И рекламные службы на предприятиях

При изучении данного раздела студент должен:

- знать: структуру и функции рекламного агентства, концепции рекламной кампании;

- уметь: планировать рекламные мероприятия во времени, обосновывать выбор коммуникационных каналов и средств;

- владеть: методикой планирования рекламной кампании.

Тема 8. Структура и функции рекламного агентства и рекламной службы на предприятии ( в организации). Виды рекламных агентств. Особенности принятия решений в рекламном менеджменте. Стадии взаимоотношений «рекламодатель – рекламное агентство»

Рекламное агентство – профессиональная организация, предоставляющая своим клиентам полный или ограниченный объем услуг по планированию и проведению рекламы.

Главной предпосылкой рационализации рекламной деятельности во всем ее масштабе является методическая и плановая подготовка рекламных сообщений и правильное их использование на всех этапах рекламного процесса. Повышению эффективности рекламной деятельности способствует создание рекламных агентств, которые осуществляют ее на высоком профессиональном уровне, более рационально используют финансовые средства и обеспечивают высокое качество рекламы.

В качестве основных рекламопроизводителей и рекламораспространителей на российском рынке выступают рекламные агентства, которые условно подразделяются на рекламные агентства с полным циклом услуг и агентства, специализирующиеся на оказании только отдельных видов услуг.

Развитие рекламных агентств обусловлено следующими причинами:

1.Рекламные агентства систематически сталкиваются с разнообразными маркетинговыми ситуациями, что способствует более глубокому пониманию интересов потребителей, приобретению навыков и повышению своей компетенции. Это позволяет создавать качественные рекламные средства и обеспечивать эффективность их применения.

2. Рекламные агентства исключают отрицательное воздействие на рекламу таких объективных факторов, как излишняя зависимость рекламы от вкусов отдельных руководителей, неверные установки относительно ожидаемой ответной реакции потребителей и др.

3. Рекламные агентства имеют устойчивые связи со средствами массовой информации, стабильно и своевременно закупают у них время и место для размещения рекламы. Сотрудничество с рекламными агентствами позволяет рекламодателю оперативно решать свои проблемы, помогает ему сэкономить средства и время.

4. Пользование услугами рекламных агентств обеспечивает системный подход к рекламе, что способствует росту ее эффективности.

Рекламные агентства как участники рекламного процесса выполняют следующие основные функции :

1) на стадии планирования рекламы: изучение конкурентоспособности, исследование рынка в объеме, необходимом для рекламных кампаний, и определение перспектив сбыта; изучение методов организации сбыта, системы распределения; изучение имеющихся распространителей рекламы и выбор наиболее эффективного и экономически выгодного среди них; составление графика рекламной кампании;

2) на стадии создания, подготовки рекламы: создание продукции на основе полученных заказов; разработка комплекса других рекламных мероприятий;

3) на стадии размещения рекламы: покупка услуг рекламодателей и передача им рекламного сообщения ; контроль появления рекламы в печати, проведение прямой почтовой рассылки, организация и проведение выставок и т.д.

Кроме того, рекламные агентства могут разрабатывать товарные знаки и фирменный стиль, интерьеры торговых залов и осуществлять государственную регистрацию товарных знаков.

Рекламная служба на предприятии – это структурное подразделение организации (иногда состоящее из нескольких отделов), которое осуществляет маркетинговую политику, следуя маркетинговой и рекламной стратегии. В зависимости от объемов работы это может быть самостоятельное подразделение, отдел в составе службы маркетинга или даже один человек.

Специалистами рекламной службы обычно называют менеджеров по рекламе.

Организационная структура рекламной службы зависит от многих факторов:

1) размера фирмы;

2) имеющихся ресурсов;

3) системы разделения труда между сотрудниками;

4) сферы деятельности фирмы;

5) степени вовлечения руководства фирмы в осуществление рекламной деятельности.

Так как рекламная служба связана с деятельностью службы маркетинга, ее структура во многом определена организационной структурой маркетинговой службы.

Все рекламные службы независимо от размера ориентированы на ряд функций:

1) администрирование руководства сотрудниками;

2) планирование рекламной деятельности, участие в разработке коммуникационной политики фирмы;

3) координация деятельности и взаимодействия.

По виду предоставляемых услуг рекламные агентства подразделяются на агентства:

- с полным циклом;

-специализированные.

Рекламные агентства с полным циклом – агентства, предоставляющие комплексные услуги в области маркетинговых коммуникаций. Как правило, это достаточно крупные организации.

Специализированные рекламные агентства – агентства, предоставляющие специальные услуги в области отдельных видов маркетинговых коммуникаций, создания и размещения рекламы. Примером специализированных агентств являются фирмы, занимающиеся размещением рекламы на транспорте, зданиях, рекламных щитах, в Интернете, в СМИ.

