Факторы возникновения, распространения и восприятия слухов
Возникновению слухов способствует ряд социально–психологических обстоятельств:
1. Слухи возникают в условиях желательной, значимой информации при неудовлетворенном интересе.
2. Источником возникновения слуха часто являются сотрудники с повышенным уровнем тревожности или люди, удовлетворяющие личные потребности, например, демонстрирующие свое превосходство во владении информации.
3. Если человек не чувствует себя в безопасности – он испытывает тревогу, страх. Эмоциональное напряжение само по себе является фактором возникновения слухов, с помощью которых люди контролируют угрожающие условия реальности. Также делясь, друг с другом тревожными опасениями происходит эмоциональная разрядка.
4. Дефицит или слабая официальная информация, о какой-либо ситуации. Из-за долгого молчания руководства, информационный вакуум часто заполняются слухами.
5. Возникновению слухов способствует неблагоприятная, тревожная обстановка в коллективе, наличие серьезных организационных проблем.
6. Иногда порождению слухов способствует «утечка информации» из так называемых, достоверных источников.
7. Конфликтующие стороны также часто распространяют слухи, точнее «порочащий компромат».
8. Длительная задержка в принятии решений со стороны руководства в важном вопросе, о котором имеют представление сотрудники также порождает домыслы в виде слухов.
Также имеются социально–психологические обстоятельства, побуждающие одних людей распространять слух:
1. Механизм самоутверждения: передавая другому сведения («эксклюзивную» информацию), составляющие содержание слуха, человек поднимает себя в своих глазах и во мнении окружающих, как человек более осведомленный, приближенный к уровню людей, обладающих подобными сведениями.
2. Здесь же можно рассматривать и потребность во власти. Информационная власть с успехом может реализовываться в поведении людей, с кем–то делящихся информацией, а с кем–то нет. Именно поэтому довольно часто наиболее ярыми распространителями слухов являются люди, формальная деятельность которых играет в организации далеко не первую роль, но которые хотят показать свою значимость и влияние.
3. Чувство солидарности, которое выражается в стремлении помочь коллегам, друзьям по работе, предупредить их и дать возможность самим или совместно подготовиться к встрече с неприятным событием.
4. Побуждение других к поддержке себя и своей позиции, подталкивание к групповым действиям, которые распространитель слуха не решается совершить сам, в одиночку.
5. Потребность в принадлежности к обществу. Когда человек распространяет слухи, им движет ощущение своей включенности в группу.
6. Слухи – это также весьма распространенный способ релаксации и развлечения, своеобразное проведение свободного времени.
Социально–психологическими обстоятельствами, побуждающими людей воспринимать слух, являются:
- Прежде всего, это упомянутые ранее, общие обстоятельства неблагополучия и тревожности.
- Стремление человека оберегать себя от неприятностей, по возможности предвидеть их, подготовиться, и уменьшить ущерб, если избежать его невозможно.
- Механизм психического заражения, идентификации с группой. Человек доверяет всему, что делают все, стремится спасаться вместе со всеми. К тому же содержание слуха одобряется большинством «Все говорят…». Мнение, разделяемое большинством, рассматривается многими людьми, как правильное, заслуживающее внимания.
- Очень важной особенностью восприятия слухов является легкая внушаемость части людей, некритичность восприятия информации.
Эффективным способом распространения слухов Р. Гарифуллин считает прием «слухи о слухе». В этом случае человек, передающий слух говорит приблизительно так: «Вы слышали, что ходят слухи о том, что…»
В процессе управления слухами необходимо также учитывать:
- Условия, в которых передаются слухи. Например, такие состояния людей, как беспокойство и неуверенность, способствуют скорости распространения слухов. Причастность к событиям родственников, друзей и коллег повышает их достоверность.
- Важную роль играет личность собеседника. Выше доверие к слуху, если между источником информации и её потребителем существует авторитетная дистанция (возрастная, материальная, иерархическая и т. п.), присутствует элемент восхищения собеседником, а также, в том случае, если источник принадлежит к кругам, которые недоступны слушателю.
Пол людей, участвующих в производстве, распространении и потреблении слухов, также может быть основанием для некоторого рода классификации. Так, А. В. Дмитриев отмечал, что «…мужчины больше, чем женщины, склонны производить, распространять и принимать такой вид слухов, как политические новости (официальные и неофициальные), женщины – связанные с ростом цен, семейной жизни. Молодежь постоянно обменивается сведениями о знаменитых спортсменах, звездах рока; старые люди – о размерах пенсий, новых лекарствах, судьбах окружающих и т. д.»
- Содержание. Оно должно быть простым и понятным. Чем оно сложнее и недоступнее, тем меньше скорость его распространения, ведь слух должен иметь «самораспространяющийся» характер, люди должны хотеть его повторять, обсуждать, передавать из уст в уста.
- Время функционирования слуха. Была установлена цифра 12–15 дней, после которых слух стирается» или вытесняется. Оптимального результата можно достичь тогда, когда запущенный слух в течение недели подхватывается СМИ, выводится на очередной виток обсуждения и вновь запускается следующим «модифицированным» слухом.
