Глава 4. Близкие люди. Сложности взаимоотношений 5 страница
— Да, конечно.
— Значит, семья отражает нормы и ценности общества.
— Возможно, я немного неправильно выразилась. Я делала акцент не на том. Я имела в виду, что семья — это замкнутая система и в ней легко раствориться. А поскольку она является сосредоточением всего общества, то жить в ней еще сложнее, чем в обществе.
— Не случайно говорят: «Семья — ячейка общества». Если общество хочет укрепиться, то оно в первую очередь начинает укреплять семью. Если общество разваливается, то разваливается и семья. Такие тенденции вы можете проследить на примере разных стран и изменений, происходящих в них в определенные периоды. А вообще нужна ли семья? Нужна ли семья в том виде, в котором она сейчас существует? Ради чего люди объединяются в семьи? С какой точки зрения мы посмотрим на это? Что именно вас волнует?
— Меня интересует даже не то, почему два человека объединились в семью, а тот период, когда у них появились дети, а чувства этих двух людей изменились. Лично я говорю про свою семью, разумеется. Моих родителей, по-моему, уже ничто не связывает, кроме привычки. Вот они живут, живут, живут, и даже не знают, что сделать, чтобы как-то по-иному жить. Разумеется, это выливается на меня. Меня кормят, холят, лелеют, одевают. Но за это они постоянно требуют подтверждения того, что я их собственность.
— Совершенно верно. Мы начали говорить о желаниях. Давайте с этой точки зрения посмотрим на семью. С какими желаниями люди объединяются в семьи? Какие из этих желаний потом реализуются или не реализуются? Ведь если желания двух людей, объединившихся в семью, не реализуются, то, естественно, это начинает отражаться на ребенке. Вот почему многие люди сейчас не хотят создавать семью. Пока никто из вас не говорил, что хочет иметь ребенка, и это подтверждает то, о чём я сказал. Возможно, вы не хотите этого, потому что в результате будут сложности. Так с какими же желаниями люди объединялись в семьи? Почему эти желания не реализовались? Ведь именно нереализованность желаний вызывает конфликтность и напряженность в семье. Они искали к кому приткнуться, с кем разделить свое непонимание жизни. Вы можете сказать, что я утрирую, но на самом деле так и есть. Часто люди ищут друг друга именно из-за этого. Например, молодой человек или девушка не хотят оставаться с родителями, потому что те их притесняют. Единственное, что они хотят, — это свободы. Но так как нужно иметь какие-то деньги, еще что-то, то они пытаются найти того, кто бы их обеспечил. Они хотят сбежать из семьи. Вот основное их желание. Их ведет желание избежать чего-то негативного. Здесь мне плохо, поэтому надо куда-то сбежать отсюда, а сбежать лучше всего замуж или жениться. Многие бегут замуж, а не выходят. И поэтому неслучайно, что потом всё не так, ведь основным было желание сбежать. Вот они оба и сбежали. Два человека, сбежавших откуда-то, соединились. Так что же их сблизило? Рано или поздно им захочется сбежать и друг от друга — «и от бабушки ушел, и от дедушки ушел, и от тебя уйду». Но сначала-то они друг друга «мурыжат» собственным непониманием того, зачем они это сделали, а потом всё становится явным. И они начинают мучиться сами и мучить друг друга. Но они могут не понимать, почему же с ними такое происходит. Теперь им и здесь плохо, и опять они пытаются сбежать в другое место, где, как им кажется, будет лучше. Но и там произойдет то же самое, потому что желание каждого из них в основе своей имеет намерение сбежать от того, что плохо, а не найти то, что хорошо. Найти то, что хорошо, возможно, только поняв всё происходящее. Но ведь это еще надо понять. Когда тебе плохо — это очевидно. Поэтому вы пытаетесь просто сбежать. Но понять, что же вы хотите на самом деле, — значительно сложнее. Для этого надо увидеть, что же вы всё время делаете? Почему вы так делаете? Что при этом хотите? Что получаете? Большинство людей не хотят понять этого, и поэтому всё время бежит от того, что им не хочется, но никак не попадет туда, куда действительно хочет. Ведь они не знают, что же им хочется на самом деле. То, о чём вы говорите, не тупиковая ситуация. Ни одна ситуация не является тупиковой. Она такова только до тех пор, пока ты не понимаешь, что же с тобой происходит и что же ты действительно хочешь. Если вы поймете сейчас, что действительно хотите, то сможете это сделать. Так что же вы хотите на самом деле?
