Структура и трудоемкость дисциплины

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной психологии

БОГДАНОВА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 030300.68 «Психология» очной формы обучения

Тюменский государственный университет

М.В. Богданова Клиническая психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.68 «Психология», очной формы обучения. Тюмень, 2013, _19 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Клиническая психодиагностика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой общей и социальной психологии д.пс.н., профессор Е.Л. Доценко.

© Тюменский государственный университет, 2013.

© Богданова М.В., 2013.

Богданова М.В.

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

Учебно-методический комплекс

для студентов направления 030300.68 «Психология»

Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.

Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № ________

Издательство Тюменского государственного университета

Г. Тюмень, ул. Семакова, 10

Пояснительная записка

1.1.Цели и задачи дисциплины:

Цель курса - ознакомление студентов с теоретическими основами клинической психодиагностики, формирование умений и навыков решения достаточно широкого круга психодиагностических задач в профессиональной деятельности.

Это предполагает решение следующихзадач:

1. Познакомить студентов с различными методами патопсихологической диагностики, востребованной в консультативном процессе.

2. Сформировать навыки работы с конкретными методиками.

3. Дать представление о работе клинического диагноста, особенностями построения его взаимоотношений с пациентами.

1.2. Место дисциплины в учебном процессе: курс «Психодиагностика в консультативном процессе» относится к разделу М.2 «Профессиональный цикл (дисциплины по выбору магистра)», входящему в учебный план направления 030300.62 «Психология».

В рамках курса рассматриваются различные теоретические подходы к организации диагностики в консультативном процессе, а также методы и методики психологической диагностики.

Для эффективного усвоения курса студенты должны освоить представление о целях и задачах психодиагностики («Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Психодиагностика в консультативном процессе»).

Освоение дисциплины является основой и развитием для последующих курсов: «Клинические основы психологического консультирования и психотерапии», «Психотерапия зависимостей», «Научно-исследовательская работа, включая научно-исследовательский семинар».

Во время изучения указанных курсов студенты могут применять знания и умения по клинической психологической диагностике.

1.3. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины «Клиническая психодиагностика»

В результате освоения дисциплины «Клиническая психодиагностика» студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

