Общее учение о косноязычии

Хватцев М. Е.

Косноязычием называются разнообразные фонетические не­достатки речи при относительной словарно-семантической и син­таксической норме и сохранности в подавляющем большинстве случаев речевой функции в целом.

К косноязычию относятся искажения, замещения, пропуски, перестановки отдельных звуков, слогов и целых слов, недоговаривание, гнусавое или невнятное, смазанное произношение их, а также недочеты регулирования дыхания в процессе произноше­ния.

Наблюдаются случаи, когда речь косноязычного ребенка на­столько отягчена разными неправильностями, что становится со­вершенно непонятной даже для родителей; иногда грубо выраженный изъян одного лишь звука делает речь мало понятной. У косноязычного резко нарушено единство формы и содержания: понимая речь окружающих, т. е. владея содержанием слова, он не в состоянии полноценно оформить его фонетически. Косноязы­чие наблюдается как самостоятельный вид речевого нарушения (например, при аномалиях языка, челюстей, на почве подражания и т. п.) и как симптом более сложного речевого нарушения...

Термином косноязычие охватываются многие расстройства произношения, качественно различные по этиологии и по своим механизмам. Разные проявления косноязычия в зависимости от на­рушенных звуков имеют свои названия: пришепетывание…, шепелявость.., картавость.., сюсюканье.., тетизм... и т.п. Когда подобной рас­стройство касается лишь некоторых звуков алфавита, налицо частное косноязычие; когда же эти расстройства распространяются на большинство звуков, мы имеем общее, разлитое (диффузное) кос­ноязычие.

Косноязычие при недочетах одной артикуляторной группы зву­ков (только губных, например) называется гоморганным или мономорфным; при недочетах разных артикуляторных групп — поли­морфным (например, нарушение переднеязычных и заднеязычнух звуков). В косноязычии различают полное отсутствие звуков или его искажение... и замещение его другим (правильным) звуком алфавита.

Качественные особенности косноязычия зависят от причин, по­родивших его, и в большей степени — от того, какие именно меха­низмы речи нарушены... Существенной в этом отношении причи­ной являются условия воспитания речи.

Этиология. Косноязычие может появляться в результате раз­нообразных поражений... периферических (органы слуха и арти­куляции) речевых аппаратов, с нарушением или без нарушения психики говорящего, которая вторично может послужить причи­ной косноязычия.

Разнообразные недочеты периферийных органов речи органичес­кого и функционального характера. Значительное число случаев косноязычия обязано им своим происхождением. Сюда относят­ся врожденные аномалии слухового органа, костей черепа, челю­стей, зубов, твердого и мягкого нёба, языка, губ и других органов речи.

Часто извращения костных частей органов речи обусловлива­ются рахитом. Иногда анатомические нарушения возникают вслед­ствие неправильного ухода за ребенком. Так, например, системати­ческое в течение многих месяцев (иногда нескольких лет) сосание пальца, особенно при рахите, вдавливает твердое нёбо кверху и выдвигает верхнюю челюсть вперед (высокое узкое нёбо и прогнатия) сосание пальцев, обращенных книзу, вызывает прогению; такое же длительное сосание соски, особенно твердого рожка, вслед­ствие давления мощной щечной мускулатуры и непосредственно­го давления рожка также создает узкое нёбо и т. п. Плохая гигие­на ушей, ротовой полости иногда ведет к нарушению их.

Наконец, болезни и ранения (особенно в условиях войны) также нарушают органы речи, равно как и болезни с осложнением на уши, носоглотку, мягкое нёбо, зубы... Указанные случаи органи­ческих дефектов далеко не всегда являются непосредственной причиной косноязычия, так как у человека биологическое в высших формах его деятельности преодолевается социальным — воспита­нием, учением; аномальные органы приспосабливаются к пра­вильной работе... Наряду с органическими поражениями наблю­даются (значительно реже) как причины косноязычия функцио­нальные нарушения периферических органов речи вследствие вя­лости или слабости мышц, функциональной недостаточности периферической или центральной нервной системы как явления вторичного.

