Тема 12. Информация и коммуникации в менеджменте
Информация – это совокупность сведений о состоянии и процессах, протекающих внутри и вне организации. Информация выступает как основа процесса управления, без нее невозможно определить цели управления.
Коммуникации – это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до ведома работников.
Коммуникационный процесс включает 4 элемента:
1. Отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
2. Сообщение – собственно информация, закодированная с помощью определенных символов.
3. Канал связи – средство передачи информации.
4. Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
Тема 13. Руководство и лидерство
Управление – умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют предписанные им официальные поручения и решают определенные задачи.
Лидерство – процесс, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на другое лицо или членов группы или даже на всю организацию в целом.
Лидер – это человек, обладающий способностью влиять на людей с целью достижения определенных целей. Эти цели могут совпадать, а могут и не совпадать с целями организации.
Власть лидера основывается на личной власти, основой которой является уважение и преданность со стороны подчиненных.
Власть – это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права или насилия.
Принято выделять пять основных типов и соответственно источниковвласти:
1. Личная власть, основой которой являются индивидуальные свойства руководителя.
2. Власть должности или законная власть, полученная «из рук» высшего руководства организации.
3. Экспертная власть, основанная на знаниях, которых нет у других.
4. Власть, основанная на вознаграждении, проистекающая из возможностей индивида контролировать и управлять некоторыми благами.
5. Власть, основанная на принуждении, проистекающая из возможности наказывать других людей.
Харизматический лидер – человек, наделенный в глазах его последователей исключительным авторитетом, который основан на его личных качествах.
Лидерство– это межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфических целей. Сила и принуждение при этом заменяются побуждением.
Менеджер – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Он вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит на фактах и в рамках установленных целей.
Стиль руководства в контексте управления – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.
Авторитарный стиль отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением не только крупных, но и мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными.
Демократический стиль предполагает предоставление подчиненным самостоятельности, привлечения их к таким видам деятельности, как постановка целей, оценка работы, подготовка и принятие решений, поощрение инициативы и творческой активности, умение считаться с мнениями и советами подчиненных.
Либеральный стиль называют невмешивающимся стилем руководства. Отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативностью и постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принимать на себя ответственность за решения, осторожностью в делах, неуверенностью в своей компетенции и непоследовательностью в действиях и др.
Харизма – форма влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями.
Лидер-реформатор – это преобразователь, он проявляет творчество, он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, он ориентирует на труд.