- Среда распространения. Слухи быстрее распространяются в социально однородной среде, где проявляются общие интенсивные переживания многих людей, имеющих одинаковое отношение к событиям, объектам. Поэтому специалисты по «запуску» слухов, как правило, делят аудиторию на целевые группы по потребностям. Для каждой из таких групп фабрикуется «свой» слух.
- Технологически важным оказывается правильный выбор начальной локации или «места запуска» искусственных слухов. Вообще распространение слухов должно происходить там, где есть готовые потоки людей, в местах всеобщего естественного бытового общения: на базаре, в общественной столовой, транспорте, в кабине попутной машины. Специалисты говорят о том, что нужный слух распространяется в городе средних размеров за 3–4 дня, если правильно определены потоки перемещения целевой аудитории. Локациями при этом становятся средства городского транспорта, в которых работают «агенты» (люди, распространяющие слух). Дополнительную достоверность информации придают ссылки на СМИ. Например, где-нибудь в очереди или в общественном транспорте некий человек вдруг громко обсуждает: «Да я не верю, что дамбу Киевского моря может прорвать…» Учитывая, что эта тема далеко не безразлична киевлянам, этой фразы достаточно, чтобы через два-три дня большая часть населения города об этом заговорила. Однако, часто с первого раза распространения слухов поставленная цель не достигается. Поэтому необходимо давать несколько вариантов с небольшими изменениями. Но при этом все же обращать внимание на то, чтобы сущность слуха не менялась, иначе не сможет быть создано единое для всех общественное настроение.
Без учета характеристик слухов работа с ними не всегда приводит к желаемым результатам. Вот некоторые типичные ошибки: запускается слух, и не просчитываются его негативные последствия; запускается негативный слух, а он начинает работать на конкурента; запускается слух с расчетом его максимальной эффективности к определенной дате, а он или успевает затихнуть или не достигает ожидаемого пика распространения и т. д. Опыт целенаправленного использования слухов в качестве своеобразного оружия требует большого искусства и осторожности, так как после их «запуска» контроль над дальнейшим их прохождением может быть утрачен. Циркулируя в массах, слухи зачастую подвергаются весьма серьезным изменениям, вплоть до того, что приобретают смысл, противоположный тому, который предусматривался их создателями. Именно по этой причине организаторы тех или иных информационно-психологических акций привлекают для «запуска» и поддержания слухов специалистов высокого класса – актеров, психологов и др.
Борьба со слухами
Борьба со слухами включает мероприятия профилактического и противодейственного характера.
1. Профилактика слухов
Слухи одна из многочисленных разновидностей действия. Значит, им можно противостоять. Но для начала лучше все же заняться профилактикой. Старания, направленные на минимизацию дезориентирующих эффектов слуха, составляют основную часть мероприятий по профилактике и противодействию слухам. Применение различных средств и методов подчинено следующим принципам:
Оперативность.
Оперативность предполагает постоянный мониторинг общественного мнения и настроения с целью незамедлительного реагирования на возникновение какого бы то ни было интереса со стороны персонала (общественности). Оперативное реагирование может подразумевать какие-либо действия, инсценировки. Но в большинстве случаев бывает достаточно своевременного предоставления информации со стороны официальных источников.
Исчерпывающее информирование.
Исчерпывающее информирование предполагает полное систематическое предоставление информации по интересующему общественность вопросу. Конечная цель интерес общественности должен быть максимально удовлетворен, т. е. полностью исчерпан.
Доступность информации.
Только информация, переданная из первых уст, не является слухом и не претерпевает бессознательных и сознательных трансформаций. При этом сообщения должны соответствовать уровню аудитории, доноситься на понятном для нее языке.
Однозначная трактовка.
Профилактикой слухов может стать не только понятный язык, но и простота, однозначность распространяемой информации. Двусмысленная информация, даже при отсутствии намерения со стороны ее источника, дает массе новый повод для…
Обратная связь.
Отслеживание мнения общественности по поводу планируемых, происходящих или происшедших изменений позволяет организации корректировать свою политику, предвидеть и предупреждать недопонимание и неожиданные нападения со стороны конкурентов.
2. Противодействие слухам
Противодействие слуху это не только мероприятия по его опровержению. Порой возможны ситуации, когда попытки борьбы со слухом приводят к еще большему его распространению. Поэтому перед выбором стратегии противодействия слуху следует оценить информационную обстановку: какое количество людей уже знает о слухе, каково доверие к источнику опровержения.
Подтвердить слух.
Иногда бывает проще и полезнее подтвердить слух, тем самым, предотвратив дальнейшие «наслоения» сюжета. Мужество сделанного признания возвращает иногда доверие к источнику и соответственно, помогает контролировать дальнейший ход событий.
Официальное опровержение слуха.
Официальное опровержение слуха уместно лишь при условии, что данный источник пользуется доверием у аудитории.
