Глава 2 эволюция субличности 2 страница

8. — Да, я твоя мать — и уже двадцать лет как тебе всякие сопли вытираю!

9. — Мне не ясна моя роль в текущих обстоятельствах.

10. — (гневно) А что ты сейчас и вообще от меня хочешь и в какую позицию меня ставишь, Феофилакт?

Упражнение 8. Предъявите в репликах следующие субличности и пять субличностей по своему выбору: подчеркнуто, прямо, косвенно и скрыто.

1. Влюбленный.

2. Требовательный Начальник.

3. Снисходительный Начальник.

4. Меланхолик.

5. Неврастеник.

6. Странник.

7. Любитель Посмеяться над Товарищем.

8. Смиренный Труженик.

9. Спортсмен-Любитель.

10. Проектировщик Светлого Будущего.

Если смена актуальной субличности происходит без прямого словесного самопредъявления выходящей к микрофону субличности, то ее появление может пройти малозаметно — как для самого человека, так и для его коммуникативных партнеров (если таковые в данный момент имеются), но стилистика человека — его осанка, жесты, телодвижения, интонации, темп речи т. д. — непременно отражает смену актуальной субличности, и опытный наблюдатель всегда может эту смену заметить. Нередко именно смена субличности стоит за «необъяснимой» сменой настроения, желаний, помыслов и стиля поведения человека, и умение увидеть это — важный момент понимания своего партнера (да и самого себя).

Упражнение 9. Последите за собой: какие ваши субличности любят предъявлять себя прямо, а какие, актуализируясь, вовсе не стремятся оповестить об этом внешний мир (и, возможно, вас самих). Попытайтесь ответить на тот же вопрос применительно к вашим знакомым и постоянным коммуникативным партнерам.

Идентификация с субличностью. Знаменитый французский писатель Густав Флобер некогда заявил: «Госпожа Бовари — это я». Похожую мысль выразил и Оскар Уайльд в своем знаменитом романе «Портрет Дориана Грея». Идентификация писателя со своим героем — вероятно, нормальное явление, если оно не переходит известные границы. Аналогично, в совершенно определенных границах должна (по идее) находиться идентификация человека со своими субличностями: употребляя местоимение «я» в репликах, подобных нижеследующим, человек не должен быть ни лицемерен, ни слишком серьезен, полагая, что его «я» исчерпывается данным им определением:

— Я — твоя мать!

— Я — храбрец не чета многим!

— Я как твой старый товарищ заслуживаю большего твоего участия в моей жизни.

— Я в этой жизни чего-то стою!

Однако выдержать правильный акцент, соответствующий роли данной субличности в психике человека, мало кому удается. Здесь возможны две крайности. Иногда человек слишком переоценивает свое актуальное «я», то есть активную в данный момент субличность, так что создается впечатление, что именно она является у него самой главной, то есть полномочным представителем высшего «я» — такую субличность можно назвать важной. Для важной субличности характерно уверенное поведение у микрофона: находясь там, она очень низко ценит остальные субличности и оттеснить ее от микрофона (деактуализировать) довольно сложно — исключая ситуации, когда она откровенно попадает впросак и быстро убегает от него сама.

Наоборот, субличность, которая неуверенно выходит к микрофону соборного «я» и находится там, остро осознавая временность своего пребывания там, естественно назвать скромной. Для актуализированной (вышедшей к микрофону) скромной субличности характерны постоянные оглядки на другие субличности и попытки заменить себя ими. Однако вовсе не факт, что скромная субличность безвредна — например, нередки случаи, когда скромной является субличность Провокатора, которая, осуществив свое черное дело, тут же скрывается со словами: «А я что — я ничего, случайно тут оказалась», — и ее действия приходится расхлебывать уже совсем другим субличностям, вполне вероятно, важным — например, Ответственному Сотруднику, Расхлебывателю Каш, Козе Отпущения и т. д.

Люди, относящиеся к категории «ярких личностей», имеют преимущественно важные субличности: они склонны всегда усиливать, подчеркивать свое актуальное «я», не слишком беспокоясь о том, что через день (или через секунду) будут говорить нечто противоположное или перпендикулярное, как герой следующего диалога:

— (гордо) Я — финансист!

