Сущность личностного подхода в психологии

Личностно-ориентированный подход в психологии является одним из самых значимых. Он направлен исключительно на индивидуальный подход к каждому человеку. Специалист, использующий данный метод работы должен уметь находить правильный подход к разным людям. Необходимо учитывать различные условия, особенности и факторы, участвующие при данном взаимодействии.

Во всех системах взаимодействия людей личностно-ориентированный подход реализует различные личностные аспекты. На пример в системе «человек-право» основным моментом является реализация личностных аспектов человека как существа, постоянно находящегося в обществе. Он непосредственно взаимодействует с окружающей средой, остается включенным в социальные взаимоотношения.

Зачастую формулировка «человеческая личность» неуместна. Однако, слова используемые в словосочетании не являются синонимами. Человек может не быть личностью (новорожденный младенец), личность – это отображение социальной природы человека, определение его как постоянно активного в социокультурной жизни, выражающего свою четкую позицию и индивидуальное начало. Структурированный личностно-ориентированный подход позволяет разобраться во всей палитре свойств и особенностей человека [8]. В рамках данного подхода квалифицированный психолог может не только «разложить по полочкам» особенности свойственные конкретной личности, но и раскрыть и объяснить взаимоотношения и связи между ними.

Существует три категории психических явлений: процессы, состояния, свойства. К психическим процессам принято относить восприятие, ощущение, память, мышление и т.д. Эти процессы определяются и характеризуются кратковременностью протекания. Ни одному из перечисленных психических процессов не свойственно протекать долговременно, если не существует ни каких нарушений. Следующая категория – психические состояния. К ним относятся бодрость, активность, усталость, пассивность, настроение, раздражительность и т.д. Психические состояния по своей природе длятся дольше психических процессов. Психические свойства являются третьей категорией психический явлений. Они отличаются стойкостью, и в тоже время способны поддаваться изменениям [8]. Изменения происходят под влиянием биологического развития человека в процессе жизнедеятельности. Они могут деформироваться в результате заболевания, но самое большое влияние оказывают социальные условия.

В психологии принято считать, что любая реакция человека на влияние окружающей среды, все его жизненные устои зависят от тех особенностей личности, которые формировались у него длительное время в процессе социализации, зависимо от его мотивов и потребностей, установок и интересов – это и является системой отношений к окружающей действительности. Для того чтобы разобраться в истинной психологической природе исследуемого свойства, оно может быть и профессионально значимым, и спроецировать какую функцию оно выполнит в процессе деятельности, следует рассматривать это свойство в личностном аспекте. С точки зрения целей и мотивов этой деятельности [3]. Для практического использования личностно-ориентированного подхода требуется исследование отдельного свойства в структуре личности. Целостную структуру личности определяет, прежде всего, ее направленность. Фундаментом направленности является система сложенных в течение жизни мотивов, в которой есть основный и второстепенные мотивы. Направленность личности проявляется во всех сферах деятельности и жизни. Вместе с тем, наиболее глубокой и устоявшейся является характеристика направленности с точки зрения взаимодействия человека и общества, трудовой деятельности и отношение к самому себе. Недопустимо произвольно отсекать исследуемое явление, свойство, процесс или качество от личности в целом, (от ее направленности, от сформировавшейся системы отношения к действительности) изучая ее в любом аспекте. В процессе психологического исследования личности, в особенности при изучении и исследовании механизма формирования у нее профессионально важных психических качеств. Важно иметь ввиду, какую именно функцию оно выполняет в процессе деятельности.

Потребности и мотивы так же влияют на формирование личности. Потребность может проявляться в сознании человека как мотив его вероятного поведения. Мотивы деятельности и человеческие потребности имеют социальный характер [1]. Как известно, решающая роль в возникновении потребностей и мотивов принадлежит окружающей среде, а она в свою очередь детерминирует их формирование и развитие.

Зачастую совокупность определенных субъективных и объективных обстоятельств неудовлетворенная индивидуальная потребность может стать побудительной силой для отдельных преступлений. Все мотивы, интересы потребности проявляются в многосложных и разнообразных взаимосвязанных друг с другом формах. Однако человек существо социальное и часто обладает свободой воли, это дает ему возможность управлять своими желаниями и потребностями и управлять ими. Еще одним важным моментом являются интересы. Они представляют собой другой психологический механизм. Взаимоотношения интересов и потребностей подвижны и очень сложны [7]. Представление о зависимости психических процессов, о целостной структуре личности, полностью согласуется с широко известным в современной психологии положением о взаимообратной компенсации психических функций и свойств человека.

Наши рекомендации