Попробуйте сейчас ответить на этот вопрос и записать его прямо здесь: ________________________________________
— Я хочу разрешить внутренний конфликт. Я хочу выкопать его….
— Но ведь для того, чтобы его разрешить, надо понять, что же вы хотите на самом деле. Если вы хотите просто разрешать данный конфликт, то вы и будите всё время им заниматься. Для этого родители предоставят вам массу возможностей. На протяжении долгих лет вы всё время будете разбираться, что же такое с ними происходит. Если вы поймете, осознаете, что же вы на самом деле хотите, то вся ситуация резко измениться. Ведь родители сами сделали то, что они сделали. Вы можете пытаться уйти, но куда вы пойдете, с какими мыслями, с какими желаниями? Вот что самое важное. Просто уйти не так уж сложно.
— Поэтому я и не ухожу, знаю, что это не решит проблемы.
— Но если вы останетесь, то ведь тоже надо понимать, почему вы остаетесь.
— Потому что я хочу разобраться.
— Так давай разбираться. А что вы хотите?
— Я хочу понять, где это во мне и почему. И как это оттуда вынуть.
— Что «это»? Что вас сейчас не устраивает в семье? Вы говорили о том, что вам не дают возможность быть одной?
— Мне не дают возможность быть собой.
— А вы знаете, кто вы есть на самом деле?
— Нет, они не дают возможности мне понять себя.
— А как вы можете быть собой, если не знаете, кто вы есть на самом деле? Какая разница, дают родители вам эту возможность или не дают. Если вы не знаете, кто вы, то, как вы можете этим быть? А если же вы знаете, кто вы, то кто может вам не дать возможность этим быть?
— Ну, хорошо, тогда я хочу понять, кто я.
— Хорошо, но тогда каким образом это связано с вашей семьей? Ведь вы сейчас сказали, что именно ваша семья не дает вам возможность понять, кто вы есть. Посмотрите, как хитро можно уйти от вопроса, который надо решать самому. Это самый сложный вопрос: понять, кто я есть на самом деле. И можно либо пытаться понять это самому, либо обвинять других в том, что они не дают вам узнать себя. Тогда вы всю энергию тратите на то, чтобы обвинять и объяснять, почему вам не дают быть такой, какая вы есть.
— Я этого не говорила. И никого не обвиняю. Разумеется, я понимаю, что здесь дело во мне, а не в ком-то еще.
— Да, но вы начали с семьи.
— Я не начала с семьи. Я семьей закончила. Я долго говорила и закончила семьей, потому что это самое-самое последнее.
— А может быть именно семья поможет вам понять, кто же вы есть на самом деле. Она заставляет вас задумываться над данным вопросом. Очень мало людей, которые способны без внешнего побуждения начать задумываться о таких вещах. Люди привыкли делать что-то только, когда их заставляют. Если человек делает что-то независимо от того, заставляют его или нет, только тогда он способен осознавать происходящее с ним без искажений. В этом случае всё происходящее «играет на него».
На самом деле нет плохих или хороших обстоятельств. Есть просто различные возможности. Любая ситуация, в которой вы находитесь, является для вас самой лучшей возможностью осознания того, что вам на самом деле необходимо. Поэтому, во-первых, нужно понять, что ситуация, в которой ты находишься, является возможностью для твоего понимания. Во-вторых, знать, чего же ты на самом деле хочешь понять. И тогда ты сможешь использовать ситуацию. Любую ситуацию, самую ужасную с точки зрения посторонних людей, можно использовать для осознания самого себя. Более того, чем она драматичнее, тем больше возможность понять что-то очень важное. Но нужно захотеть понять это.