— Вы знаете, куда надо вкладывать деньги?

— О, не только это! Экономика, практическая экономика — это моя любовь с юности, это мой хлеб, моя гордость, мой жизненный авторитет!

— Должно быть, у вас нет семьи?

— Что вы, у меня замечательная жена и трое детей. Это такие дети — вы не представляете, какие это дети!

— И у вас остается время на их воспитание?

— И вы об этом спрашиваете? Да я ничего другого в своей жизни не делаю, как их воспитываю — с утра до ночи, буквально!

Наоборот, люди «невыразительные», а точнее — со слабо выраженным или проявленным чувством своей личности, имеют в основном скромные субличности, с которыми не склонны сильно идентифицироваться, даже употребляя местоимение «я» или иным образом демонстрируя свою актуальную субличность, как Викентий в следующем диалоге:

— Викентий, ты хочешь на мне жениться?

— Да оно бы вроде и неплохо...

— Нет, я не вообще, а тебя лично спрашиваю: ТЫ хочешь на мне жениться?

— Я... наверное, да... наверное... Хорошо бы нам пожениться!

— Слушай, Викентий, а ты на решительный поступок вообще способен? Или нет?!

— (после долгой паузы; задумчиво) Ну, как-то раз пришлось своему начальнику в зубы дать...

Заметим, что важная субличность совсем не обязательно утверждает свое превосходство над партнерами человека — она предъявляет себя выше всех остальных его субличностей, а это совсем не одно и то же. Аналогично, выпуская к микрофону скромную субличность, человек совсем необязательно ведет себя «скромно» в обычном смысле слова.

Склонность идентифицироваться или не идентифицироваться со своими субличностями в большой мере есть характеристика общего психотипа — но все-таки у каждого человека есть самые интимно-значимые субличности, которые он в большей степени считает своим «истинным» «я». Для одних людей это их профессиональная ипостась, для других — гражданская, для третьих — эстетическая, для четвертых — любовная, для пятых — родительская, для шестых — детская... читатель может продолжить этот список самостоятельно.

Упражнение 10. Определите, какая субличность — важная или скромная — актуализируется в следующих высказываниях человека. Определите (хотя бы приблизительно) имя этой субличности.

1. — Вот я сейчас скажу тебе правду — и не буду сожалеть об этом никогда!

2. — (неуверенно) Мне кажется, я в тебя влюбился — но надо еще с мамой посоветоваться.

3. — Я, Пафнутий, не прощу тебе этого никогда — ни как жена, ни как мать твоих детей, и никак еще!

4. — Я тебе твердо обещаю — и можешь не сомневаться, это сделаю, не глядя на издержки, пусть даже год мне понадобится, или два!

5. — Боже, как я тебя сейчас ненавижу! Так бы и прибила на месте, если бы не был ты моим любимым!

6. — (капризным голосом) Не буду — и всё! (пауза) А до завтра еще дожить надо.

Упражнение 11. Последите за собой и определите свои важные субличности, то есть те, с которыми вы склонны полностью идентифицироваться, когда они актуализируются — то есть в этот момент вы как бы забываете про остальные свои субличности, или они кажутся вам несущественными. Определите также свои скромные субличности, которые, подходя к микрофону, очень отчетливо помнят, что они не единственные в театре соборного «я» и скоро будут сменены на другие.

Упражнение 12. Закончите следующие фразы:

1. — Я чувствую себя самим собой, когда...

2. — Я становлюсь собой только в роли...

3. — Я чувствую себя на месте в этой жизни, когда...

4. — Кто как, а я по-настоящему живу для того, чтобы...

5. — Мне единственно бывает хорошо, когда...

Определите, каким вашим субличностям соответствуют полученные ответы. Подумайте, какую роль в вашей жизни играют эти субличности, являются ли они основными или вспомогательными, явными, неявными или (кто знает — может быть, это сейчас будет вами осознано) теневыми.

Предложите закончить эти фразы вашим близким знакомым и попытайтесь понять, какую роль играют соответствующие субличности в их психике.

