Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия. 1. Тема: «Антропогенные опасности (психология безопасности деятельности)»

Занятие №9

1. Тема: «Антропогенные опасности (психология безопасности деятельности)»

2. Форма работы:

- Подготовка к практическим занятиям.

- Подготовка материалов по НИРС.

Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия

1. Психофизиологические основы безопасности.

2. Психические процессы, влияющие на безопасность.

3. Психические свойства, влияющие на безопасность.

4. Психические состояния и безопасность человека.

5. Особые психические состояния.

6. Психологические методы повышения безопасности.

4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы(тестовые задания с эталонами ответов).

001.К ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ТРАВМАТОГЕННЫМ ФАКТОРАМ ОТНОСЯТ

1) память

2) внимание

3) расстройство мышления

4) расстройство желудка

5) расстройство сна

Правильный ответ: 3

002. ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ИЗУЧАЕТ

1) психические процессы

2) психологические причины несчастных случаев

3) физиологические процессы

4) механические процессы

5) влияние механических процессов на человека

Правильный ответ: 2

003. ПЕРЦЕПЦИЯ - ЭТО

1) направленность сознания на объект

2) оперативное отражение в сознании человека его реальных отношений

3) процесс познавательной активности

4) полисенсорное отражение в сознании человека предметов или явлений

5) эмоциональная окраска протекания физического процесса

Правильный ответ: 4

004. ЧУВСТВО - ЭТО

1) направленность сознания на объект

2) оперативное отражение в сознании человека его реальных отношений

3) процесс познавательной активности

4) полисенсорное отражение в сознании человека предметов или явлений

5) эмоциональная окраска протекания физического процесса

Правильный ответ: 2

005. ЧУВСТВЕННЫЙ ТОН - ЭТО

1) направленность сознания на объект

2) оперативное отражение в сознании человека его реальных отношений

3) процесс познавательной активности

4) полисенсорное отражение в сознании человека предметов или явлений

5) эмоциональная окраска протекания физического процесса

Правильный ответ: 5

006. МЫШЛЕНИЕ - ЭТО

1) направленность сознания на объект

2) оперативное отражение в сознании человека его реальных отношений

3) процесс познавательной активности

4) полисенсорное отражение в сознании человека предметов или явлений

5) эмоциональная окраска протекания физического процесса

Правильный ответ: 3

007. ИДИОСИНКРАЗИЯ - ЭТО

1) эмоции

2) чувственный тон

3) травматогенный фактор

4) чувство

5) воля

Правильный ответ: 3

008. ЧЕЛОВЕК С ЗАМЕДЛЕННЫМИ РЕАКЦИЯМИ, НЕВОЗМУТИМЫЙ, ПОСТОЯННЫЙ В СВОИХ ЧУВСТВАХ - ЭТО

1) сангвиник

2) флегматик

3) холерик

4) меланхолик

5) низкий темперамент

Правильный ответ: 2

009. УРАВНОВЕШЕННЫЙ, АКТИВНЫЙ, ПОДВИЖНЫЙ, ЛЕГКО ПЕРЕЖИВАЮЩИЙ НЕУДАЧИ - ЭТО

1) сангвиник

2) флегматик

3) холерик

4) меланхолик

5) высокий темперамент

Правильный ответ: 1

010. ВОЗБУДИМЫЙ, ПОРЫВИСТЫЙ, НЕСДЕРЖАННЫЙ В ЭМОЦИЯХ, БЫСТРО ГОВОРЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК - ЭТО

1) сангвиник

2) флегматик

3) холерик

4) меланхолик

5) высокий темперамент

Правильный ответ: 3

011. ЧЕЛОВЕК СО СЛАБЫМ ТИПОМ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫЙ, ГЛУБОКО ПЕРЕЖИВАЮЩИЙ, НО СПОСБЕН ТОНКО ЧУВСТВОВАТЬ И БОЛЬШЕ ВОСПРИНИМАТЬ, НО БЫСТРО УСТАЁТ ОТ ЭТОГО

