Формирующие коммуникативную компетентность
В основе формирования коммуникативной компетентности лежит такая психологическая характеристика личности, как стремление находиться вместе с другими людьми, принадлежать к какой-либо социальной группе, устанавливать эмоциональные взаимоотношения с окружающими, быть включенным в систему межличностных взаимоотношений. Эта психологическая черта, потребность в других людях, стремление к взаимодействию с ними, обозначается термином «аффилиация»(от анг. to affiliate – присоединять) – потребность человека быть в обществе других людей, стремление к «присоединению». В работе врача, отличающейся длительностью и интенсивностью разнообразных социальных контактов, эта черта помогает сохранить живое заинтересованное отношение к пациентам, стремление помогать им и сотрудничать с ними, а также защищает от профессиональных деформаций, равнодушия и формализма, удерживает от такого подхода к пациенту, когда он начинает рассматриваться как безличное анонимное «тело», часть которого нуждается в терапии.
Другая психологическая характеристика, обеспечивающая коммуникативную компетентность врача, это эмоциональная стабильность, уравновешенность, сохранение контроля над эмоциональными реакциями и поведением в целом. Эмоциональная стабильность помогает врачу во взаимоотношениях с больными избегать «психологических срывов», конфликтов. Душевное равновесие врача, его спокойная доброжелательность, эмоциональная стабильность вызывают у пациента чувство надежности, способствуют установлению доверительных отношений. В ситуации болезни, как правило, повышается уровень тревоги, приводящей к усилению эмоциональной неустойчивости, что проявляется в раздражительности, плаксивости, вспыльчивости, агрессивности. Больные, с их нестабильной психикой, тревожностью, неуверенностью, беспокойством, лабильностью эмоциональных реакций нуждаются в стабилизирующей уверенности врача
Психологическим качеством, обеспечивающим адекватную коммуникацию в системе «врач – пациент», является также эмпатия(от греч. empatheia – сопереживание), способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию. Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение-вчувствование в его переживания. Это подразумевает восприятие мира человека таким, каким он сам его видит. Эмпатия – это процесс, в котором врач становиться все ближе и ближе к мыслям и чувствам пациента, давая ему ясное осознание того, что его действительно понимают.
Эмоциональное соучастие помогает установить психологический контакт с пациентом, получить более полную и точную информацию о нем, о его состоянии, внушить уверенность в компетенции врача, в адекватности осуществляемого им лечебно-диагностического процесса, вселить веру в выздоровление.
Психологической характеристикой, участвующей в формировании коммуникативной компетенции врача, является и сенситивность (чувствительность) к отвержению, т.е. способность воспринимать негативное отношение окружающих, в частности, пациентов. Следует отметить, что негативное отношение пациента может быть обусловлено как неправильным поведением врача, так и особенностями реагирования пациента на свое заболевание (раздражительность, агрессия). Поэтому очень важно уметь правильно понять причины негативного отношения пациента, поскольку это будет определять тактику поведения врача. Если врач сам допустил ошибку в общении с пациентом, негативная реакция больного является своеобразной «обратной связью», позволяющей врачу откорректировать свое поведение во взаимоотношениях с пациентом. Если же причины негативного отношения находятся в самом больном, то врачу следует проявлять эмоциональную сдержанность, терпимость и участие, помня, что такое поведение пациента обусловлено его болезнью.