Отрицательные субличности. Важную роль для каждого человека играют ситуации, положения и действия, которые ему не нравятся, но в которых он по тем или иным причинам регулярно оказывается. Такая регулярная повторяемость заставляет предположить существование у человека (может быть, пока не осознанной, то есть теневой) субличности, которая вызывает эти нежелательные ситуации к жизни. Например, регулярная нехватка слов в устной речи, то есть неспособность в диалоге четко выразить свою мысль, может быть связана с активизацией той или иной субличности, которая отрицает либо человека целиком, либо его ценность для партнера; эту субличность можно назвать Личным Скептиком, или Персональным Нигилистом, и ее жизненная позиция примерно такова: «Я ничего по-настоящему не стою, ничего не умею, никому не нужен. Если я что-то начну делать, тут же окажется что я не строю, а разрушаю. Мои лучшие намерения немедленно ведут к ужасающим результатам и в любой ситуации лучшее, что я могу сделать — это как можно быстрее перестать делать что-либо.»

Такой Личный Скептик есть, вероятно, у любого человека, но эффективные и жизнерадостные люди никогда с ним полностью не отождествляются и редко (и только по делу) выпускают его на арену внешней жизни.

Упражнение 13. Закончите следующие предложения.

1. Больше всего на свете я не люблю...

2. Вот уж в какой ситуации я бы не хотел оказаться, это...

3. Самые вредные для человека качества это...

4. Чего я не переношу в своих партнерах, так это...

5. И почему только мой начальник (мать, отец, брат, сестра, ребенок) регулярно ставит меня в противное и чуждое мне положение, когда ...

Подумайте, какие ваши субличности вызывают к жизни эти ситуации? Какие жизненные позиции и установки у этих субличностей? Согласны ли вы с ними? Доверяете вы этим субличностям или нет? Контролируете ли их активизацию во внешнем и внутреннем мире?

Субличности: зачем они? Сила внутреннего «я» (см. книгу автора «Эволюция личности»), передающаяся отдельным субличностям — основная сила, ведущая человека по жизни и дающая ему возможность ориентироваться в мире, ставить перед собой задачи и их решать, определять ближайшие и перспективные цели и их добиваться — а также делать выводы из малых и больших неудач. Обилие субличностей и сложности взаимоотношений между ними — явление, причиной которому служит, вероятно, обилие и разнообразие задач, которые стоят перед человеком в его внешней и внутренней жизни, и субличности суть не что иное как личностно-окрашенные инструменты, создаваемые и применяемые человеком для решения этих задач. Однако эти инструменты обладают важным, порой неудобным свойством: они — живые и наделены собственной волей, нередко входящей в противоречие с волей человека (так, как он ее в данный момент понимает). Кроме того, они бывают довольно громоздкими и в разной степени применимыми для решения задач, стоящих перед человеком. Как и любые инструменты, они требуют определенных затрат для своего создания (и уничтожения) и навыков для успешного управления ими — и этой теме будет посвящено немало страниц этой книги. Однако читатель уже сейчас, вероятно, согласится с тем, что такие важные для человека процессы как самовыражение и самореализация невозможны без проработки достаточно сильных и эффективных субличностей.

Скромному человеку может казаться, что местоимением «я» лучше бы и вообще не пользоваться — за исключением ситуаций, когда оно информационно, как в диалоге:

— Дети, кто разбил тарелку?

— Я.

Однако зачем-то наша личность как понятие существует — и работает даже у самых скромных и незаметных людей — именно они, кстати говоря, часто бывают особо любимы своими друзьями и близкими. Скромный человек отличается тем, что не выставляет свое «я» напоказ — но это совсем не значит, что у него нет субличностей. Любая периодически повторяющаяся ситуация или положение, вызывающие у человека сходные реакции, ведут к образованию субличности, но у разных людей субличности в разной степени осознаются и сознательно используются. Однако человек, лишенный своего «я» и его атрибутов — это не человек в естественном смысле слова, а марионетка в чужих руках, лишенная своего уникального места в мире, индивидуальной жизненной миссии и уникальной роли в мировом процессе.