Рассмотрим виды рекламных агентств. Они могут быть:

I. По объему оказываемых услуг:

1) с полным циклом услуг;

2) ограниченным циклом услуг.

II. По видам предлагаемых услуг:

1) универсальные;

2) специализированные.

III. По территориальному признаку:

1) внутренние;

2) региональные;

3) международные.

Креативное рекламное агентство – агентство, занимающееся закупкой рекламного эфира.

Медиаселлинговое рекламное агентство – рекламное агентство, работающеена медиарынке, продающее рекламное время.

Во всем процессе установления и поддержания взаимоотношений между рекламодателем и реклам­ным агентством можно выделить три стадии:

1) поиск и выбор подходящего реклам­ного агентства;

2) заключение контракта на выполне­ние рекламных работ;

3) использование системы поощрений (денежной оплаты) для выравнивания интересов рекламодателя и рекламного агентства.

Стадия 1 может рассматривать­ся как предконтрактная стадия, которая включает в себя такие действия рекламодателя, как поиски, установление отношений с рекламным агентством и определение взаимных гарантий. Эта стадия ха­рактеризуется риском для рекламодателя сделать неверный выбор из-за недостаточного объема зна­ний о рекламном агентстве.

Фирма-рекламодатель может использовать сле­дующие три метода поиска информации об агентстве:

1) анализ сведений, полученных от работаю­щих в агентстве людей;

2) проверка сведений, которые дает о себе само агентство;

3) проведение специаль­ных консультаций с выбранным агентством.

Рекламодатель при выборе агентства должен быть особенно внимательным к следующим двум факторам:

1) является ли рекламное агентство членом соот­ветствующего профессионального объединения;

2) имеет ли рекламное агентство какие-нибудь на­грады за успехи в рекламном деле;

3) популярна ли его рекламная деятельность.

В свою очередь рекламное агентство заинтересо­вано в привлечении клиента и старается заинтере­совать его, предоставляя как можно больше поло­жительной информации о себе.

Рекламному агентству очень важно убедить бу­дущего клиента не только в профессионализме сво­их сотрудников, но и в умении создавать действен­ную, эффективную рекламу в двух различных на­правлениях: при создании имиджа фирмы или бренд-имиджа товара и при необходимости расши­рить рынок сбыта товара.

На втором этапе взаимоотношений двух организаций происходит подписание контракта (договора), в ко­тором рекламное агентство предоставляет свои услуги рекламодателю.

В контракте важно рассмотреть как можно больше вопросов: название и перечень услуг рекламистов, вклю­чая перечень всех этапов работы ;перечень предметов рекламы и их характерис­тики; общий срок договора; общая сумма договора; порядок и сроки предоставления исходных дан­ных; порядок и сроки выполнения отдельных этапов; порядок и сроки предоставления отчетов о раз­рабатываемых или проводимых рекламных мероп­риятиях; условия имущественной ответственности сторон за нарушение порядка и сроков договора; другие условия, которые рекламодатель и рек­ламист (рекламное агентство) считают возможным предусмотреть в договоре; почтовые и банковские реквизиты обеих орга­низаций.

При разработке и подписании контракта стоит задача минимизировать факторы недоверия друг к другу.

Третий этап взаимоотношений рекламодателя и рекламного агентства завершается окончательны­ми расчетами за проделанную работу. Для рекламодателя наступает этап поисков воз­можностей прямого или косвенного контроля за этой деятельностью. Для него это период морального беспокойства за успех своего дела, по­скольку именно на третьей стадии взаимоот­ношений реально может проявиться присущее двум коммерческим организациям противоречие – желание заработать больше прибыли за счет компань­она.

Для того чтобы снизить степень беспокойства рекламодателя относительно рекламного агентства, с которым подписан кон­тракт, существует три способа:

1) безошибочный выбор порядочного партнера;

2) составление контракта с ним;

3) система компенсаций в процессе выполнения контракта.

Контрольные вопросы

1. Что такое рекламное агентство?

2. Какие функции выполняет полносервисное рекламное агентство? Дайте его характеристику.

3.Что представляет собой специализированное рекламное агентство?

4. Каковы стадии взаимоотношений «рекламодатель - рекламное агентство»? Опишите их.

Тема 9. Концепция и план проведения рекламной кампании. Планирование рекламных мероприятий во времени. Медиапланирование. Обоснование выбора коммуникационных каналов и средств распространения рекламы. Планирование рекламного бюджета. Метод определения рекламного бюджета

Планирование и разработку рекламной кампании можно представить в виде следующего алгоритма (рисунок).

 
  и рекламные службы на предприятиях - student2.ru

Рис. Алгоритм разработки рекламной кампании

При проведении рекламной кампании необходимо определить ее цели, стратегию, тактику.

Цели рекламной кампании формируют у потребителя эффект узнавания, запоминания товара, полный образ фирмы в глазах целевой аудитории и установку на приобретение товара.

