Интеракция -взаимодействие людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Единица взаимодействия называется трансакцией.

ТЕМА 5: ОБЩЕНИЕ

План

1. Структура общения

2. Невербальное общение

3. Факторы, мешающие восприятию человека

1. СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ

Общение – это процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

· коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

· интерактивная состоит в организации взаимодействия между людьми (согласование действий, распределение функций, влияние, убеждение собеседника);

· перцептивная сторона общения состоит во взаимном восприятии друг друга.

1. Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию.

Передача любой информации возможна посредством вербальной (речевой) и невербальной (неречевой) коммуникации.

В структуру вербальногообщения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз.

- 2. Просодики (темп речи, ритм, интонация, дикция и т.п.)

3. Экстралингвистика (характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи, кашель, паузы)

В структуру невербальногообщения входят:

1. Кинестика (мимика, жестика, пантомимика)

2. Такесика (прикосновения в ситуации общения)

3. Проксемика (расположение людей в пространстве при общении)

2. Перцепция - процесс восприятия одним человеком другого во время общения. Она включает:

1. Идентификацию – мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью понять его мысли и представления.

2. Эмпатию – способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его вместе со всеми его мыслями и чувствами.

3. Рефлексию – осмысление индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Интеракция -взаимодействие людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Единица взаимодействия называется трансакцией.

2. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Невербальное общение – это общение посредством неречевых знаковых систем.

Невербальная коммуникация обычно представляется следующими системами:

1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика – жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика – моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.

3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении; выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте.

Рассмотрим содержание основных невербальных средств общения (кинесические, просодические, экстралингвистические и такесические).

Наиболее значимы кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно - регулятивную функцию в общении.

К кинесике относятся выразительные средства движения, проявляющиеся в позе, жесте, мимике, походке, взгляде.

Поза – это положение человеческого тела типичное для данной культуры. Общее количество различных положений , которые может принять человеческое тело , составляет около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие – закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих людей. Люди с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.

Поза может свидетельствовать либо о закрытости, либо об открытости к общению. При закрытой позе человек как- то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве. При открытой же позе стоящий человек руки раскрывает ладонями вверх, сидящий раскидывает руки, ноги вытягивает. Открытые позы воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности , психологического комфорта.

Есть позы раздумья (позы роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень – то, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра. Человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Жесты – это разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.

Жесты можно разделить:

- на коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.);

- на жесты, выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.);

- на описательные жесты (имеют смысл только в контексте речевого высказывания).

Жесты в общении дают много информации. В их языке, как и в речи , есть слова, предложения . Практика показывает , что когда люди хотят показать свои чувства, они прибегают к жестикуляции. При общении часто возникают следующие жесты:

- жесты оценки: почесывание подбородка ; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; человек встает и начинает прохаживаться ( оценка информации) и др.;

- жесты уверенности: соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;

- жесты нервозности и неуверенности: переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; человек трогает спинку стула перед тем, как на него сесть, и др.;

- жесты самоконтроля : руки сведены за спину , одна при этом сжимает другую; поза человека , сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;

- жесты ожидания: потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

- жесты отрицания: сложенные на груди руки; наклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

- жесты-расположения: прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;

- жесты доминирования : руками делаются решительные , резкие взмахи сверху вниз и др.;

- жесты неискренности: «прикрывание рукой рта», дотрагивание до носа как более утонченная форма прикрывания рукой рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем -то ; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд » и др.;

Речевые высказывания и сопровождающие их жесты должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказывания является свидетельством лжи.

Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10 – 15% информации.

В мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы.

Психологи установили, что все люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку все-таки несут брови и рот. Легче всего определяются эмоции радости, удивления, презрения, гнева, сложнее – эмоции страдания и страха.

Лицо не случайно называют зеркалом души человека. Положение рта, бровей и глаз прекрасно передает эмоциональное состояние и такие чувства, как печаль, робость, злобу, враждебность и т. д .

Визуальный контакт

С мимикой очень тесно связан взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт при ее отсутствии. Взгляд, как правило, связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль , он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль полностью готова – на собеседника. Если речь идет о сложных вещах , на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается – больше. Тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и посылает ему сигналы обратной связи.

Визуальный контакт – изменение ширины зрачков, степени открытости глаз, направления и движения взгляда в процессе общения. Визуальный контакт занимает особое место среди невербальных средств общения . В словах можно скрыть все, что угодно (горе, страдание, радость), но чтобы скрыть это во взгляде, требуется либо огромная сила воли, либо специальная тренировка. Поэтому взгляд наиболее адекватно выражает эмоциональное состояние партнера. Человек не способен контролировать движение своих зрачков. Они непроизвольно расширяются или сужаются и тем самым передают информацию о реакции на предложения собеседника, об отношении к нему. При волнении зрачки увеличиваются в четыре раза по сравнению с нормальным размером. С другой стороны, если человек сердится или его отношение к ситуации негативно, то зрачки сужаются.

Когда человек пытается скрыть какую-нибудь информацию или лжет, то его глаза встречаются с глазами собеседника менее одной трети всего времени разговора. Если человек смотрит на партнера более двух третей всего времени разговора, то он или находит партнера весьма интересным и привлекательным (и в этом случае его зрачки увеличены, или же чувствует враждебность к партнеру и невербально бросает вызов (в этом случае его зрачки сужены). Для того чтобы установить хорошие отношения с другим человеком, следует смотреть на него от 60 до 70% всего разговора. Неудивительно, что нервным, застенчивым людям, которые смотрят в глаза менее одной трети времени разговора, очень редко доверяют.

Важным является не только промежуток времени, в течение которого смотрят на вас, но также и та область лица и тела , на которую он устремлен.

Деловой взгляд, устремленный в район лба собеседника, создает серьезную атмосферу, деловой настрой.

Светский взгляд, устремленный ниже уровня глаз собеседника, способствует созданию атмосферы непринужденного общения . Исследования, проведенные в этой области, показали , что во время различных вечеров и приемов собеседники чаще всего смотрят друг на друга. При этом они обращают внимание на треугольник, который расположен между глазами и ртом человека .

Интимный взгляд устремлен в район между грудью и глазами. Мужчины и женщины используют такой взгляд , чтобы показать свою заинтересованность друг в друге, и тот человек, который воспринимает этот взгляд , как правило, отвечает таким же. При этом, чтобы принять правильное решение об отношении собеседника, необходимо учитывать и культурную среду, в которой он вырос. Например, японцы практически никогда не смотрят в глаза, предпочитая во время разговора смотреть на шею .

Походка человека – это стиль передвижения, который отражает его эмоциональное состояние. Исследования показали, что легко узнаются по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость , счастье. Причем, оказалось, что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая – при радости, самая большая длина шага при гордости, вялая, угнетенная походка – при страдании.

К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол , степень их знакомства . Рукопожатия, например, делятся на три типа : доминирующее (рука сверху , ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное. Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений , равенства социального положения общающихся.

Наши рекомендации