Основная функция субличности — организация (внешнего и внутреннего) поведения человека, находящегося в соответствующем состоянии сознания. Что такое неорганизованное поведение и зачем человека надо организовывать, хорошо знает любой воспитатель детского сада, а также любой человек, сталкивавшийся в своей жизни с проблемами недостатка времени и других ресурсов. Сложность проблемы заключается в том, что эта организация тем более уникальна, чем более развит человек и чем более сложные и творческие задачи он перед собой ставит.

Другая, не менее важная функция субличности — поддержка самореализации человека, помощь в проявлении определенных аспектов его скрытого потенциала. Невозможно сделать что-либо серьезное, не относясь к этому лично, то есть не ощущая соответствующий проект как свой, то есть являющийся реализацией интимной, внутренней цели. А реализация интимно-личной, поддержанной внутренним «я», значительной (буддхиальной или атманической) цели всегда сопровождается созданием соответствующей субличности. Если человек чувствует, что должен сделать этот мир (в целом или в каком-то фрагменте и аспекте) лучше, ярче, добрее или чище, и предпринимает длительные и эффективные усилия для этого, то у него неизбежно возникает и оформляется субличность, которая идентифицируется с этой его программой.

Генезис. Субличности имеют свою судьбу: в какой-то момент они возникают, определенным образом эволюционируют и в какой-то момент покидают психику, оставляя в ней лишь незначительные следы своего бывшего в ней пребывания.

Как и из чего образуются субличности? Есть два, в некотором отношении противоположных пути образования субличности: нисходящий и восходящий.

Субличность, образующаяся по нисходящему пути, возникает из того или иного качества или роли, которые возникают у человека вначале чисто символически как таковые, и лишь потом постепенно обрастают атрибутами и конкретными проявлениями. Так, например, возникает у обычного ребенка субличность Школьника: он 1-го сентября идет в 1-й класс, уже зная, что он — школьник, но не представляя себе, что конкретно это означает, и все его школьные переживания накапливаются, организуясь в соответствующую субличность вокруг этой априорно заданной (внешней жизнью) ситуации школьного обучения.

Однако бывает и наоборот, когда материал впечатлений, событий и поступков, из которых впоследствии формируется субличность, вначале никак не организован и представляет собой отдельные хаотические вкрапления в общем жизненном потоке, которые постепенно складываются психикой в особую программу, впоследствии осознаваемую человеком как субличность. Так бывает, когда ребенок терпит в жизни ряд неудач, которые поначалу воспринимаются им как случайные, но в некоторый момент как бы собираются психикой воедино и оформляются в субличность Недотепы, Неудачника или даже Жертвы.

Многие субличности получаются обобщением регулярно возникающих у человека в чем-то похожих друг на друга психических состояний или жизненных проявлений, соответствующих тем или иным качествам натуры человека, например, Добряк, Весельчак, Сладкоежка, Недовольный, Творец, Выдумщик и т. д. Соответствующие качества время от времени присущи любому человеку, но в субличность они оформляются лишь при достаточно частой актуализации — лишь тогда образуется специальная программа подсознания, их объединяющая. Этому моменту (то есть образованию субличности) часто соответствует выражение человеком соответствующего качества как черты своего характера или ритма жизни:

— Ну, я как человек добрый на первый раз тебе прощаю.

— Что-то не повезло мне сегодня — как это нередко со мной случается.

Образовавшаяся в психике субличность — устойчивая программа, и расстаться с ней человеку нелегко. Легче как-то преобразовать субличность, ограничить сферу ее активности, чем окончательно удалить ее из психики. Об этом говорят йоги, утверждающие, что дурные привычки легче заменять хорошими, чем истреблять их как таковые.

Личностные проблемы. Многие проблемы, традиционно относимые к типу «личностных», связаны с плохим пониманием человеком самого себя, в частности, с осознанием номенклатуры имеющихся у него субличностей, их взаимоотношений и распределением сфер влияния и ответственности. Более того, по мнению автора, любая сколько-нибудь серьезная проблема человека (и не только личностная) обязательно связана с конфликтом его субличностей или с неправильным распределением их функций в психике.

