Еждународное частное право

еждународное право

специализации:

2013 г.

СОСТАВИТЕЛЬ:

О.Н. Толочко, зав. кафедрой международного права, канд. юрид. наук, доцент

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой международного права

(протокол № 1 от 29.08.2013)

Заведующий кафедрой

____________ О.Н.Толочко

(подпись)

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом факультета международного права и юридической психологии

(протокол № ___ от ____________)

Председатель

Совета факультета

_______________Л.И.Новиков

(подпись)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебной (ознакомительной) практики студентов, обучающихся по специальности «Международное право», охватывает основные направления начальной юридической практики студентов 1 и 2 курса специальности «Международное право», указывает на ее цели и задачи, описывает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам, которые приобретаются студентами, определяет ее объем и содержание.

Учебная (ознакомительная) практика студентов специальности «Международное право» проводится в органах внешних сношений, в правоохранительных органах, судебных учреждениях, в органах местного управления и самоуправления, в юридических отделах (у юрисконсультов) субъектов хозяйствования, в которых создан юридический отдел (введена должность юрисконсульта), и является неотъемлемой частью учебного процесса.

Целью практики является ознакомление студентов с основными направлениями правовой работы, проводимой в указанных органах и организациях, получение, закрепление и расширение знаний в сфере международного права, приобретение первичных навыков практической работы.

Учебная (ознакомительная) практика направлена на решение следующих задач:

- формирование у студентов практических умений и навыков по изучаемым учебным дисциплинам;

- закрепление теоретических знаний;

- освоение первичных навыков по избранной специальности;

-- формирование основ профессиональной этики;

- знакомство с основами делопроизводства;

- развитие у студентов мотивации профессиональной деятельности.

Учебная (ознакомительная) практика является первой попыткой осмысления значимости будущей профессии и получением первого опыта профессиональной деятельности будущих юристов-международников. Поставленные перед практикантами задачи могут корректироваться в зависимости от места прохождения практики, а также дополняться (конкретизироваться) руководителями от практики в учреждении.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Учебная (ознакомительная) практика на 1 и 2 курсе проводится в соответствии с учебным планом и состоит из трех этапов.

На первом этапе проводится установочный инструктаж по организации и прохождению практики на местах, а также разъясняется информация о порядке прохождения учебной (ознакомительной) практики и аттестации студентов, определяются общие требования по оформлению дневника и отчета по практике.

Инструктаж проводится совместно руководителями практики от БИП и от кафедры в аудиториях института.

До начала прохождения практики студент обязан записаться в деканате на предложенные базы практики, исходя из возможностей принимающих сторон; ознакомиться с программой практики; получить и заполнить индивидуальное задание и дневник практики; получить у руководителя практики от института направление на практику.

На втором этапе, продолжительность которого определяется учебным планом, студент закрепляет имеющиеся теоретические знания, овладевает практическими умениями и навыками, выполняет следующие виды деятельности.

В органах внешних сношений:

– изучает структуру органов внешних сношений;

– изучает направления деятельности структурных подразделений органов внешних сношений;

– содействует сотрудникам органов внешних сношений в выполнении функций и задач, возложенных на соответствующие подразделения;

– присутствует при производстве официальных действий и составлении официальных документов;

– присутствует на приеме граждан, который ведет сотрудник органа внешних сношений.

В органах прокуратуры:

– изучает порядок осуществления органами прокуратуры надзора за исполнением законодательства физическими лицами и организациями;

– изучает документы, обеспечивающие сотрудничество органов прокуратуры с иностранными государственными органами, учреждениями и организациями;

– изучает порядок осуществления органами прокуратуры надзора за законностью и обоснованностью решений, приговоров, определений и постановлений судов по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также соблюдением законодательства при их исполнении;

– составляет проекты процессуальных документов и актов прокурорского надзора;

– присутствует на приеме граждан.

В районном (городском) суде:

– изучает дела, назначенные к судебному разбирательству;

– изучает документы, обеспечивающие сотрудничество с иностранными судами и государственными органами, учреждениями и организациями; а также порядок оказания и получения правовой помощи и правовой информации;

– присутствует при подготовке материалов, необходимых для судебного разбирательства;

– присутствует при рассмотрении дел;

– по согласованию с судьей изучает особенности рассмотрения определенных категорий дел;

– изучает особенности приказного производства, порядок вынесения, содержание и исполнение определения о судебном приказе;

– составляет проект протокола судебного заседания, проекты судебных постановлений (решений, определений);

– знакомится с исполнительными производствами, находящимися в производстве суда;

– изучает порядок производства исполнительных действий судебным исполнителем;

– присутствует на приеме граждан, который ведет председатель суда (судья).

