Редмет спортивной психологии
Назвать предмет любой науки означает назвать то, что именно она изучает. Спортивная психология изучает закономерности развития и функционирования психики человека в той ее части, которая обусловлена его участием в спортивных тренировках и соревнованиях, в различных формах общественной жизни, связанных со спортом (например, в олимпийском движении, спортивном бизнесе), а также в специфичном командном взаимодействии.
Спортивная психология – область психологической науки, изучающая закономерности проявления и развития психики человека в условиях спортивной деятельности.
Психика (от греческого psycikos – душевный) – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчужденной от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Свойства психического отражения. Психическое отражение имеет особые свойства, среди которых прежде всего необходимо выделить:
активность (психикой отражаются связи и отношения зависимости человека от изменяющихся условий существования в природе и обществе, но вместе с этим отражением меняется позиция отражающего, она становится поисковой, более действенной, мобильной, преобразуюi: ' «' •'.-»••'•.••п'-лъной);
субъективность (носитель активности в ходе психического отражения становится сторонником, приверженцем – или противником – этой активности; активность, например, двигательная, приобретает для него определенную ценность, свое собственное особое значение, уникальность, неповторимость; если в начале жизни активность проявляется ради удовлетворения потребности, например, в пище, то по мере накопления арсенала действий по добыче питания сами эти действия приобретают особенный, собственный смысл, становятся более избирательными – привлекательными или непривлекательными – именно в силу своей ценности для данного индивида);
образность (благодаря психике мир как бы удваивается, появляется возможность оперирования не с самими предметами, а с их отображением, с образами этих предметов; культурно-исторический путь развития человека во многом связан с накоплением знаний, умений и навыков использования образности в психическом отражении);
опережающее отражение (опираясь на память и реализуя остальные свои свойства, психика отражает жизненный опыт, позволяя на основе этого опыта строить образы близкого или весьма отдаленного потребного будущего, предвосхищать события, планировать, представлять продукт действия до начала действия, заполнять «пробелы» реально видимого, слышимого, осязаемого и т.п.);
вероятностность (это свойство характеризует соотношение известного и неизвестного в психическом отражении, является своеобразной реакцией на неизвестное; развитие форм психического отражения – инстинкта, научения, интеллектуального поведения, сознания – во многом связано именно с обеспечением адекватности, целесообразности реагирования на усложнение условий жизнедеятельности и изменениями в строении нервной системы живых существ; так инстинкт почти полностью рассчитан на неизменность условий существования, а сознание в значительной мере повышает вероятность выживания в вариативных условиях природы и общества; в конечном счете это свойство отражает степень доверия, возможность ошибки, веру, уверенность, надежность, меру риска);
системность (это свойство характеризует обусловленность психического отражения совокупными, весьма сложными, неоднозначными, многогранными, многоуровневыми, многоэлементными условиями; особенно сложными являются системные процессы психического отражения у человека, поскольку они в значительной мере обусловлены социально, культурно и исторически; человек имеет дело с вещами, мыслями, чувствами и способами действий, в которых заложен опыт поколений, разум человечества).
Деятельность как особая система взаимодействия человека с миром изучается многими науками. В отечественной психологии она представлена как движущая сила психического развития, как предметная и субъектная категория. Особая роль деятельности в психическом развитии предопределена ее особой функцией. Эта функция – субъективизация предметной действительности, создание объектов (вещественных или идеальных) в соответствии с психическим образом, позволяющее реализовывать (устанавливать, уточнять или развивать) отношения предметной действительности и самого субъекта. В результате этого происходит обогащение психики новыми отношениями, проверка этих отношений на истинность и ценность с позиций субъекта.
Применительно к спортивной деятельности можно сказать, что каждый продукт рук, ума и чувств спортсмена воплощает и реализует не только психический образ потребного ему спортивного достижения, но и те особые отношения, которые характерны для сферы спорта. В результате этого сам спортсмен становится приверженцем, сторонником (или противником) этих отношений, способствует их развитию.
Что побудило психологов, тренеров, организаторов спорта обратиться к специальному изучению психики спортсменов и команд, судей и болельщиков, к разработке психологических основ конструирования спортивных снарядов, гоночных яхт, автомобилей и т.п., к созданию специальных методик психологической подготовки? Прежде всего – практика спортивной деятельности, порождающая острое спортивное соперничество, но не нашедшая в традиционной психологии ответов на многочисленные вопросы, обусловленные спецификой спортивной деятельности. Чем отличается спортивная деятельность от множества других видов деятельности человека?