— Я думаю, что я этого уже захотела, раз об этом думаю и говорю.
— Тогда делайте следующие шаги в этом направлении.
— Я делаю. И первый шаг сделала, когда не ушла. Первый порыв был уйти, но я не сделала этого. Я осознанно осталась, чтобы всё-таки понять себя.
Как увидеть, услышать и почувствовать свое желание?
— Мы говорили о желаниях человека. Если человек ничего не хочет, то становиться мертвым, в нём нет никакой энергии. С ним можно делать всё, что угодно. Он ничего не хочет. Его там нет. Когда человек начинает осознавать себя, начинает возвращаться к жизни и действию, то у него просыпаются какие-то желания. Эти желания могут быть либо навязанными ему, либо идущими действительно из него. Большинство людей начинает делать что-то не потому, что сами хотят, а потому что есть какие-то нормы, кто-то говорит о том, что это надо делать или заставляет их. Это лучше, чем не делать ничего, но значительно хуже, чем делать то, что вы действительно хотите сами. Для некоторых людей начало делания хотя бы чего-то уже некая возможность того, чтобы понять, чего же действительно они сами хотят. Вы начинаете что-то делать, но потом видите, что то, что вы делаете, на самом деле вас не привлекает. Тогда вы пытаетесь разобраться и понять, чего же вы на самом деле хотите. И когда, наконец, вы начинаете хоть как-то ощущать, видеть или чувствовать то, что вы хотите, пусть пока это еще достаточно туманно, но, по крайней мере, такое желание идет уже от вас.
Теперь возникает вопрос: «А как мне делать то, что я действительно хочу?» Если у вас действительно есть желание, которое идет из глубины вас, то, как его увидеть, почувствовать и услышать? Как его сделать явным для самого себя. «Я хочу просто идти куда-то», — говорит человек. Ему всё равно куда идти: на юг, на запад, на север. Всё равно куда идти: в лес или в город, но, по крайней мере, он уже хочет идти. Он уже готов действовать. Но куда он идет — совершенно непонятно. И когда его спрашиваешь: «А куда ты собственно идешь?» — «Ну, вот я хочу прийти туда и туда», — говорит он. Спрашивают: «А куда конкретно? Давай попробуем увидеть это. Может быть, услышать. Может быть, почувствовать». Давайте сейчас попробуем сформулировать более четко то, чего вы действительно хотите. Возможно пока ваше желание неоформленное, смутное. Давайте сделаем его более ясным.
Сделайте это прямо сейчас: __________________________________________ ________________________________________
— А если желание определяется не куда идти, а с кем идти?
— Сформулируйте более четко.
— У меня есть один приятель, он спелеолог. У него желание по пещерам лазить и «автостопом» ездить. У меня никогда не было желания лезть под землю. А тут он что-то рассказывал и так это интересно, так классно, что, думаю: «Ну всё, в следующий раз лезем вместе». А сейчас думала, действительно ли мне под землю хочется или просто с ним быть рядом?
— Это желание пришло от него? Он вам его высказал?
— Да, он говорил, он рассказывал, он показывал. Оно исходит извне, если и не навязано, то подарено. Кем-то. Ну, хорошо, сейчас он лезет под землю, а мало ли куда он полезет потом. Не пойду ли я с ним дальше туда?
— Возможно, потом он полезет в горящий дом или в прорубь. Если вы с ним будете всё это делать, то это — любовь?
— Я говорила, что мне квартира нужна, чтобы муж мой трезвый был, а на самом деле получается, что я не принимаю его таким, какой он есть, и он меня не принимает такой, какая я есть. Он построил образ женщины, которую любит, но это не я.
