологии: теория и практика науки.Методология и методы изучения ребенка в психологической антропологии.Антропологические исследования детства в различных культурах. Современное детство. | - | - | Презентация Проектное задание Тестовые задания | ||||||
Модуль 2. Специфика детства в психологической антропологии Понятие психологической антропологии (психологии человека). Целостность познания ребенка в психологической антропологии: теория и практика науки. Внешний и внутренний мир ребенка. Ребенок как субъект собственной жизни.Развитие и социализация. Понимание ребенка и перспектив его развития в различных направлениях психологической науки: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, отечественная дореволюционная психология, деятельностный подход, психология человека и др. | - | - | Эссе Реферат Тестовые задания | ||||||
Модуль 3. Психологическое сопровождение детства Развитие личности и обучение. Подходы к воспитанию и развитию личности ребенка. Психология взаимодействия участников образовательного процесса. Психологическая служба в образовании. Функциональная асимметрия и обучение. Психологическая безопасность образовательной среды. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ, Психология детско-родительских отношений. Психология сиротства. Психология девиантного поведения. Детская субкультура. Социокультурная психология и антропология детства | - | - | Презентация Проектные задания | ||||||
План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине