Темы для самостоятельной работы по курсу
«Психология развития и возрастная психология»
1. Предмет, методы и задачи возрастной психологии.
2. Понятие возраста. Темп психического развития.
3. Основные отечественные и зарубежные периодизации психического развития. Современные теории развития.
4. Особенности системного анализа развития психики.
5. Проблема стадиальности психического развития в отечественной и зарубежной психологии.
6. Характеристика сензитивных периодов на разных стадиях психического развития.
7. Развитие познавательной, психомоторной и речевой сфер младенца.
8. Эмоциональное состояние матери и его отражение в психическом развитии детей.
9. Развитие психомоторных функций ребенка раннего возраста.
10. Развитие мышления и речи ребенка раннего возраста.
11. Развитие речи и познавательной деятельности младшего дошкольника.
12. Развитие эмоционально-волевой и мотивационной сферы.
13. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.
14. Особенности общения со взрослыми и сверстниками дошкольника.
15. Нормативные критерии психического развития.
16. Особенности психологической готовности к обучению в школе.
17. Развитие познавательной сферы и овладение учебной деятельностью.
18. Адаптация к школе и школьная тревожность.
19. Развитие личности младшего школьника.
20. Общение со сверстниками и взрослыми младших школьников.
21. Период полового созревания, его значение и этапы.
22. Особенности отношения со взрослыми и сверстниками подростка.
23. Специфика учебной деятельности и самосознания в подростковом возрасте.
24. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте.
25. Основные черты кризиса подросткового возраста.
26. Развитие познавательной и личностной сферы в ранней юности.
27. Развитие самосознания в юности.
28. Профессиональное самоопределение.
29. Развитие личности в зрелом возрасте.
30. Динамика познавательных процессов в зрелости.
31. Акмеологический подход к зрелому человеку.
32. Кризисы зрелого возраста.
33. Инволюция и эволюция в старческом возрасте.
34. Факторы долголетия.
35. Особенности личности старого человека.
Рекомендуемая литература.
Основная.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М. 1997.
2. Божович Л.М. Проблемы формирования личности. - М., 1995.
3. Венгер Л.А., Мухина B.C. Детская психология .- М., 1998.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.- СПб.,1997.
5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр.соч.1983.ТЗ.
6. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.
7. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.,1989.
8. Крайг Г. Психология развития. - СПб, 2000.
9. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990.
10. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М, 1981.
11. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды . - М., 1989.
Дополнительная.
1. БауерТ. Психическое развитие младенца.-М., 1979.
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М.,1995.
3. Возрастные аспекты онтописхологии/ Под ред. А.А. Крылова и Е.Ф.Рыбалко. - СПб.1993.
4. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб, 1997.
5. Гармаев А.Ц. Этапы нравственного становления ребенка. - М.,1991.
6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - Москва-Воронеж, 1997.
7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. -М., 1997.
8. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. - М., 1998.
9. Мухина B.C. Возрастная психология. -М.,1998.
10. Обухова Л.Ф. Детская ( возрастная) психология. -М.,1996.
11. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.,1994.
12. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997.
13. Тайсон Р.,Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.
14. Шихи Г. Возрастные кризисы. - СПб.,1999.
15. Эльконин Д.Б. Избранные труды. - М., 1995.
16. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.,1999.
17. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб, 1996.
18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.
"ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ"
Задачи овладения курсом " Педагогическая психология"
1. Научиться ориентироваться в круге основных понятий и проблем современной педагогической психологии;
2. Познакомиться с психологическими теориями обучения и их практическими следствиями, выбрать собственную позицию в отношении теорий;
3. Научиться выделять и анализировать педагогические явления, относящиеся к сфере деятельности психолога как участника решения задач личностно-ориентированного обучения и воспитания;
4. Изучить оптимальные условия обучения и воспитания, особенности педагогического общения, обеспечивающие гармоничное развитие и психологическое здоровье детей;
Ключевые понятия курса: развитие, обучение, воспитание, социализация, индивидуаизация обучения, обучаемость, познавательные процессы, мотивация достижения, автономия, ответственность, самоактуализация, самотрансценденция, педагогического руководства, социально- перцептивные стереотипы.