Тема 7. психологические основы спорта
Оглавление
Введение............................................................................................................. №
Глава 1. Педагогические и психологические основы физкультуры и спорта №
1.1. Психология личности спортсмена.................................................. №
1.2. Воля, волевые свойства личности. Память, неврофизиологическая теория памяти, процессы и виды памяти. Внимание, виды и свойства вни-
мания.................................................................................................................. №
1.3. Мотивы и мотивация спортивной деятельности............................ №
1.4. Психологический климат, его показатели. Психологическая совместимость, уровни психологической совместимости......................................................... №
1.5. Агрессивность личности в спорте.................................................. №
Заключение........................................................................................................ №
Литература........................................................................................................ №
Тема контрольной работы. Согласно бланку опросника (табл. 1) провести диагностику психологической атмосферы в спортивной команде (для количества человек, указанного преподавателем).
Одним из важнейших направлений психолого-педагогического контроля студенческого коллектива или спортивной команды является оперативная диагностика особенностей этого коллектива в общегрупповой ситуации (психологической атмосферы) в тот или иной период. Для оценки психологической
атмосферы в спортивной команде предлагается модифицированная диагностическая шкала-опросник, предложенная Ф. Фидлером.
Табл. 1. Бланк опросника
Дружелюбие 4 3 2 0 1 2 3 4 Враждебность
Согласие 4 3 2 0 1 2 3 4 Несогласие
Удовлетворенность 4 3 2 0 1 2 1 4 Неудовлетв.
Увлеченность 4 3 2 0 1 2 3 4 Равнодушие
Продуктивность 4 3 2 0 1 2 3 4 Непродуктив.
Содружество 4 3 2 0 1 2 3 4 Отсут. сотруд.
Теплота 4 3 2 0 1 2 3 4 Холодность
Поддержка 4 3 2 0 1 2 3 4 Недоброж.
Занимательность 4 3 2 0 1 2 3 4 Скука
Успешность 4 3 2 0 1 2 3 4 Неуспешность
Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от +4 до −4 баллов. Итоговый показатель находится в диапазоне от 40 (наиболее положительная оценка) до −40 (самая неблагоприятная). При необходимости предложенная шкала может быть легко трансформирована в 9-бальную. С помощью данной шкалы психологическую атмосферу в команде могут оценить как сами спортсмены, так и ее тренер, с последующим сопоставлением этих оценок. Многократная оценка психологической атмосферы в команде позволяет тренеру получать достаточно объективные данные о динамике межличностных отношений и использовать их в работе.
Рекомендуемая литература
1. Агрессивность личности в спорте. [Электронный ресурс]. URL: http://bmsi.ru/doc/df7e7d08-f480-4207-90b5-71e2a8f8b9a9 (дата обращения: 29.03.13).
2. Болотин А.Э. Организация и методы научных исследований по физической культуре и спорту в вузе : учеб.-метод. пособие. СПб.: Олимп, 2007. 69 с.
3. Воля и волевые свойства личности. [Электронный ресурс]. URL: http://whiteclinic.ru/zdorove-i-dushevnoe-ravnovesie/volya-i-volevie-svoystva-lichnosti (дата обращения: 28.03.13).
4. Мотив и мотивация спортивной деятельности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sgu.ru/files/nodes/46795/Методичка%20Мотивация.doc (дата обращения: 28.03.13).
5. Психологический климат. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyoffice.ru/3-0-sport-fivo064.htm (дата обращения: 29.03.13).
6. Психологическая совместимость. [Электронный ресурс]. URL: http://www.coolreferat.com/ Психологическая совместимость (дата обращения: 29.03.13).
7. Психология развития личности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sportradar.ru/article/personality-psychology-athlete.html (дата обращения: 28.03.13).
ТЕМА 8. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Оглавление
Введение............................................................................................................. №
Глава 1. Исследование содержания терминов «здоровье», «здоровый образ жизни» (контент-анализ)....................................................................................................... №
1.1. Системообразующие факторы ЗОЖ.............................................. №
1.2. ЗОЖ в системе образования (дошкольники, школьники, студенты) №
1.3. Взаимосвязь физической культуры и физического воспитания
с ЗОЖ................................................................................................................. №
1.4. Контрольная работа по ЗОЖ......................................................... №
Заключение........................................................................................................ №
Литература........................................................................................................ №
Варианты тем контрольной работы:
1 вариант. Определение оптимального уровня двигательной активности для студенческого возраста;
2 вариант. Рациональное питание (меню на 1 день);
3 вариант. Соблюдение режима труда и отдыха (анализ режима дня студента);
4 вариант. Соблюдение правил личной и общественной гигиены (исследование основных факторов);
5 вариант. Основы безопасного поведения человека во время отдыха «на природе»;
6 вариант. Изучение психической и эмоциональной устойчивости юношей и девушек студенческого возраста;
7 вариант. Статистика последствий вредных привычек – курения, употребление алкоголя и наркотиков в текущем десятилетии;
8 вариант. Безопасное поведение дома, на улице с детьми младшего возраста;
9 вариант. Профилактика заболеваний в студенческом возрасте (исследование основных факторов предупреждения заболеваний).
Рекомендуемая литература
1. Айзман Р.И., Рубанович В.Б., Суботялов М.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учеб. пособие. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010. 214 с.
2. Алешина Н.А. Основы лечебного питания. Медицинский справочник. М.: Вече, 2010. 400 с.
3. Вред курения и алкоголизма: [Электронный ресурс]. URL: http://www.medicinform.net/human/humanis/human44.htm (дата обращения: 09.04.2014).
4. Здоровый образ жизни. Полезные советы: [Электронный ресурс]. URL: http://www.dorognoe.ru/index.php/2009-04-18-00-35-22/399-2010-05-12-12-03-14/141308-2012-09-04-10-03-39 (дата обращения: 09.04.2014).
5. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. М.: Академия, 2001. 320 с.
6. Михайлова Л.А. Здоровый подросток Сибири. Физиологические и экологические аспекты становления кислородтранспортной функции. Новосибирск: Наука, 2006. 192 с
7. Никберг И.И. Здоровье и здоровый образ жизни. Сидней, 2007. 141 с.
8. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека. М.: Академия, 2005. 304 с.
9. Умственный труд и здоровье: [Электронный ресурс]. URL: http://www.yangsheng.ru/ru/matter/daily_life_TCM/p20.html (дата обращения: 09.04.2014).
10. Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни. М.: Педагогическое общество России, 2004. 420 с.