— «Трезвый пьяного не разумеет».
— Точно, как и сытый голодного. На самом деле у меня желание принимать людей такими, какими они есть. Тогда мне не потребуется отдельная квартира, потому что я всё время буду помнить, что когда была одна, мне было плохо. Вообще я не хочу быть одна. На самом деле желание не в том, чтобы кто-то был таким, каким мне хочется, а чтобы я принимала его таким, какой он есть. И чтобы меня принимали такой, какая я есть.
— Потрясающе. Посмотрите, насколько меняется вся ситуация. Вот человек, который является мужем и пьет каждый второй день. И нет ничего, казалось бы, ужаснее, если мы ставим задачу быть спокойным, чтобы нас никто не тревожил. Нет более ужасной ситуации, чем эта. В то же время, если мы начинаем разбираться и понимать, что же мы действительно хотим, то оказывается, что мы хотим научиться принимать других людей. Это может быть одна из важнейших и потрясающих задач. Потому что, если мы научимся это делать, то жизнь становится совершенно другой. Тогда всё вокруг нас будет просто радовать. Тогда во всём мы будем находить что-то прекрасное. Если я не принимаю этого человека, когда он пьяный, то, что я могу увидеть в нём прекрасного? Тогда всякий раз, когда он около меня, я нахожусь в ужасном состоянии. А так как этот человек всё время находится около меня, то я всё время нахожусь в ужасном состоянии. Значит, я должна сделать так, чтобы он исчез с моих глаз, но на его смену рано или поздно придет другой, аналогичный этому. Поэтому остается только прекрасная цель — научиться принимать жизнь, события, людей такими, какие они есть, а так же увидеть в них себя. Ведь то, что мы отрицаем в других людях, это на самом деле то, что мы отрицаем в себе. И вы это увидите, если захотите. То, что нас раздражает в других людях больше всего, это то, что раздражает нас больше всего в самом себе. Но мы в себе этого видеть не хотим. И тогда мы это проецируем на другого человека и в нём ненавидим то, что ненавидим в себе. Если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что именно так и происходит. Увидеть что-то в себе очень трудно, но когда вы увидите это в других людях, то сможете увидеть и в себе. Посмотрите, например, агрессивный человек крайне не любит агрессивность у других. Но он не говорит, что агрессивен сам, он скажет: «Это ты агрессивный и раздражаешь меня, когда начинаешь кричать». Другой человек, например, очень печальный. Плакать любит. И когда кто-то рядом плачет, ему очень плохо становится. Он говорит: «Ну, не надо плакать. Ну, всё, что хочешь, только не плачь». А какие-то другие люди совершенно спокойно воспринимают такое. Почему? Да потому, что то, что мы не любим в других людях, это то, что мы не видим и не признаём в себе. Поэтому принять другого человека — значит принять что-то в себе. И если мы формулируем свое желание в виде такой задачи, то всё становится очень интересным и полезным. Тогда вы видите глубокий смысл во всём, что происходит. Человек, который рядом с вами, становится прекрасной возможностью понять себя. Человек, который вас раздражал, может стать вашим лучшим учителем. Именно так оно и происходит. Когда мы научимся принимать и понимать самого себя, тогда и те, кто рядом, не смогут не чувствовать, что и с ними происходит что-то необычное. Когда мы действительно меняемся, вокруг нас тоже всё меняется. Заставить меняться окружение нельзя. Но, изменившись сам, ты меняешь всё вокруг. Возможно, это не быстрый процесс, но прекрасный.