В органах внутренних дел:

– изучает структуру органов внутренних дел и их подразделений;

– изучает документы, обеспечивающие сотрудничество органа внутренних дел с иностранными государственными органами, учреждениями и организациями;

– содействует сотрудникам органов внутренних дел в производстве официальных действий;

– составляет проекты уголовно-процессуальных документов;

– присутствует на приеме граждан, который ведет сотрудник органов внутренних дел.

В юридическом отделе организации:

– изучает устав, лицензии (разрешения) и другие документы, на основании которых организация осуществляет свою деятельность;

– изучает нормативные правовые акты и другие документы, регламентирующие деятельность юридической службы организации;

– изучает задачи и функции юридической службы организации;

– изучает документы организации, обеспечивающие ее внешнеэкономическую деятельность и сотрудничество с иностранными государственными органами, учреждениями и организациями;

– изучает порядок подготовки и внедрения системы локальных нормативных актов организации, регламентирующих взаимоотношения и экономическую ответственность структурных подразделений, иные вопросы производственно-хозяйственной и социальной деятельности организации;

– изучает порядок проверки на соответствие законодательству представляемых на подпись руководителю организации проектов приказов и других документов нормативного характера;

– изучает порядок учета поступающих в организацию нормативных правовых актов и разрабатываемых им нормативных актов и документов;

– изучает организацию работы по подготовке, заключению и контролю за исполнением внешнеэкономических и иных хозяйственных договоров;

– знакомится с организацией претензионной и исковой работы, представлением интересов организации в судах и иных государственных органах.

В структурном подразделении государственного органа, органа местного управления и самоуправления:

– знакомится с основными направлениями деятельности структурного подразделения государственного органа;

– участвует в рассмотрении поступающих в государственный орган на согласование проектов правовых актов;

– участвует в проверке на соответствие действующему законодательству представляемых на подпись руководству государственного органа проектов правовых актов;

– присутствует во время приема граждан, который ведет руководитель либо сотрудники структурного подразделения государственного органа;

– под руководством руководителя практики оказывает работникам помощь в поиске необходимых нормативных правовых актов по направлениям деятельности государственного органа;

– изучает порядок защиты имущественных и иных интересов государственного органа при рассмотрении споров в судах.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе во время практики либо неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику повторно либо отчисляется из института.

Учебная (ознакомительная) практика студентов, сдающих академическую разницу в учебных планах либо направленных повторно, проводится в сроки, уста­новленные деканатом.

Третий этаппредполагает подготовку отчетной документации к защите отчета по практике и участие студентов в заключительной конференции по итогам практики. Представление отчетной документации производится не позднее трех дней после второго этапа учебной практики.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Подготовка отчетной документации к аттестации – завершающий этап практики. Представление отчетной документации производится на кафедру международного права в течение первых пяти дней экзаменационной сессии, следующей за практикой.

Оформление отчета по практике

Отчет о прохождении практики оформляется в соответствии с общими требованиями, защищается на отчетной конференции по итогам прохождения практики (в срок не более семи дней после окончания практики).

Структура отчета.Отчет оформляется на стандартных листах формата А4 в машинописном варианте. На титульном листе указывается автор отчета, имена руководителя принимающей организации и руководителя практики (см. Приложение 1). Объем отчета, как правило, 2–3 страницы. Отчет подписывается студентом, ставится дата составления.

Содержание деятельности студента подтверждается материалами, которые размещаются в Приложении. В приложении должны быть представлены процессуальные и иные документы, имеющие отношение к работе, выполняемой студентом во время прохождения практики.

К отчету прилагаются:

- дневник прохождения практики, заполненный, подписанный и заверенный надлежащим образом;

- характеристика, заверенная гербовой печатью (в дневнике либо на отдельном листе);

- копии процессуальных и иных документов, составленных практикантом.

Общее руководство учебной (ознакомительной) практикой студентов осуществляет руководитель практики от БИП.

Ответственность за непосредственную организацию и учебно-методическое сопровождение практики несут заведующие кафедрами, которые осуществляют подбор руководителей практики из числа профессорско-преподавательского состава кафедры и руководитель практики от принимающей организации.

Руководитель практики от БИП:

- осуществляет сбор необходимой информации о календарных сроках проведения практики и о количестве студентов, направляемых на практику;

- решает вопрос об обеспечении кафедры международного права и студентов необходимой бланочной продукцией;

- непосредственно обеспечивает организацию практики, готовит соответствующие приказы и другие необходимые документы, направляет студентов для про­хождения практики;

- информирует студентов о сроках и порядке проведения практики, базах практики;

- решает в пределах своей компетенции вопросы, возникающие в процессе подготовки и проведения практики;

- принимает меры по заключению договоров с принимающими на практику сторонами;

- готовит общий отчет об итогах проведения практики;

- представляет нагрузку по практике на кафедру международного права;

- оказывает необходимую помощь руководителям практики от кафедры и принимающих организаций;

- осуществляет методическое руководство практикой.