Обида, вина, агрессия, «беспричинные» тревога и неудовлетворенность, чувство своей неполноценности, неудачи всех видов и форм всегда имеют за собой непонимание человеком своих разнообразных и разноликих «я» и неумение наладить между ними правильные отношения — реальные для них в их настоящем, а не придуманном в фантастическом воображении виде.

Субличности и коммуникация. К очень распространенным личностным проблемам относятся коммуникационные — как с близкими (в семье, с возлюбленными), так и со «средними» (неблизкие родственники, сотрудники) и «далекими» людьми — например, случайными прохожими, представителями государственных структур, клиентами фирмы, продавцами в магазинах и т. д. Претензии к человеку, заключающиеся в том, что с ним иногда (или всегда) «невозможно общаться» часто связаны вовсе не с его неумением общаться в принципе (таких людей реально очень мало), а с тем простым обстоятельством, что с данным партнером он попросту не хочет общаться — точнее, с этим партнером не желает общаться актуальная субличность этого человека. Почему так получается, почему человек «выпускает» на общение с данным партнером именно эту свою субличность, — это особый вопрос, и обычно он может быть решен, но чаще всего это вопрос не имеет прямого (и даже косвенного) отношения к коммуникативным способностям человека.

Общение всегда происходит не между личностями как таковыми, а между совершенно определенными субличностями участников коммуникации, причем эти субличности могут (иногда) довольно быстро меняться, в результате чего разговор, особенно при взгляде со стороны, нередко имеет мало логики — но зато более, чем насыщен энергией — по крайней мере, с точки зрения ведущих его субличностей. В следующем диалоге супругов после реплик в скобках обозначена субличность, которая произнесла данную реплику.

— Варфоломей, мне надо тебе кое-что рассказать. (Заботливая Жена)

— Ах, вечно женщинам что-то надо. (Утомленный Муж)

— (обиженно) Противный! (Маленькая Девочка)

— Ну, извини, я не хотел тебя обидеть. Что случилось? (Ответственный Работник)

— Ты знаешь: меня всегда интересуют новые, необыкновенные люди. (Энтузиастка)

— Ну кто там опять у тебя? (Утомленный Муж)

— Ты представляешь, я вчера познакомилась с необыкновенным человеком, яхтенным капитаном дальнего плавания! (Энтузиастка)

— И куда ты с ним собралась? На Тихий океан? (Иронический Скептик)

— Он хочет прийти к нам домой и познакомиться с тобой. (Деловая Женщина)

— Зачем? (Ответственный Работник)

— У него есть идея, что твоя фирма могла бы выступить с качестве спонсора его кругосветного путешествия. (Деловая Женщина) Представляешь — по всему миру — на яхте! (Энтузиастка)

— А что, это может быть неплохая реклама. (Ответственный Работник)

В этом диалоге заметно прекрасное взаимопонимание партнеров — обусловленное, в частности, тем, что они используют субличности, знакомые и понятные друг другу и адекватные предшествующим репликам. Однако такой разговор — скорее исключение, чем правило, поскольку используемые партнерами субличности редко ими осознаются и еще реже их взаимно устраивают, и в этом коренится значительная часть межличностных и коммуникативных проблем.

Упражнение 14. Прочитайте следующий диалог и попытайтесь определить ведущие его субличности участников.

Гермоген и Шарик

Семья Колокольчиковых: бабушка (она же теща), папа Гермоген, мама Жанетта, сын Денис, дочь Анфиса, собака Шарик. Домой приходит отец семейства; его встречает пес Шарик, сидящий в темноте в одиночестве.

Гермоген. (открывая дверь ключом, входит в темную прихожую) Никого, кроме моего верного друга.

Шарик. (радостно прыгает около Гермогена, стараясь лизнуть его в нос)

Гермоген. Здравствуй, дорогой. Заждался, бедный пес — ну сейчас я тебя выпущу, накормлю, напою...

Шарик. (бежит по лестнице вниз, через минуту возвращается) (сам себе) Вот — счастье. Есть оно, есть на Земле, чтобы ни говорили нигилисты и скептики.