Побег от самого себя
— Свобода близко с одиночеством ходит. Мне даже кажется, что свобода вблизи — это одиночество. Я вспомнила мультфильм. Там человек решал какую-то важную научную проблему и ему хотелось побыть одному. Он спускался под воду, но ему мешали подводные лодки, водолазы. В пустыню ушел, а там верблюды с бедуинами. Потом пошел на пустынный берег моря, а там зонтики, пляж. Нигде ему не давали сосредоточиться. В конце концов, он сел в ракету, улетел на другую планету и там решил свою проблему. Эврика. Ему уже представляется, как его на руках носят, поют дифирамбы. Бежит в одну сторону — никого нет, в другую — никого. Поделиться своим открытием не с кем. Вообще у меня сильное желание путешествовать, видеть что-то новое. Специальность я имела не ту, которую хотела, а ту, что мне навязали. У меня мужская специальность, связанная с золотодобывающей промышленностью. За государственный счет я объездила полстраны. Видела совершенно потрясающие места. Дивной красоты. Я реализовала желание путешествовать таким образом.
— Прекрасно. Кстати, по поводу желания путешествовать. Многие сейчас имеют такие желания и возможности. Туристический бизнес у нас развивается. В связи с этим у меня возникает вопрос: что ищет путешествующий человек? Что заставляет его путешествовать? Может быть, он просто пытается искать что-то новое вне себя. Не внутри себя, а вне себя? У меня был такой период, когда я тоже очень много ездил. А сейчас у меня нет потребности куда-либо ездить. Я не против этого. Я в принципе очень легок на подъем. Но этой потребности теперь нет, потому что я увидел то, что внутри меня. Оно значительно богаче. Там есть всё. Я могу путешествовать внутрь, в глубь самого себя и мне не надо никуда ездить для этого. Мне не нужно платить тысячи долларов за какие-то сомнительные поездки. Я могу совершать свои путешествия в любой момент. Причем увидеть, услышать и узнать такое, что вряд ли мне предложат даже в самой лучшей туристической фирме. Их набор весьма ограничен. Пощупать какую-нибудь пирамиду в Египте. Посмотреть на святые места. Полежать на комфортном пляже. Вот чем обычно привлекают. Я не отрицаю это. Просто хотел показать еще и то, что иногда путешествия бывают способом убежать от себя. Когда человек начинает идти внутрь себя, то находит там такие возможности, такие миры, которые никто и никогда ни за какие деньги ему не может дать.
— Путешествия дают возможности проверить себя. Насколько ты способен преодолеть какие-нибудь невзгоды, природные условия и так далее.
— А зачем? Зачем вам надо доказывать себе, что можете спать, например, на гвоздях?
— Не доказывать, а проверять, на что ты способен. Вот вы говорите о желаниях. То, что ты не можешь, ты не должен желать. Ты должен проверить, можешь ты или нет. А потом желать или не желать. Скорее не желать, если не можешь.
— Есть некоторые мужчины и женщины, которые постоянно пытаются подтверждать свое звание «женщины» или «мужчины».
— А почему бы себя всё время не проверять? Почему скалолазы лезут на скалы? Что они убегут от себя?
— Я думаю, что среди этих людей немало именно таких. Почему человек лезет на какой-нибудь Эверест? И потом все рукоплещут ему. А какая-нибудь женщина на кухне не понимает этого. Она говорит: «А зачем это всё? Ведь так много вокруг всего прекрасного. Вот ребенок, он смеется. Вчера еще не умел что-то, а сегодня научился». Ей странно, не понятно, зачем лезть туда. А многие кричат, что это великий человек, он первым покорил Эверест.
— Но сам-то он понимает, зачем туда лезет.
— Я не уверен в этом. Возможно, он бежит от себя. Я не люблю разговоров о каких-то абстрактных людях. Я предпочитаю говорить о конкретном человеке. Но коль такой разговор всё же зашел, я тоже в определенной степени говорю абстрактно о том, что у меня есть предположения, что некоторые из таких людей бегут от себя таким способом.
— Дело в том, что я живу в городе. Люблю природу, деревню. Но у меня нет дачи.
— А что даст вам деревня по сравнению с городом?
— Там легче дышать. Воздух чище.
