Темы для самостоятельной работы по курсу

«Психология развития и возрастная психология»

1. Предмет, методы и задачи возрастной психологии.

2. Понятие возраста. Темп психического развития.

3. Основные отечественные и зарубежные периодизации психического развития. Современные теории развития.

4. Особенности системного анализа развития психики.

5. Проблема стадиальности психического развития в отечественной и зарубежной психологии.

6. Характеристика сензитивных периодов на разных стадиях психического развития.

7. Развитие познавательной, психомоторной и речевой сфер младенца.

8. Эмоциональное состояние матери и его отражение в психическом развитии детей.

9. Развитие психомоторных функций ребенка раннего возраста.

10. Развитие мышления и речи ребенка раннего возраста.

11. Развитие речи и познавательной деятельности младшего дошкольника.

12. Развитие эмоционально-волевой и мотивационной сферы.

13. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.

14. Особенности общения со взрослыми и сверстниками дошкольника.

15. Нормативные критерии психического развития.

16. Особенности психологической готовности к обучению в школе.

17. Развитие познавательной сферы и овладение учебной деятельностью.

18. Адаптация к школе и школьная тревожность.

19. Развитие личности младшего школьника.

20. Общение со сверстниками и взрослыми младших школьников.

21. Период полового созревания, его значение и этапы.

22. Особенности отношения со взрослыми и сверстниками подростка.

23. Специфика учебной деятельности и самосознания в подростковом возрасте.

24. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте.

25. Основные черты кризиса подросткового возраста.

26. Развитие познавательной и личностной сферы в ранней юности.

27. Развитие самосознания в юности.

28. Профессиональное самоопределение.

29. Развитие личности в зрелом возрасте.

30. Динамика познавательных процессов в зрелости.

31. Акмеологический подход к зрелому человеку.

32. Кризисы зрелого возраста.

33. Инволюция и эволюция в старческом возрасте.

34. Факторы долголетия.

35. Особенности личности старого человека.

Рекомендуемая литература.

Основная.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М. 1997.

2. Божович Л.М. Проблемы формирования личности. - М., 1995.

3. Венгер Л.А., Мухина B.C. Детская психология .- М., 1998.

4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.- СПб.,1997.

5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр.соч.1983.ТЗ.

6. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.

7. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.,1989.

8. Крайг Г. Психология развития. - СПб, 2000.

9. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990.

10. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М, 1981.

11. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды . - М., 1989.

Дополнительная.

1. БауерТ. Психическое развитие младенца.-М., 1979.

2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М.,1995.

3. Возрастные аспекты онтописхологии/ Под ред. А.А. Крылова и Е.Ф.Рыбалко. - СПб.1993.

4. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб, 1997.

5. Гармаев А.Ц. Этапы нравственного становления ребенка. - М.,1991.

6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - Москва-Воронеж, 1997.

7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. -М., 1997.

8. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. - М., 1998.

9. Мухина B.C. Возрастная психология. -М.,1998.

10. Обухова Л.Ф. Детская ( возрастная) психология. -М.,1996.

11. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.,1994.

12. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997.

13. Тайсон Р.,Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.

14. Шихи Г. Возрастные кризисы. - СПб.,1999.

15. Эльконин Д.Б. Избранные труды. - М., 1995.

16. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.,1999.

17. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб, 1996.

18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.

"ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ"

Задачи овладения курсом " Педагогическая психология"

1. Научиться ориентироваться в круге основных понятий и проблем современной педагогической психологии;

2. Познакомиться с психологическими теориями обучения и их практическими следствиями, выбрать собственную позицию в отношении теорий;

3. Научиться выделять и анализировать педагогические явления, относящиеся к сфере деятельности психолога как участника решения задач личностно-ориентированного обучения и воспитания;

4. Изучить оптимальные условия обучения и воспитания, особенности педагогического общения, обеспечивающие гармоничное развитие и психологическое здоровье детей;

Ключевые понятия курса: развитие, обучение, воспитание, социализация, индивидуаизация обучения, обучаемость, познавательные процессы, мотивация достижения, автономия, ответственность, самоактуализация, самотрансценденция, педагогического руководства, социально- перцептивные стереотипы.

Наши рекомендации