Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
В курсе «Психология социальной работы» используются следующие образовательные технологии:информационные и интерактивные технологии (мини-дискуссии в группах) уместны при обсуждении проблемных и неоднозначных вопросов, требующих выработки решения в ситуации неопределенности и аргументированного изложения своих взглядов, профессиональной позиции.
В том числе в данном курсе используются активные и интерактивные формы:
- лекции с мультимедийным сопровождением
- практические занятия с компьютерными презентациями
- разбор конкретных ситуаций
При реализации различных видов учебной работы в рамках данного курса используются активные и интерактивные формы проведения занятий как:
Групповые обсуждения – групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах (от 6 до 15 человек);
Мозговой штурм – специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующих творческое мышление каждого участника;
Анализ практических ситуаций (case-study) – метод обучения навыкам принятия решений, его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.
Ситуационно-ролевые и деловые игры — позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения. При ситуационно-ролевом проигрывании чаще моделируют какую-то реальную или желаемую ситуацию, делая акцент на деловых, межличностных и внутриличностных проявлениях людей, роли которых изначально заданы самой ситуацией.
Социально-психологический тренинг – обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам. Такая форма групповой работы которая объединяет такие активные групповые методы как:
· сенситивный тренинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности, эмпатии к другим людям).
- В ходе тренинга развивающаяся группа оказывает воздействие на каждого члена группы в трех плоскостях:
· познавательный – участник группы осознает, как его привычное поведение и способы отношений позволяют разрешать ситуации, осмысливает причины своего поведения и понимает, как в дальнейшем более эффективно вести себя в подобных ситуаций;
· эмоциональный – участник тренинга, поддержанный другими членами группы, осознает свои психологические защитные механизмы, корректирует отношения с другими, изменяет эмоциональное отношение к себе, и, как результат, повышается его самоуважение, стабилизируется самооценка;
· поведенческий – участник группы вырабатывает адекватные ситуации, способы поведения.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, при изучении «Психология социальной работы» составляет 8 часов - 22,2% от аудиторных занятий (что соответствует требованиям ФГОС с учетом специфики ООП – не меньше 20% от аудиторных занятий).
Занятия лекционного типа при изучении «Психология социальной работы» составляют 18 часов – 25 % аудиторных занятий, таким образом, они составляют не более 25% аудиторных занятий (что соответствует требованиям ФГОС с учетом специфики ООП).
Общий объем самостоятельной работы студентов по дисциплине включает аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов в течение семестра.
Аудиторная самостоятельная работа осуществляется в форме контрольных работ на занятиях по блоку тем, внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется в следующих формах:
· Подготовка к практическим занятиям;
· Подготовка к текущим контрольным мероприятиям (тестовые опросы);
· Выполнение домашних индивидуальных заданий;
· Другие виды работ (составление тестов по темам, блокам тем).