— Когда вы легче дышите, что у вас происходит? Почему от этого вам лучше? Какие-то люди наоборот больше любят выхлопные трубы, им очень трудно дышать в другом месте. Когда они приходят в лес, у них голова кружится.
— Вы противоречите себе. Мы рождены, чтобы жить, а жить нужно полноценной жизнью.
— Что значит нужно? Кому нужно?
— Тому, кому нужно жить, тому нужно быть здоровым.
— А кому нужно жить?
— Кому? Всем.
— Что значит быть здоровым? Почему вы говорите, что нужно быть здоровым? Если само по себе здоровье так прекрасно, то почему так мало людей занимается спортом, чтобы стать здоровыми. Почему они только тогда начинают это делать, когда им говорят, что «нужно быть здоровым». Так отчего у вас возникает такое желание: оттого, что нужно, или оттого, что хочется?
— Хочется. Хочется свежего воздуха. Хочется воды чистой. Хочется к дереву прикоснуться.
— Так сделайте это.
— Я сейчас задумалась и пришла к выводу, что, наверное, очень много проблем из-за того, что я себя не принимаю. И, наверное, действительно для начала неплохо бы принять себя, но как это сделать?
Принятие через действие
— Действительно очень непросто принять себя. Потому что, если ты не знаешь, кто ты, то что, собственно, принимать тогда? Вот почему я говорю о том, что надо начать действовать, чтобы понять, кто ты. Есть много разных подходов к пониманию себя. Мы уже говорили об этом. Есть восточный подход, когда человек просто уходит в медитацию и таким образом доходит до глубины себя. Но даже на Востоке немногие люди могут к этому прийти. Многие пытаются так делать, но далеко не все получают понимание себя именно таким образом. Сесть в позу лотоса, закрыть глаза и медитировать — это еще не значит, что человек встречает самого себя. На самом деле он может просто проигрывать те сцены, которые у него зафиксированы в уме. Именно так чаще всего и происходит. Это не медитация, а разновидность сна. Медитация — прекрасный путь познания себя, но большинство людей на Западе просто не понимают, что это такое. И то, что они пытаются делать, чаще всего очередное заблуждение. Они могут тешить себя какими-то иллюзиями, видеть какие-то образы, но на самом деле всё это просто их фантазии. Они не приближают их к пониманию самого себя. Поэтому может быть для западного человека наиболее продуктивный путь — это путь делания. Но делать что-то можно осознанно или неосознанно. Если вы делаете что-то неосознанно, то, скорее всего, делаете не то, что на самом деле хотите, не то, что идет изнутри, а то, что навязано. Вам говорят: «Надо работать! Надо зарабатывать деньги! Хоть какую работу, лишь бы платили!» Появились деньги. Теперь надо дачу не хуже, чем у других. Потом машину. Всё это идет не из вас. Это то, что вам навязали. Но если вы начинаете делать что-то осознанно, вы узнаете, надо ли вам это на самом деле. Возможно вам надо что-то совсем другое, то, что большинство не поймет и не оценит. Они скажут: «Что это ты делаешь?» А вы начали рисовать. Они говорят: «Ты что? Ты же не будешь никогда художником. Ты же никогда не заработаешь на этом денег». Вы отвечаете: «Ну и что. Я хочу рисовать, потому что мне это нравится». А кто-то начинает лепить. Другой просто копает землю и сажает что-то. И не потому, что это ему принесет какой-то доход, а просто потому, что таким образом он выражает себя. Делая это, он начинает понимать всё больше и больше о том, кто же он на самом деле и что же хочет. Но чтобы сделать то, что действительно идет от самого себя, надо отказаться от того, что тебе навязали. Хотя бы частично отказаться. Хотя бы какое-то небольшое время уделить тому, что ты действительно хочешь. Но большинство людей настолько зациклены на делании того, что им навязано, что говорят: «Ну, вообще я что-то хотел, а может быть, я вообще ничего не хочу, я не знаю, вот я делаю, делаю, надо ведь делать что-то. Надо скорее деньги заработать, а там видно будет». Такой человек много суетится, но ничего толком не делает. И денег у него постоянно не хватает. Или у него появились деньги, и он покупает машину, дачу… Его спрашиваешь: «А тебе нужно всё это?» — «Да брось ты, что ты говоришь, вот я делаю и мне еще надо сделать. Это привезти, то подвезти. Тут вот меня обокрали, теперь нужно всё восстанавливать». Одни проблемы порождают другие, и так бесконечно. А человек так и не сделал того, что он на самом деле хотел. Может быть, в детстве он что-то чувствовал, но забыл об этом. Возвратитесь в свое детство, вспомните свои чувства. Вспомните и сделайте. Может быть, тогда поймете, кто же вы и зачем.