Специфика спорта – в высочайшей мотивации, позволяющей подвергать себя многолетним ежедневным физическим и психическим нагрузкам с целью достижения победы на соревнованиях. Благодаря этой мотивации спорт стал великолепной естественной лабораторией человеческих возможностей. В основе возникновения этой мотивации – сопоставление своих результатов с достижениями других спортсменов, включенность спортсмена и команды в многовековые достижения физической культуры, ежедневное проникновение в таинства человеческого организма, природы и техники, возможность реализации своих способностей и самоутверждения, а также познание мира, обеспечение дальнейших жизненных перспектив: личностных, материальных, образовательных.
Мотивация – причинная обусловленность активности, избирательное побуждение к активности, способ регуляции поведения человека.
Изучение мотивации позволяет выявить причины возникновения и сохранения активности, установить ее конкретную направленность и механизм регуляции поведения.
Специфика спорта – в совершенной, сложной и весьма точной координации движений, в чрезвычайной быстроте двигательных актов. Эти превосходные качества движений достигаются благодаря развитию сенсомоторики, совершенствованию методик обучения, тысячекратному их исполнению в самых сложных условиях, а также благодаря совершенствованию технических средств обучения, страховки.
Специфика спорта – в высочайших требованиях к волевым качествам спортсменов, в постоянном преодолении трудностей объективного и субъективного характера, в обилии стрессовых ситуаций и высокой ответственности за исход выступления.
Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом объективные и субъективные препятствия; способность к самостоятельному выбору более трудного, но и более эффективного способа достижения цели, предусматривающая саморегуляцию деятельности за счет изменения мотивации, контроль сознания за динамикой психических процессов и их интенсивностью, намеренное изменение смысла поведения посредством воображения и эмоций.
Стресс – состояние человека (физиологическое и психическое), возникающее в ответ на экстремальные воздействия. Различают два вида психологического стресса: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях, когда человек не может обеспечить необходимую надежность действии из-за информационной перегрузки, невозможности своевременно, в нужном темпе обработать информацию, принять решение, решить задачу. Эмоциональный стресс чаще всего обусловлен воздействием сильных раздражителей, опасностью, угрожающей ситуацией, очевидной несправедливостью, обидой и т.п.
Специфика спорта – в зрелищности, привлекающей на стадионы и другие спортивные сооружения, к телеэкранам, в кинозалы многомиллионные массы людей, переживающих перипетии спортивных поединков, активно выражающих свои симпатии и антипатии спортсменам и командам. Эти зрелища несут в себе могучий эмоциональный заряд, влияющих на эмоциональную жизнь болельщиков. Возникла и оформилась социальная спортивная психология – отрасль спортивной психологии, изучающая социальную специфику психического отражения в спортивной деятельности.
Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значимость жизненных явлений и ситуаций для удовлетворения потребностей человека, для его жизнедеятельности. Эмоции располагают обширным арсеналом выразительных средств, служащих сигналами для окружающих (мимика и пантомимика, характер речи и движений, различные жесты). Эмоции человека во многом определяются опытом социальной жизни, в том числе общения. Сопереживание способствует Обогащению эмоционального опыта человека, становлению обширной сферы человеческих чувств, отличающихся от эмоций многогранностью и устойчивостью.
Специфика спорта – в прикладности, в возможности реализации достигнутого уровня физического и психического развития во многих других сферах деятельности человека: военной, артистической, водительской, правоохранительной, деятельности в чрезвычайных ситуациях. Спортивные достижения, как правило, служат дополнительной рекомендацией, а иногда являются обязательным условием для приема на работу. Это очень важный фактор, особенно для спортсменов, которые полностью посвящают самые лучшие годы своей жизни спортивным выступлениям.
Специфика спорта – в возрастающем год от года соединении его с бизнесом: создание обширной промышленной сферы, производящей все для спорта, развитием спонсорских и рекламных отношений, ориентация стиля обуви, одежды, проведения досуга, отдыха на спортивный лад. Особое место в связи с этим занимает профессиональный спорт, приносящий немалые доходы как предпринимателям, так и спортсменам.
Соотнесите изложенные выше особенности спорта с наиболее известным вам его видом. Выделите 5–6 главных особенностей.