Гермоген. (открывая собачьи консервы и выкладывая их в миску) Ешь, оголодавший.

Шарик. (прыгнув пару раз на Гермогена, бежит к миске и быстро уплетает свою еду)

Гермоген. Интересно, где мои дети?

Шарик. С ними все в порядке. Приходили, поели, снова куда-то умчались.

Гермоген. Выросли детки, большие стали — но уроки-то делать кто будет? Или теперь уже губная помада важнее всего на свете? А также ролики?

Шарик. Да, Денис на роликах поехал — а меня не взял, побегать-поиграть очень хочется, да сиди тут в темной квартире один

Гермоген. (торжественно) Ты — хранитель дома, Шарик.

Шарик. (гордо) И защитник семьи.

Гермоген. А ведь ты знаешь, мы с тобой вдвоем неплохо смотримся — вчера на прогулке, я заметил, на меня три раза молоденькие девушки поглядывали — или, думаешь, это ты им понравился?

Шарик. На меня девушки обращают внимание — а смотрят после этого на тебя.

Гермоген. Да ты у меня прямо философ!

Шарик. Нет, просто за жизнью наблюдаю — не идти же ей мимо.

Гермоген. А я что-то все о своем думаю — как семью накормить, как в командировку съездить — в Японию, между прочим, собираюсь, пригласили консультировать в проекте моста через океан.

Шарик. Тихий?

Гермоген. Ну, не через весь — так, от одного острова к другому. Но все равно очень длинный.

Шарик. Твои мосты к девушкам еще длиннее, как я мог видеть.

Гермоген. Ну да, все правильно — я же не юнец какой-нибудь, а — глава большой семьи.

Шарик. А я слышал, что мужчина полигамен по своему существу.

Гермоген. Говори за себя. Посмотреть издалека — это одно, а ближе — это совсем другое...хлопот не оберешься!

Шарик. Устал сегодня, да?

Гермоген. Ты на что намекаешь, собака? Опять со мной в парк намылился? Болонок совращать?

Шарик. Надеюсь, мне ты оставляешь право на полигамию — хотя бы моральное?

Гермоген. (нерешительно) Ну... пока ты не подаешь дурного примера Анфисе и Денису...

Шарик. Ухаживать надо красиво — вот какой пример я им подаю.

Гермоген. Ах! Я так и юность свою с тобой начну вспоминать... (погружается в романтическую задумчивость)

Шарик. (держит в зубах поводок и ошейник) Ну, пошли, хозяин?

Гермоген. Что с тобой сделаешь... Пошли.

К о н е ц

Подсказка: примерные варианты субличностей:

Гермоген: Добрый Хозяин, Озабоченный Отец, Квалифицированный Инженер, Глава Семьи, Интересный Мужчина,..

Шарик: Верный Друг, Хранитель Дома, Жертва, Беспристрастный Наблюдатель, Защитник Семьи, Философ,..

Упражнение 15. Подумайте, какие ваши субличности участвуют в ваших обычных разговорах с близкими, друзьями, на работе. Меняются ли они в течение одного разговора? Какие ваши субличности более «коммуникативны», а какие — менее? Какие субличности ваших обычных коммуникативных партнеров вы можете выделить? Насколько им адекватны те ваши «я», которые вы им предлагаете?

Уровни проявления. Субличности рождаются, эволюционируют и умирают, и очень важно понять, какие именно субличности играют в жизни человека основную, а какие — вспомогательную роль на данном этапе его жизни. По их проявленности в психике субличности можно подразделить на три основные категории: поверхностные, развитые и глубокие.

Поверхностная субличность обычно имеет «стаж» своего существования в психике от полугода (быстрее субличности не образуются) до года, и проявляется лишь на трех планах бытия человека: каузальном (событийном), ментальном и астральном (эмоциональном). Иными словами, эта субличность эпизодически возникает в тех или иных отдельных ситуациях, влияет на отдельные мысли человека и некоторые его эмоции, но не становится сколько-нибудь существенным и постоянным фактором его жизни; ей не соответствуют значимые для него общие установки, длительные задачи и серьезные цели; она воспринимается человеком как случайная в его жизни и он может тратить на нее свои силы, но не в состоянии на нее опереться, хотя бы на короткое время.