— Я много чего начинала делать, потом бросала. Мама всегда ругалась и говорила: «Ты ни одно дело не доводишь до конца». И у меня появился страх перед тем, чтобы что-то попробовать. Начинаю задумываться, доведу ли до конца, надо ли пробовать. Мне интересно, связано ли то, что человек бросает начатые дела, с тем, что он делает не свое дело?
— Это может быть так, а может быть и не так. Если человек делает что-то, что он понимает, то будет это делать осознанно. Но не очень много людей может похвастаться тем, что они действительно понимают, что делают. Поэтому даже делание того, что, может быть, вы не хотите делать, может быть использовано для того, чтобы развить в себе, например, умение управлять своим вниманием. Или умение правильно прилагать усилия. Очень важно — уметь правильно прилагать свои усилия. Человек, который не умеет этого, никогда и ни в чём не преуспеет. Некоторые люди пытаются идти по так называемому духовному пути, отрицая мирскую жизнь, в которой они даже не пытались чему-то научиться, что-то сделать. Они говорят: «Вот теперь я именно здесь всего достигну!» А у меня очень большое сомнение, что они чего-то достигнут. Потому что если человек не может правильно прилагать усилия в мирской жизни, то не сможет двигаться и в духовном направлении. Ведь это значительно сложнее, во много раз труднее, чем, скажем, в каком-нибудь бизнесе. А если человек не может сделать даже что-то простое, то, как можно предположить, что он сможет что-то значительно более сложное. Если человек не может пробежать 100 метров, то, как же он пробежит марафон? Если человек не может подняться с ведром воды на горку, то, как он может стать альпинистом? При этом очень многие люди тешат себя и других подобными иллюзиями. Поэтому умение правильно прилагать свои усилия, делать что-то осознанно, то есть, понимая, что же ты делаешь, очень важно. Ведь на самом деле любая работа может быть возможностью для осознания и понимания себя. Любая работа. Что бы вы ни делали, если делаете это осознанно, то придете к самому себе. Почему некоторые начинают что-то, а потом бросают? Да потому, что они делают это чисто механически. Если начнете делать то же, но уже осознанно, то получите очень многое. Вы увидите себя. Работа, выполняемая осознанно, будет возвращать вас к самому себе. Возьмем, казалось бы, самую простую, например, копать землю. Вы просто копаете землю в огороде, но если делаете это осознанно, то с каждым движением всё больше и больше приближаетесь к самому себе. То же самое — мыть пол, посуду. А ведь это те самые дела, которых в семье все пытаются избежать. Часто из-за них возникают ссоры. Потому что они рассматриваются как неприятное, неинтересное, унижающее. А ведь их можно делать осознанно, и тогда они становятся прекрасными.