Руководитель практики от кафедры международного права:

- обеспечивает организационные мероприятия перед началом практики;

- разъясняет студентам их права и обязанности;

- информирует о целях и задачах прак­тики;

- знакомит с Программой практики и требованиями по оформлению отчета и материалов практики, выдает индивидуальные задания;

- систематически посещает принимающие организации, контролирует выполнение правил внутреннего трудового распорядка;

- оказывает необходимую помощь руководителям практики от принимающих организаций;

- осуществляет методическое руководство практикой, контроль за полнотой выполнения студентами настоящей Программы, ведением дневника, оформле­нием отчета о практике;

- рекомендует студентам необходимые нормативные акты и литературу, консультирует по вопросам, возникающим при прохождении практики;

- проверяет отчеты о практике, дает отзыв о работе, представляет на кафедру отчет о руководстве практикой;

- принимает дифференцированный зачет и выставляет оценку по практике.

Руководитель принимающей организации:

- подбирает опытных специалистов в качестве непосредственных руководителей практики;

- совместно с руководителями практики от кафедры и института организует и контролирует прохождение практики в соответствии с настоящей Программой и предусмотренными графиками;

- предоставляет места практики, создает студентам необходимые условия, обеспечивающие наибольшую эффективность прохождения практики;

- периодически проводит со студентами собеседования, обсуждает итоги практики за истекший период, анализирует имеющиеся недостатки и упущения определяет дальнейший план прохождения практики;

- приглашает студентов на служебные совещания и другие мероприятия;

- принимает меры воздействия к студентам, нарушающим правила внутреннего трудового распорядка, сообщает в институт обо всех случаях нарушения студентами правил внутреннего трудового распорядка.

Руководитель практики от принимающей организации:

- организует прохождение практики закрепленных за ним студентов в тес­ном контакте с руководителем от факультета;

- утверждает рабочий план практики, составленный студентом на основе Программы практики с учетом особенностей принимающей организации;

- осуществляет постоянный контроль за деятельностью студентов, помогает правильно составлять процессуальные документы, знакомит
с наиболее эффективными методами работы и консультирует по вопросам практической деятельности;

- помогает подбирать материалы для подготовки научных работ;

- обеспечивает и контролирует соблюдение студентами правил внутреннего трудового распорядка, установленного в принимающей организации, ведет контроль посещаемости, проводит инструктаж по технике безопасности и ознакомление с правилами внутреннего трудового распорядка;

- контролирует ведение дневника, правильность его заполнения, подготовку отчетов по практике;

- готовит характеристику на каждого студента, в которой отражает умение самостоятельно разрешать отдельные вопросы и правильно применять теоретические знания и действующие законодательство.

Студент в период прохождения практики обязан:

- изучить Программу практики, получить индивидуальное задание и
рекомендации руководителя практикой от кафедры о методике прохождения практики;

- ознакомить руководителя принимающей организации и непосредственного руководителя практики от принимающей организации с Программой практики;

- составить рабочий план прохождения практики и представить его на утверждение руководителю принимающей организации либо непосредственно руководителю практики от принимающей организации;

- выполнять требования Программы практики и индивидуальное задание, полученное при направлении на практику;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и техники безопасности, установленные в принимающей организации;

- ежедневно заполнять дневник с изложением проделанной работы и предоставлять его непосредственно руководителю практикой от принимающей орга­низации на подпись;

- представить руководителю практики от кафедры отчет о выполнении всех заданий с приложением составленных документов, сдать дифференцированный зачет; принять участие в студенческой конференции по результатам практик.

Общее руководство учебной (ознакомительной) практикой студентов осуществляет руководитель практики от БИП.

Ответственность за непосредственную организацию и учебно-методическое сопровождение практики несут заведующие кафедрами, которые осуществляют подбор руководителей практики из числа профессорско-преподавательского состава кафедры и руководитель практики от принимающей организации.

Примерный перечень индивидуальных заданий

Практика в органах внешних сношений:

- изучить структуру органов внешних сношений;

- изучить направления деятельности структурных подразделений органов внешних сношений;

- содействовать сотрудникам органов внешних сношений в выполнении функций и задач, возложенных на соответствующие подразделения;

- присутствовать при производстве официальных действий и составлении официальных документов;

- присутствовать на приеме граждан, который ведет сотрудник органа внешних сношений.