Цели делятся на три группы:

1. Имиджевые цели. Реклама в данном случае должна представлять новый товар, его предназначение и характеристики. Она рассчитана на самые широкие целевые аудитории. Средства распространения –телевидение ,наружная реклама , реклама в прессе.

2. Стимулирующие цели. Реклама направлена на увеличение прибыли предприятия, демонстрацию товара или услуги рекламодателя максимально широкой публике с целью вызвать желание немедленного приобретения или заказа. В качестве основных средств распространения используются: телевидение; промоакции; радио; реклама в прессе; выставки; прямая рассылка.

3. Стабилизирующие цели. Реклама направлена на стабилизацию реализации определенных товаров на рынке, поддержание успеха у потребителей, обеспечение устойчивого уровня прибыли фирмы, удержание стабильных потребителей данной торговой марки. Для этого применяются следующие средства распространения: выставки; система скидок и бонусов постоянным (или наоборот – новым) клиентам; прямая рассылка.

Разработка рекламной стратегии состоит в том, чтобы определить, какой утилитарный и/или психологически значимый смысл должна придать данному товару реклама, чтобы потенциальный покупатель отдал ему предпочтение перед другими конкурирующими марками на рынке. Рекламная идея задает художественный способ воплощения стратегии. Иными словами, рекламная стратегия задает информационную суть рекламного сообщения, а рекламная идея облекает его в привлекательную форму.

Принципиально важно, чтобы рекламная идея была согласована с рекламной стратегией. Письменная формулировка рекламной стратегии является неотъемлемой частью любого рекламного плана. При ее отсутствии трудно проанализировать логику и последовательность рекомендованного рекламного графика.

Описание стратегии должно указывать типы рекламных средств и то, как они будут использоваться, а также аргументировать сделанный выбор. Описание должно начинаться с краткого определения аудитории, на которую направлена рекламная кампания, приоритетов в работе с ней, а также указывать конкретные планируемые уровни охвата, частотности и непрерывности. Должен быть пояснен характер рекламного сообщения. Необходимо представить разбивку по различным рекламным средствам, планируемым к использованию за период рекламной кампании, бюджет на каждое из них, затраты на производство и необходимые материалы. В заключение необходимо указать планируемый объем и продолжительность рекламного объявления вместе с техническими возможностями и соображениями времени, а также бюджетные ограничения.

Медиапланом называется конкретное расписание выходов рекламы любого типа на конкретный промежуток времени с указанием расценок, дат выходов, форматов, адресов или продолжительности размещаемой рекламы, снабженное некоторыми дополнительными статистическими данными. Медиаплан составляется на основе данныхсоциологическихисследований показателей различных групп населения. При этом точность и конкретность плана должна быть такой, чтобы заказ рекламы был возможен в любом агентстве.

Медиапланирование предполагает получить ответы на следующие вопросы:

1. Сколько человек из целевой аудитории необходимо охватить?

2. В каких СМИ и других конкретных носителях будет размещена реклама?

3. Какова очередность использования рекламных средств?

4. Когда следует запускать рекламу?

5. В каком регионе должна появиться реклама?

6. Какие суммы денег будут потрачены на каждое рекламное cредство?

Медиаплан содержит следующие положения:

1) анализ текущей маркетинговой и рекламной ситуации;

2) обоснование рекламных стратегий и позиций продукта;

3) характеристика целевых рынков и целевой аудитории;

4) анализ мотивации потребителей;

5) стратегия размещения рекламных материалов;

6) бюджет кампании;

7) прогноз реакции рынков.

Рассмотрим некоторые методы формирования бюджетарекламной кампании.

1. Метод исчисления «от наличных средств». Многие фирмы выделяют в бюджет на рекламу определенную сумму, которую они могут себе позволить истратить. Этот метод определения рекламного бюджета полностью игнорирует влияние рекламы на объем сбыта. В результате величина бюджета из года в год остается неопределенной, что затрудняет перспективное планирование рекламной деятельности.

2. Метод исчисления «в процентах от объема продаж». Расходы на рекламу рассчитывают в определенном процентном отношении либо к объему продаж (текущих или ожидаемых), либо к продажной цене товара, либо к валовой прибыли. Этот метод прост в применении, его можно совершенствовать, варьируя процентные отношения в зависимости от разных факторов. Недостаток этого метода заключается в том, что при формировании рекламного бюджета не учитывается необходимость в рекламе конкретного товара.

3.Метод конкурентного паритета подразумевает формирование бюджета рекламной кампании на уровне затрат конкурентов.

4. Метод исчисления «исходя из целей и задач». Этот метод заключается в рассмотрении каждой задачи рекламной кампании и определении затрат, необходимых для ее выполнения.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные этапы проведения рекламной кампании?

2. Что такое медиапланирование?

3. Какие существуют методы формирования рекламного бюджета?

Наши рекомендации