1) сангвиник

2) флегматик

3) холерик

4) меланхолик

5) низкий темперамент

Правильный ответ: 4

012. АГОРАФОБИЯ - ЭТО

1) боязнь (страх), вызванная пережитыми событиями

2) боязнь закрытых, тесных пространств

3) страх высоты

4) боязнь открытых пространств

5) боязнь всего вокруг

Правильный ответ: 4

013. АКРОФОБИЯ - ЭТО

1) боязнь (страх), вызванная пережитыми событиями

2) боязнь закрытых, тесных пространств

3) страх высоты

4) боязнь открытых пространств

5) боязнь всего вокруг

Правильный ответ: 3

014. КЛАУСТРОФОБИЯ - ЭТО

1) боязнь (страх), вызванная пережитыми событиями

2) боязнь закрытых, тесных пространств

3) страх высоты

4) боязнь открытых пространств

5) боязнь всего вокруг

Правильный ответ: 2

015. ПАНТОФОБИЯ - ЭТО

1) боязнь (страх), вызванная пережитыми событиями

2) боязнь закрытых, тесных пространств

3) страх высоты

4) боязнь открытых пространств

5) боязнь всего вокруг

Правильный ответ: 5

016. ПСЕВДОФОБИЯ - ЭТО

1) боязнь (страх), вызванная пережитыми событиями

2) боязнь закрытых, тесных пространств

3) страх высоты

4) боязнь открытых пространств

5) боязнь всего вокруг

Правильный ответ: 1

017. СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЁННОСТИ НАЗЫВАЮТ

1) нарушением процесса саморегуляции

2) гипермобилизацией организма

3) стрессом

4) дистрессом

5) утомлением

Правильный ответ: 3

018. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ - ЭТО

1) напряжение, вызванное конфликтными условиями

2) напряжение, вызванное необходимость поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия работы

3) связь борьбы мотивов с выбором критериев для принятия решения.

4) напряжение, связанное с временным снижением работоспособности

5) напряжение, связанное с длительным отсутствием работоспособности

Правильный ответ: 1

019. НАПРЯЖЕНИЕ ОЖИДАНИЯ - ЭТО

1) напряжение, вызванное конфликтными условиями

2) напряжение, вызванное необходимость поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия работы

3) связь борьбы мотивов с выбором критериев для принятия решения.

4) напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванное длительной работой

5) напряжение, связанное с длительным отсутствием работоспособности, вызванное длительной работой

Правильный ответ: 2

020. УТОМЛЕНИЕ - ЭТО

1) напряжение, вызванное конфликтными условиями

2) напряжение, вызванное необходимость поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия работы

3) связь борьбы мотивов с выбором критериев для принятия решения.

4) напряжение, связанное с временным снижением работоспособности

5) напряжение, связанное с длительным отсутствием работоспособности

Правильный ответ: 4

021. МОТИВАЦИОННОЕ НАПРЯЖЕНИЕ - ЭТО

1) напряжение, вызванное конфликтными условиями

2) напряжение, вызванное необходимость поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия работы

3) связь борьбы мотивов с выбором критериев для принятия решения.

4) напряжение, связанное с временным снижением работоспособности

5) напряжение, связанное с длительным отсутствием работоспособности

Правильный ответ: 3

022. ПАРОКСИЗМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ

1) утратой мышления

2) отсутствием сознания

3) кратковременной потерей сознания

4) стрессом

5) дистрессом

Правильный ответ: 3

023. ПСИХОГЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НАСТРОЕНИЯ ВОЗНИКАЕТ ПОД ВЛИЯНИЕМ

1) взрыва эмоций

2) приёмом алкоголя, транквилизаторов, наркотиков

3) монотонии

4) политонии

5) физического напряжения

Правильный ответ: 2

024. СЕНСОНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ВОЗНИКАЕТ

1) при однообразном выполнении действий

2) при частых переключениях внимания

3) при повышенных нагрузках на двигательный аппарат

4) при неоптимальной деятельности перцептивных систем и затруднений в восприятии

5) при частых обращениях к интеллектуальным процессам, обусловленное большим потоком проблемных ситуаций

Правильный ответ: 4

025. МОНОТОНИЯ ВОЗНИКАЕТ ПРИ

1) при однообразном выполнении действий

2) при частых переключениях внимания

3) при повышенных нагрузках на двигательный аппарат

4) при неоптимальной деятельности перцептивных систем и затруднений в восприятии

5) при частых обращениях к интеллектуальным процессам, обусловленное большим потоком проблемных ситуаций

Правильный ответ: 1

026. ПОЛИТОНИЯ ВОЗНИКАЕТ ПРИ

1) при однообразном выполнении действий

2) при частых переключениях внимания

3) при повышенных нагрузках на двигательный аппарат

4) при неоптимальной деятельности перцептивных систем и затруднений в восприятии

5) при частых обращениях к интеллектуальным процессам, обусловленное большим потоком проблемных ситуаций

Правильный ответ: 2

027. ПОВЫШЕННОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ВОЗНИКАЕТ ПРИ

1) при однообразном выполнении действий

2) деятельности в экстремальных условиях

3) при повышенных нагрузках на двигательный аппарат

4) при неоптимальной деятельности перцептивных систем и затруднений в восприятии

5) при частых обращениях к интеллектуальным процессам, обусловленное большим потоком проблемных ситуаций