Моем посуду — медитация для всей семьи
— В каждой работе можно найти то, ради чего ты ее делаешь, то есть ее суть. Если моешь пол просто потому, что никто другой не хочет его мыть, то ты это будешь делать с озлоблением и недовольством. Если же делаешь для того, чтобы вокруг стало чище, чтобы кому-то доставить радость и удовольствие, то такая работа приобретает совершенно иной смысл. Какой смысл мы вкладываем в работу? Какой смысл мы вкладываем в дело, которое делаем? Ведь именно от этого зависит, доведем ли мы его до конца или бросим на середине или в самом начале. Если я что-то делаю, чувствуя, как это неинтересно, скучно, омерзительно, унижает меня, то естественно я не хочу продолжать. Но если я понимаю, ради чего я делаю, то всё меняется. Посмотрите, немало людей сейчас устраивается, например, мыть пол. Причем среди них есть люди с высшим образованием. Надо где-то заработать. Именно поэтому большинство и занимаются такой работой. А много ли среди них тех, кто моет пол с радостью? Или они смотрят на каждого проходящего человека как на некий мешающий им фактор, который сейчас насорит? Если так, то естественно, что на него надо накричать, и поэтому у них очень недовольное лицо, они всё время озлоблены. Ведь каждый встречный человек рассматривается ими как тот, который сейчас им навредит, помешает. Они моют пол. А что может быть прекраснее, чем создавать вокруг чистоту? Почему же они делают это с таким ужасным выражением лица, с такой неприязнью и злобой. А сколько существует так называемых «непрестижных» работ? Но ведь любую работу можно делать так, что она становится радостной и созидательной только потому, что человек, который делает ее, понимает, для кого и зачем он делает. Ведь раздраженная женщина, которая моет пол, не понимает, для кого она это делает. Ей платят маленькую, как она считает, зарплату, и за эту зарплату еще чего-то мыть! И поэтому она всё время недовольна. Она не понимает, что делает для людей, которые здесь ходят, которым от этого будет лучше и приятнее.
— От усилий, которые надо приложить, чтобы что-то делать, мы вернулись, как мне кажется, к проблеме силы воли. Получился какой-то замкнутый круг: чтобы иметь силу воли, нужно иметь сильное желание, тогда появляются внутренние резервы. Но для того, чтобы иметь желание, нужна сила воли.
— Если у тебя есть сильное желание что-либо делать, то вопрос о силе воли не возникает. Если нет сильного желания что-либо делать, тогда он возникает. Ведь тогда ты должен заставлять себя делать то, что ты не хочешь. Если человек умеет активизировать себя, это и есть проявление силы воли, то есть умение самого себя организовать. Ведь даже в деле, которое ты любишь, возникают периоды, когда, например, устаешь. Да, тебе это нравится, но сегодня ты устал, а дело надо закончить. Тогда нужно проявить некоторое внутреннее усилие и всё-таки доделать начатое. Поэтому действительно надо уметь себя организовать и активизировать. Это как второе дыхание. Вот бежит человек, и уже кажется, что сейчас упадет, но если он не сядет, не ляжет, а будет продолжать движение, то в какой-то момент к нему приходит второе дыхание. Но для того чтобы оно пришло, надо пережить тот период времени, когда кажется, что очень тяжело. Но если развивать силу воли просто ради ее самой, то это подобно человеку, который развивал мускулатуру, нарастил огромные мышцы, но когда его спрашивают: «А что ты, собственно, будешь делать?» Он говорит: «А я не знаю. Вообще-то я люблю вышивать крестиком». «А зачем ты тогда наращиваешь мышцы?» — «Не знаю, просто так, как все».
Поэтому надо понимать смысл того, что ты делаешь. Есть люди, которые занимаются совершенствованием ради самого совершенствования. Они говорят: «Я вот могу делать такое! Никто не может этого, а я могу. Хочешь, я сейчас простою два часа на одной ноге?» Есть такие люди. Они тренируют силу воли ради нее самой. Но какой в этом смысл? Почему я так подробно говорю об истинной цели и желании, идущем изнутри самого человека? Потому что именно оно придает смысл всему тому, что мы делаем. И если мы это осознаём и понимаем, то всё необходимое приходит к нам. Если цель большая, то человеку нужно много сил, умений, необходимых для ее достижения. И всё это со временем придет к нему. Но если же у него нет такой цели, то ради чего он вообще живет?