Код компетенции Формулировка компетенции Результаты обучения в целом Результаты обучения по уровням освоения материала Виды занятий (лекции, практиче ские, семинар ские, лаборатор ные Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.)
Минима льный Базовый   Повышен ный
ОК-11 оформление, представление в устной и письменной форме результатов выполненной работы Знает: как оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы Имеет представление о том, как оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы, Общее представление о том, как оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы Полное представление о том, как оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы семинар ские эссе; контрольная работа; Вопросы и ответы
Умеет: оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы При помощи преподавателя оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы, Самостоятельно (с консультационной поддержкой) оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы Самостоятельно оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы семинар ские, Отчет по практическим заданиям;
Владеет навыком оформления, представления в устной и письменной форме результатов выполненной работы Базовым навыком оформления, представления в устной и письменной форме результатов выполненной работы В общем виде, владеет навыком оформления, представления в устной и письменной форме результатов выполненной работы Устойчивым навыком оформления, представления в устной и письменной форме результатов выполненной работы семинарские, Отчет по практическим заданиям;  
ПК-10 выявление специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам Знает: как выявлять специфику психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей Имеет представление, как выявлять специфику психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей Общее понимание того, как выявлять специфику психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей имеет глубокие знания о том, как выявлять специфику психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей семинар ские эссе; контрольная работа; Вопросы и ответы
Умеет: выявлять специфику психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей При помощи преподавателя выявлять специфику психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей При дополнительной консультации выявлять специфику психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей Уверенно свободно выявлять специфику психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей семинар ские, лабораторные Отчет по практическим заданиям; коллоквиум
Владеет: Навыками выявления специфики психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей Общими навыками выявления специфики психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей Сформированными Навыками выявления специфики психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей Устойчивыми Навыками выявления специфики психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей семинар ские, лабораторные Отчет по практическим заданиям; коллоквиум  
ПК-17 диагностика, экспертиза и коррекция психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок Знает: как проводить диагностику и экспертизу психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик Имеет представление о том, как проводить диагностику и экспертизу психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик Общее представление о том, как проводить диагностику и экспертизу психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик Полное представление о том, как проводить диагностику и экспертизу психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик семинар ские эссе; контрольная работа; Вопросы и ответы
Умеет: проводить диагностику и экспертизу психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик При помощи преподавателя проводить диагностику и экспертизу психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик Самостоятельно (с консультационной поддержкой) проводить диагностику и экспертизу психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик Самостоятельно проводить диагностику и экспертизу психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик семинар ские, Отчет по практическим заданиям;
Владеет навыками диагностики и экспертизы психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик Базовыми навыками диагностики и экспертизы психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик В общем виде, владеет навыками диагностики и экспертизы психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик Устойчивыми навыками диагностики и экспертизы психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик семинарские, Отчет по практическим заданиям;  
ПК-50 диагностика и исключение из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием поражения ЦНС или психического заболевания Знает: как диагностировать и исключать из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств Имеет представление, как диагностировать и исключать из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств Общее понимание того, как диагностировать и исключать из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств имеет глубокие знания о том, как диагностировать и исключать из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств семинар ские эссе; контрольная работа; Вопросы и ответы
Умеет: диагностировать и исключать из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств При помощи преподавателя диагностировать и исключать из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств При дополнительной консультации диагностировать и исключать из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств Уверенно свободно диагностировать и исключать из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств семинар ские, лабораторные Отчет по практическим заданиям; коллоквиум
Владеет: Навыками диагностики людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств Общими навыками диагностики людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств Сформированными навыками диагностики людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств Устойчивыми навыками диагностики людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств семинар ские, лабораторные Отчет по практическим заданиям; коллоквиум  

В результате изучения курса «Клиническая психодиагностика» студент должен:

Знать:

- базовые понятия курса,

- принципы построения патопсихологического эксперимента,

- патопсихологические симптомокомплексы,

- нозологию психических заболеваний и проявления психических нарушений в процессе патопсихологического обследования.

Уметь:

- правильно подбирать диагностические методики в соответствии с поставленной задачей,

- проводить обследование, обрабатывать и интерпретировать результаты,

- составлять патопсихологическое заключение.

Владеть:

- методиками клинической психодиагностики,

- тезаурусом медицинских и психологических понятий в рамках дисциплины для анализа и систематизации информации, поиска новой информации, описания психических нарушений.

Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр – 3.Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Тематический план.

Таблица 1.

Тематический план

    Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Виды контроля
практические Лабораторные занятия Самостоятельная работа*
  Модуль 1.            
1. Предмет, объект, задачи и методы клинической психодиагностики. Устный опрос
2. Основные понятия психометрии. Устный опрос
3. Методы патопсихологии. Патопсихологический эксперимент. комплексные ситуационные задания
  Модуль 2.            
4. Методы диагностики нарушения мышления, памяти, внимания и умственной работоспособности. 4-5 Письменный отчет
5. Методы диагностики интеллекта. 5-6 комплексные ситуационные задания
6. Диагностика личности и характера. Тест-опросник MMPI. Патохарактерологический диагностический опросник Личко. Опросники диагностики эмоциональных и стрессовых состояний. Цветовой тест Люшера и его модификации 7-15 Контрольная работа
  Модуль 3.            
7. Проективные методики в клинической диагностике: Контент-аналитические проективные методы Тест фрустрации С.Розенцвейга. Незаконченные предложения. Тест руки Вагнера. Графические проективные тесты 16-17 Устный опрос
8. Тематический апперцептивный тест Мюррея. Тест Роршаха 17-18 Устный опрос
  Всего    

Таблица 2.

Планирование самостоятельной работы студентов

Наши рекомендации