Эту субличность можно представлять себе как неустойчивую привычку.

Развитая субличность обычно имеет «стаж» своего существования в психике не менее года; с ней человек уверенно идентифицируется и на нее регулярно психологически опирается, то есть использует как существенный инструмент в своем поведении. Эта субличность представлена в буддхиальном теле человека, то есть является для него устойчивым фактом его жизни и представляет для него определенную ценность — в чем-то положительную, а в чем-то и отрицательную. Развитая субличность обычно имеет определенный спектр ситуаций, которые она считает «своими» и не склонна их отдавать в распоряжение других субличностей. Ей свойственна своя философия, видение мира, этика, стиль и манеры поведения и определенные инструменты самопроявления и реализации своих задач. У нее есть свои долговременные цели и задачи и способы их реализации. Кроме того, она представлена в эфирном теле человека — ей свойственны некоторые особенности его физиологии, телесных ощущений и проявлений, например, осанки, мимики, стиля движений. Развитая субличность (за очень редкими исключениями) не может быть уничтожена мгновенным волевым усилием человека — для этого обычно требуется срок не менее года.

Развитая субличность является в некотором смысле устойчивой привычкой, материализованной в значительной части жизни человека.

Глубокая субличность имеет обычно возраст не менее десяти лет, и она представлена во всех тонких телах человека, в том числе и в атманическом и физическом. Она представляется человеку неотъемлемой частью его психики, проявляющейся (прямо или косвенно) во всех его жизненных программах. Она представляет собой мощную и надежную опору его психологического (и жизненного) бытия, требующую, однако, к себе большого внимания и значительных ежедневных энергетических затрат. Обычно глубокая субличность имеет не только свою жизненную философию и ценностную систему, но и достаточно замкнутый внутренний мир и высшие идеалы, которым она служит. Глубокая субличность вполне способна создавать (и человеку, и его окружающим) впечатление, что она — это и есть он сам, но такая самоидентификация в принципе неправильна и ведет, в конце концов, к весьма негативным последствиям.

Глубокая субличность обычно обзаводится материальной атрибутикой, например, формой одежды, «своими» предметами обихода или профессиональными инструментами, во многом определяет манеру речи и поведения человека, его интонации, характерные положения тела в пространстве и т. д.

Глубокая субличность становится уже, как говорят, второй натурой человека. Ее практически невозможно уничтожить — она может лишь (под влиянием очень существенных и долговременных внешних или внутренних причин) уйти глубоко в подсознание, или видоизмениться, или расколоться на несколько субличностей, которые унаследуют от нее ее важнейшие признаки.

Упражнение 16. Назовите свои поверхностные, развитые и глубокие субличности, определите их примерный возраст, состояние и перспективы; подумайте, в данные период какие из них набирают силу и какие ослабевают? Какие развитые субличности вы у себя похоронили? Какие процессы сопутствовали их умиранию?

Как складываются отношения между вашими развитыми и глубокими субличностями? Есть ли среди них «старшие» и «младшие», возникают ли временами (постоянно) конфликтные ситуации? Во чью пользу они обычно разрешаются?

Важно понимать, что классификации субличностей по их степеням проявленности в психике (поверхностная, развитая, глубокая) и по степеням идентификации с ними человека (доминирующая, основная, вспомогательная, случайная, теневая) нисколько не дублируют одна другую и в принципе могут быть совершенно не согласованы; например, только-только появившаяся у человека совершенно поверхностная субличность может восприниматься им как основная или даже доминирующая, а устоявшаяся глубокая — как случайная или даже теневая. Люди крайне пристрастны в своих оценках в принципе, а когда речь заходит об их субличностях — вдвойне, и поэтому установление (хотя бы относительно) трезвого взгляда на свои субличности требует от человека большого труда и внутренней честности, а также способности выслушивать и принимать к сведению чужие мнения на эту тему.

Наши рекомендации