Ирония, юмор.
Иногда помогают ирония, юмор высмеивание «нелепой» информации в процессе яркого, богатого различными метафорами выступления авторитетного лица. Но, так как слухи несут довольно сильный эмоциональный заряд, развеять их разумными аргументами чаще всего трудно или просто невозможно.
Фланговая атака.
Если нет уверенности в авторитетности официального источника, уместно распространение информации, по содержанию противоположной сюжету слуха. Делаться это должно под различными предлогами, но без упоминания о самом слухе и его сюжете.
Доведение до абсурда.
Прием «доведение до абсурда» подразумевает распространение информации, не противоположной по содержанию, а, наоборот, усиливающей тенденцию, лежащую в основе первоначального слуха.
Дискредитация автора один из приемов, помогающих обезвредить слух.
О возможном авторе сюжета (источнике) слуха распространяется компрометирующая его информация, фактически это может быть контрслух.
Отвлечь внимание.
В качестве полумеры можно рассматривать различные способы отвлечения внимания общественности от нежелательной темы путем выброс новой, преимущественно еще более шокирующей, волнующей или интригующей информации и вытесняющей прежнее наполнение неформальных каналов.
Возможна также схема борьбы со слухом, которая включает в себя несколько методов приведенных выше. Пошагово она выглядит следующим образом:
- Учесть слух. Обязательно нужно узнать, выявить слух и принять его во внимание.
- Найти контраргумент, который бы сводил суть слуха «на нет», до нуля.
- Публично выявить «заказчиков», кому было выгодно распространение данного слуха.
Однако следует помнить, что предпринимаемые усилия по дезавуированию слухов могут способствовать их распространению. Ведь опровержение любой информации неизбежно включает две части: доведение до аудитории опровергаемого сообщения и его разоблачение. При этом нежелательная информация доходит и до тех, кто ранее с ней знаком не был. В этом случае возможны два исхода: опровержение признается истинным, а слух – ложным, либо слух рассматривается как достоверный, а опровержение – как стремление скрыть истину. Поэтому перед началом кампании по развенчанию слуха следует тщательно просчитать, какое количество людей уже знает о нем, и решить, чего больше – пользы или вреда от его публичного опровержения.
При организации противодействия слухам нужно учитывать, что существует определённое минимальное время, в течение которого можно дезавуировать слух. Если это время упущено, то даже хорошо аргументированное опровержение не способно устранить последствия распространения слуха. Также, некоторые слухи, подчёркивает В. В. Латынов, несут настолько сильный эмоциональный заряд, что развеять их рациональными аргументами просто не возможно. Таковыми являются слухи о заговорах, отравлениях, политических убийствах, похищениях. Для исчезновения подобных слухов, по мнению Латынова необходимо либо значительное изменение самой социальной ситуации, либо появление в общественном сознании нового, но такого же по своей сути слуха.
Учитывая всё вышеперечисленное, а также природу слухов (слух передается при условии, что события, которые он раскрывает, имеют какую-либо значимость для людей, а информация, содержащаяся в нем, является недостаточной или неопределенной), можно прийти к одному простому правилу борьбы со слухами. А именно – чтобы управлять слухом, нужно либо уменьшить его значимость для слушателя, либо устранить неопределенность в его содержании.
Устранение неопределенности особенно важно, если слух на самом деле является полностью выдумкой. Но даже если в нем смешались, правда и ложь, то устранение неопределенности в ложной части слуха перенесет его в плоскость реальных событий. Затем можно попробовать уменьшить степень значимости его для слушателя, тем самым, замедляя распространение слуха.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сам факт появления слуха — стихийно возникшего или преднамеренно распространенного — свидетельствует о том, что интерес людей к важной (по их представлениям) проблеме остался не удовлетворенным через средства массовой коммуникации.
Таким образом, слухи являются эффективным средством неформальной стихийной или организованной коммуникации. Они широко используются в системе информационно-психологического противодействия политических, военных и других сил. Слухи могут приносить пользу, а могут нанести непоправимый ущерб. Однако, они становятся не страшны, когда мы знаем, как им противодействовать.
Широкое распространение слухов в современной России — это в значительной мере отражение радикальных социально-экономических трансформации, свидетельство существенных изменении в массовом сознании. В условиях значительного изменения объема и структуры информационного вещания слухи помогают людям ориентироваться в новых, изменяющихся условиях.
Слухи могут выполнять функцию «социального барометра», выступая показателем того, каково мнение группы по определенному вопросу, обозначая позицию, которую следует занимать членам группы. Также на уровне группы наблюдается повышение гомогенности мнений. Внутригрупповое обсуждение слухов способствует кристаллизации общей точки зрения и снижению межиндивидуальной, вариативности частных интерпретаций, что, в конечном счете, повышает гомогенность группы и сказываются на состоянии общественного мнения.
В качестве средства коллективной ориентации, формы коллективного решения проблемы содержание слуха уточняется и верифицируется в процессе циркулирования в социальной среде.