Межвозрастные генетические корреляции показателей креативности
Возраст Показатели | 6- 7 лет | 7-10 лет | 6-10 лет |
Креативность Беглость Гибкость Оригинальность Разработанность | - | -32 -35 -25 | -05 -18 |
Интеллект V IQ Р IQ IQ |
ВЫВОДЫ
Цели данной работы состояли в выяснении взаимосвязей между показателями креативности и интеллекта и в анализе причин изменения этих взаимосвязей по мере развития ребенка.
Результаты исследования продемонстрировали, что показатели интеллекта и креативности различаются по степени их стабильности, по вкладу генотипических и средовых факторов в детерминацию их вариативности, по преемственности генетических влияний.
Непосредственное сопоставление креативности и интеллекта (фенотипические и особенно генетические корреляции между их показателями) выявило интересную закономерность: уровень интеллекта в более старших возрастах до некоторой степени зависит от уровня креативности в более младших возрастах, но не наоборот.
Полученные данные позволяют сделать еще одно заключение, касающееся методов исследования развития. Важным в описанных результатах является то, что взаимосвязи между креативностью и интеллектом обнаруживаются преимущественно в тех случаях, когда сопоставляются данные разных возрастов, например, рассматриваются взаимосвязи между креативностью, диагностированной в 6 лет, и интеллектом, полученным в 7 лет. Если бы в исследовании был взят только один возраст, допустим, 7 лет, можно было бы сделать вывод о том, что связи между креативностью и интеллектом отсутствуют. Если бы исследование было организовано не лонгитюдно, а по методу поперечных срезов, можно было бы сделать вывод о том, что в 6 лет связи между креативностью и интеллектом существуют, а в дальнейшем пропадают. И в том, и в другом случае выводы были бы ошибочными. Связи между креативностью и интеллектом не исчезают с возрастом, по крайней мере, в пределах рассмотренного возрастного отрезка. Креативность и интеллект продолжают влиять друг на друга, но влияние это отсроченное и потому может быть замечено только при межвозрастном сопоставлении (например, креативности в 6 лет и интеллекта в 7 лет).
Результаты исследования позволяют также предположить, что одна из причин низкой стабильности показателей креативности состоит в низкой преемственности тех генотипических влияний, которые до некоторой степени обусловливают индивидуальные различия в показателях креативности.
Проведенная работа показывает, что сочетание лонгитюдного и генетического методов анализа позволяет более отчетливо представить себе структуру связей между психологическими показателями (в данном случае между креативностью и интеллектом), оценить динамику изменения этих связей и высказать предположения относительно механизмов, лежащих в основе этих связей.
1. Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д. Возрастные изменения генотип-средовых соотношений в показателях интеллекта // Генетика поведения: количественный анализ психологических и психофизиологических признаков в онтогенезе / Под ред. С. Б. Малыха. М., 1995. С. 104–118.
2. Панасюк А.Ю. Структурно-уровневый анализ динамики интеллектуального развития умственно отсталых и здоровых детей: Канд. дис. Л., 1976.
3. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием теста П. Торранса у младших школьников // Вопр. психол. 1991. № 1. С. 27–32.
4. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
5. Fuchs B.K., Karnes M.B., Johnson L.J. Creativity and intelligence in preschoolers // Gifted Child Quarterly, 1993. V. 37(3). P. 113–117.
6. Guilford J.P. The structure of intelligence // Psychol. Bull. 1956. N 53. P. 267–293.
7. McCabe M.P. Influence of creativity and intelligence on academic performance // J. Creative Behav. 1991. V. 25(2). P. 116–122.
8. Sen A.K., Hagtvet K.A. Correlations among creativity, intelligence, personality and academic achievement // Percept. Motor Skills. 1993. V. 77(2). P. 497–498.
9. Torrance E.P. Torrance test of creative thinking: Norm — technical manual. Princeton, NJ: 1966.
10. Torrance E.P. Torrance test of creative thinking. Directions manual and scoring guide. Lexington: 1974.
11. Wallach M.A. Creativity // Carmichael’s Manual of Child Psychology. N.Y.; L.: 1970. P. 1211–1272.
12. Yong L.M. Relations between creativity and intelligence among Malaysian pupils // Percept. Motor Skills. 1994. V. 79(20). P. 739–742.