Стресс и предупреждение конфликта

Необходимость контроля над эмоциями вызвана тем, что:

· Эмоции препятствуют контролю над ситуацией и ведут к психологическому регрессу. Коммуникацией управляет наименее подвижное звено.

· По мере эскалации конфликта увеличивается эмоциональная вовлеченность участников, которая сама по себе ведет к росту конфликтности. Эмоционально насыщенное действие провоцирует встречные агрессивные реакции.

· Длительное пребывание в определенных эмоциональных состояниях способствует развитию психосоматических заболеваний.

Н. Васильев выделяет несколько этапов аффективной вовлеченности в конфликт:

1. Восприятие события, сравнение с прошлыми моделями, символизация в сознании.

2. Эмоциональная оценка события.

3. Внутреннее эмоциональное переживание.

4. Внешняя эмоционально-насыщенная поведенческая реакция.

5. Эмоциональный след.

Соответственно предлагаются методы управления эмоциями:

· Изменение процесса восприятия.

· Изменение эмоциональной оценки события.

· Изменение процесса внутреннего эмоционального переживания.

· Изменение внешней реакции.

· Изменение эмоционального следа, оставшегося после конфликтного взаимодействия.

Разрешение конфликтов

– совместная деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы.

Еще в 1942 г. М. Фоллет указывала на необходимость урегулирования, а не подавления конфликта. Она выделила: победу одной из сторон, компромисс и интеграцию (позднее – сотрудничество).

Существуют два основных способа разрешения конфликта – силовой: продолжение стратегии противоборства (соперничества) и ненасильственный (остальные стратегии).

Факторы, способствующие разрешению конфликта

1. Время: наличие времени для обсуждения проблемы, выяснения позиций и интересов.

2. Третья сторона: участие в завершении конфликта нейтральных лиц помогает решить проблему.

3. Своевременность: конструктивная работа по урегулированию на ранних стадиях его развития.

4. Равновесие сил.

5. Культура.

6. Единство ценностей.

7. Опыт.

8. Отношения: хорошие отношения до конфликта способствуют более полному разрешению противоречий.

Тактики воздействия на оппонента в конфликте

Жесткая

Давление – требования, угрозы, ультиматумы; захват объекта – если объект материален, применяется в межличностных, межгрупповых, межгосударственных конфликтах.

Нейтральная

Коалиционная – усиление своего ранга в конфликте: создание союзов, группы поддержки.

Санкционирование – взыскания, бойкот, невыполнение распоряжений.

Демонстративных действий – публичные высказывания, жалобы, голодовки, демонстрации.

Мягкая

Сделки – обмен благами, обещаниями, уступками.

Завершение конфликтов

– окончание противостояния по любым причинам.

Урегулирование конфликта – устранение противоречий между оппонентами при участии третьей стороны, как с согласия субъектов, так и без него.

Затухание конфликта – временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений.

Устранение конфликта – ликвидация основных структурных элементов:

· Изъятие одного из оппонентов.

· Исключение взаимодействия оппонентов на длительное время.

· Устранение объекта конфликта.

Перерастание в другой конфликт – возникновение нового, более значимого противоречия между субъектами.

Исход конфликта – результат противостояния с точки зрения состояния сторон и отношения к объекту:

· устранение одной или обеих сторон;

· приостановка с возможностью возобновления;

· победа одной из сторон (завладение объектом);

· деление объекта (симметричное/ несимметричное);

· согласие о правилах пользования;

· равнозначная компенсация одной стороне за овладение объектом другой стороной;

· отказ субъектов от посягательств на объект;

· альтернативное определение объектов, которые удовлетворяют интересы обеих сторон.

МЕДИАЦИЯ В КОНФЛИКТЕ

Наши рекомендации