Психические причиныкосноязычия в результате соответствую­щих мозговых нарушений:

1. недостаточность в фонематическом анализе слова (в сравнении, сопоставлении с другими звуками в связи с их смысловым значением) и отсутствие установки на подобный анализ; особен­но резко выступает плохая смысловая дифференциация в вос­приятии парных (оппозиционных) согласных звуков.

2. вторичные нарушения слуха на почве первичных моторных поражений (при гнусавости и прочих двигательных расстройствах речи);

3. плохое слуховое внимание в отношении речи окружающей и своей собственной;

4. недостаточность стремления, мотивации в процессе отбороч­ного или имитативного развития произношения к овладению пра­вильным звукопроизношением;

5. отсутствие сознания своих речевых отклонений и т. п.

Социально-психологические причины,задерживающие нормаль­ное развитие детского звукопроизношения. Прежде всего сюда относится вредная манера взрослых говорить с детьми, подлажи­ваясь к их неправильному произношению... Искажения детской речи также вызываются неправильной речью окружающих ре­бенка людей (неясное, косноязычное или торопливое произноше­ние), их диалектными особенностями, разговором в раннем дет­стве на нескольких языках. В такой неблагоприятной речевой обстановке у ребенка будет укрепляться неправильная речь по типу речи окружающих его... Причиной затянувшегося развития детской фонетики является то, что часто в семье, нередко в дош­кольных учреждениях, не обращают должного внимания на не­правильную речь ребенка, не оказывают ему помощи путем показа нормального произношения. ...Косноязычие, которое произошло от плохого воспитания, можно назвать «речевой запущенностью».

Классификация косноязычия

а) Косноязычие не патологическое, возникшее на почве неправильного воспитания речи в детстве...

Различаются два случая: 1. затянувшееся развитие фонетики маленьких детей и 2. детская искаженная речь.

б) Патологическое косноязычие, в основе которого лежат те или иные болезненные психофизические изменения.

Дислалией (лалия — речь, разговор) называются те случаи кос­ноязычия, когда поражены или расстроены периферические орга­ны речи (костно-хряще-мышечные части или периферическая иннервация их); при этом дислалии, вызванные грубыми анато­мическими дефектами органов речи (расщелина нёба,короткая уздечка языка), называются механическими дислалиями.

Органическая дислалия. 1. До 10% всех дислалий возникает на почве периферической тугоухости, вызванной повреждением ка­ких-либо отделов уха. Чаще всего в этом случае страдают дифференцировки шипящих и свистящих, звонких и глухих звуков.

2. Нередки случаи искажений свистящих звуков при анома­лиях челюстей и зубов.

3. Аномалии языка и нёба также обусловливают отсутствие или извращение многих звуков.

Функциональная дислалия. Гнусавость из-за мышечной вялос­ти мягкого нёба; картавость вследствие недостаточности гибкос­ти кончика языка; неточное, невнятное произношение по при­чине слабости выдыхаемой струи воздуха, т. д.

Различаются моторное косноязычие (поражены двигательные аппараты произношения) и сенсорное (поражены чувствитель­ные аппараты речи — преимущественно слух). В силу взаимной связанности этих форм любой случай косноязычия следует рас­сматривать как нарушение единства произносительно акта, в ко­тором та или иная сторона лишь преобладает. По этому преобла­данию и классифицируется косноязычие. По времени появления различают косноязычие врожденное (речевые органы недоста­точно развились или деформировались до рождения ребенка) и приобретенное (органы повреждены разными болезнями уже по рождении). Различаются первичное косноязычие и вторичное. К первичному относятся те случаи, которые обусловлены пораже­нием анатомо-физиологических механизмов произношения или восприятия звуков речи. Вторичное же косноязычие вызывается или поражением неречевых механизмов, связанных с речевой функцией (нарушение, например, зрительного гнозиса и т. п.), или одной из форм косноязычия (сенсорной или моторной), воз­никшей на базе основной его формы (при открытой гнусавости плохо развивается фонематический слух, в свою очередь усили­вающий косноязычие).

Наши рекомендации