Практика в местных исполнительных комитетах (местных администрациях):

- изучить структуру соответствующего местного исполнительного комитета (местной администрации), местного Совета депутатов;

- ознакомиться с работой постоянных комиссий местного Совета депутатов;

- ознакомиться с работой управлений и отделов местного исполнительного комитета (местной администрации);

- присутствовать при приеме посетителей руководителями местного исполнительного комитета (местной администрации);

- ознакомиться с порядком прохождения и рассмотрения обращений граждан;

- ознакомиться с организацией работы административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, с деятельностью отдела внутренних дел, налоговой и иных инспекций.

Практика в суде:

- ознакомиться с работой канцелярии суда, ведением делопроизводства, распределением обязанностей между работниками канцеляриями;

- ознакомиться с порядком регистрации и учета уголовных и гражданских дел и других материалов;

- ознакомиться с функциональными обязанностями секретаря судебного заседания и правилами ведения протокола судебного заседания;

- изучает порядок подготовки дела к слушанию в судебном заседании;

- присутствовать при рассмотрении дел в судебном заседании;

- ознакомиться с порядком обращений к исполнению приговоров, вступивших в законную силу и работой судебного исполнителя.

Практика в прокуратуре:

- ознакомиться с работой канцелярии прокуратуры, учетом и регистрацией переписки;

- ознакомиться с порядком ведения и оформления надзорных производств по жалобам, протестам, представлениям, ведением наблюдательного производства.

- ознакомиться с методикой выявления нарушений закона, причин и условий, способствовавших этим нарушениям;

- изучить методику анализа и обобщения состояния законности на подведомственной территории;

- присутствовать при приеме граждан прокурором, по его поручению готовить проекты отчетов по разре­шенным жалобам граждан.

Практика в органах внутренних дел:

- ознакомиться со структурой, задачами и основными направлениями деятельности милиции;

- ознакомиться с общими условиями прохождения службы в милиции, правами и обязанностями работников милиции;

- ознакомиться с организацией работы отделений уголовного розыска, отдела борьбы с экономическими преступлениями, инспекции по делам несовершеннолетних, участковых инспекторов;

- изучить организацию работы дежурной службы, порядок приема и регист­рации поступающих заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, орга­низацию выезда оперативных групп;

- ознакомиться с применением законодательства об административном задержании, приводе, доставлении, установлении административного надзора, примене­нии административных взысканий органами милиции;

- ознакомиться с работой канцелярии и делопроизводством отдела внутренних дел; с правилами хранения документов, учетом и хранением вещественных доказательств и изъятых ценностей.

Практика в юридической консульта­ции:

- изучить нормативные акты, регламентирующие деятельность коллегии адвокатов;

- ознакомиться с делопроизводством в юридической консультации;

- присутствовать при приеме граждан адвокатами юридической консультации;

- присутствовать при выступлении адвоката в суде.

Практика в нотариате:

- изучить действующее законодательство и другие нормативные акты, регулирующие деятельность нотариата;

- присутствовать при приеме граждан нотариусом, ознакомиться с порядком удостоверения договоров, доверенностей, завещаний, выдачей исполнительных надписей и др.;

- выполнять поручения нотариуса по вопросам нотариальной практики.

Практика в юридическом отделе предприятия:

- ознакомиться с ведением делопроизводства, перепиской по материалам дел;

- изучить работу юрисконсульта по обеспечению законности заключаемых субъектом хозяйствования договоров;

- изучить работу по укреплению трудовой дисциплины.

Практика в органах социальной защи­ты:

- изучить правила подготовки пенсионных дел;

- изучить организацию делопроизводства, обязанности сотрудников по делопроизводству, основные виды служебных документов и требования к ведению служебной переписки;

- изучить порядок и условия назначения пенсий по Закону Республики Беларусь о пенсионном обеспечении;

- ознакомиться с условиями обучения в учебных заведениях системы социального обеспечения;

- изучить порядок выплаты пенсий работающим и не работающим пенсио­нерам; порядок выплаты пособий; систему документооборота.

Приложение 1

Титульный лист отчета по практике

УТВЕРЖДАЮ

Должность руководителя организации

(заместитель руководителя)

Подпись Расшифровка

Дата, печать организации

ОТЧЕТ

о прохождении учебной (ознакомительной) практики

в________________________________________________

(полное наименование ОРГАНИЗАЦИИ, где проходила практика)

Студента (-ки)__ курса

Факультета международного права и юридической психологии

Специальность «Международное право»

Специализация _____________________

___________________ (фамилия, имя, отчество)

(подпись)

Руководитель от организации

(должность) __________________ (фамилия, имя, отчество) (подпись)

Минск 20__

Наши рекомендации