Правильный ответ: 2

028. К НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ ФАКТОРАМ ПОВЫШАЮЩИХ НАПРЯЖЕНИЕ ОТНОСЯТ

1) врабатывание

2) физиологический дискомфорт

3) избыток времени на обслуживание

4) тормозной тип психического напряжения

5) психологию труда

Правильный ответ: 2

029. К ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ ФАКТОРАМ, ВЛИЯЮЩИМ НА ТРАВМАТИЗМ ОТНОСЯТ

1) психологию труда

2) психологию безопасности

3) аномалию анализаторов

4) инженерную психологию

5) приобретенный рефлекс

Правильный ответ: 3

030. В СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕК ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РОЛИ

1) сам является источником опасности

2) разрабатывает стандарты опасностей

3) вырабатывает безусловный рефлекс

4) в целях уменьшения страха перед опасностью принимает алкоголь

5) в целях уменьшения страха перед опасностью принимает наркотики

Правильный ответ: 1

5. Самоконтроль по ситуационным задачам(ситуационные задачи с эталонами ответов)

Задача № 1. Наркоман употребил ЛСД для поднятия настроения, в результате чего у него развилась галлюцинация в виде искажений: у человека одна рука стала длиннее другой, одно ухо приобрело гигантские размеры, одна нога стала в 3 раза объёмнее другой, причём ему это казалось смешным. Появилось хорошее радужное настроение, беспричинный смех, повышенная двигательная активность, болтливость.

Вопрос: 1. какой психический процесс нарушен в случае с изменением формы человека?

2. какой психический процесс нарушен при изменении настроения?

3. какой вид нарушения при изменении настроения?

Эталон ответа: 1.нарушение восприятия (перцепция).

2. эмоция.

3. стеническая эмоция.

Задача № 2. К психологу обратился мужчина 40 лет для определения профпригодности. Во время беседы психолог обратил внимание на следующие черты темперамента пациента: человек уравновешенный, активный, подвижный, легко переживающий неприятности, но в тоже время боится высоты.

Вопрос: 1. какой темперамент у пациента?

2. как называется страх высоты?

Эталон ответа: 1. сангвиник.

2. акрофобия.

Задача № 3. Рабочему дали задание сделать деталь в количестве 10 штук за смену. Работа увлекла рабочего и он сделал 12 деталей за смену. Планку увеличили до 15 деталей. Рабочий выполнил и это задание. Повысили до 20 деталей. Он выполнил и это задание, но с большим напряжением как физических, так и психических сил.

Вопрос: 1. какое психическое состояние возникло у рабочего, когда ему повысили задание до 15 деталей?

2. какой процесс возник у рабочего при повышении задания до 20 деталей?

3. какой процесс может возникнуть если ему поставят задачу производить по 20 деталей в течение длительного времени?

Эталон ответа: 1. стресс.

2. гипермобилизация.

3. дистресс.

Задача № 4.Рабочий, производя по 20 деталей за смену постепенно начал производить меньшее количество деталей и к концу месяца стал производить всего 8 деталей при норме10 деталей. У него появилась скованность, движения стали медленные, появилась рассеянность, безразличие к тому, что он выполнит план или нет, на замечание руководителей не реагирует.

Вопрос: 1. какое психическое состояние возникло у рабочего?

2. какой тип психического напряжения возник у рабочего?

Эталон ответа: 1. гигипермобилизация привела к дистрессу.

2. тормозной тип психического напряжения.

Задача № 5.В ночное время рабочий выполнял монотонную работу. Через 6 часов непрерывной работы он внезапно потерял сознание на несколько секунд. После проделанной физзарядки и кратковременного отдыха продолжил работу.

Вопрос: 1. какое психическое состояние возникло у рабочего?

2. какое второе название имеет данное психическое состояние?

Эталон ответа: 1. пароксизмальное состояние.

2. абсанс.

Задача № 6. Молодой человек поступил на работу учеником токаря. Мастер закрепил за ним квалифицированного рабочего (учителя), который объяснил и показал как работать на станке, довёл до сведения правила безопасности при работе на станке и затем дал задание выточить болт и нарезать резьбу. В первое время у ученика получалось не совсем гладко, был брак, но постепенно он освоился и выполнял задание в срок, а затем стал даже перевыполнять план.

Вопрос: 1. укажите первый этап обучения и его функцию.

2. укажите второй этап обучения и его функцию.

3. укажите третий этап обучения и его функцию.

Эталон ответа: 1. когда учитель объяснил как работать на станке и провёл инструктаж по технике безопасности. Первоначальное овладение действиями.

2. когда ученик вытачивал болт и нарезал на нём резьбу. Уточнение и объединение действиями.

3. когда ученик стал выполнять и даже перевыполнять план. Закрепление действий вплоть до автоматизма.

Наши рекомендации