Социальные черты личности.
Большая пятерка» качеств личности
Больша́я пятёрка— диспозициональная (от англ. disposition — предрасположенность) модель личности человека. В соответствии с названием, модель предполагает, что личность человека включает в себя пять общих и относительно независимых черт (диспозиций):
ü Экстраверсия (общительность, комфорт в общении, настойчивость)
ü Эмоциональная стабильность (степень спокойствия, жизнерадостность, уверенность, независимость суждений)
ü Контактность (вежливость, гибкость, умение прощать, доверять, терпимость, доверчивость)
ü Добросовестность (степень концентрации на целях, трудолюбие, упорство, аккуратность, следование правилам, ответственность, надежность)
ü Открытость опыту (любознательность, воображение, широта интересов, готовность воспринимать новые идеи)).
ü Интроверсия (честолюбие, экспрессивность, импульсивность)
ü Тревожность (беспокойство, неуверенность, раздраженность, нервозность, подавленность)
ü Цинизм (осуждение, отсут. терпимости к нормам и ценностям, склонность к согласию, неуживчивость, грубость)
ü Спонтанность (креативность, умение решать сложные проблемы, отсут. надежности, стабильности, умения бороться за результат)
ü Культурное несоответствие (отсут. воображения, узкий кругозор, догматизм)
Социальные черты личности.
Отражают, как человек выглядит в глазах окружающих в различных ситуациях, например пытаясь решить возникшие проблемы.
Социальные черты личности:
v «замкнутость - общительность»,
v «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность»,
v «подчиненность - доминантность»,
v «сдержанность - экспрессивность»,
v «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»,
v «робость - смелость»,
v «жесткость – чувствительность»,
v «доверчивость - подозрительность»,
v «практичность - мечтательность»,
v «прямолинейность - дипломатичность»,
v «спокойствие - тревожность»,
v «конформизм - нонконформизм»,
v «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль»,
v «адекватная самооценка – неадекватная самооценка,
v а также "тревога", "экстраверсия - интроверсия", "чувствительность" и "конформность"
v адекватность, внушаемость, воспитанность, искренность, сдержанность и др
Стиль разрешения проблем – способ, с помощью которого человек производит сбор и оценку информации, а так же принимает решение.
Человек собирает информацию с помощью:
· восприятия (отталкиваясь от известных факторов)
· интуиции (ощущения, что это «правильно»)
Оценка и принятия решений осуществляется с помощью:
· осмысления (анализа и логики)
· ощущения (например. с одобрения другими людьми)
31. Личные концептуальные черты: Локус (траектория) контроля,
Макиавеллизм, Ценности, Установки, Восприятие
Личные концептуальные черты отражают то, что сами люди думают о своем социальном и физическом положении, а так же личные установки и ценностные ориентации, способы восприятия, проявляющиеся в поведении в разнообразных ситуациях.
Личные концептуальные черты основываются на «Я»-концепции - представлении человека о себе самом как о физическом, социальном, духовном (нравственном) существе.
Два аспекта «Я»-концепции :
1) Самооценка – убежденность в собственной ценности
2) Самоэффективность - убежденность в успешном выполнении какого-либо задания.
К личным концептуальным чертам относят:
v Локус (траектория контроля) – то, на кого человек возлагает основную ответственность - на себя или внешние (сторонние) силы.
ü Внутренняя - «моя судьба в моих руках», все зависит от собственных действий. ( Легче поддается мотивации, имеет склонность к принятию решений, ориентирован на достижения, независим, им сложнее управлять)
ü Внешняя - успех зависит от шанса, везения, от других людей и событий. (Не увлечен своей работой, его сложнее мотивировать, возлагает ответственность на других в случае неудачи. Им легче управлять, он уступчив, готов подчиняться)
v Авторитаризм (твердая приверженность общепринятым ценностям и подчинение признанным авторитетам), догматизм(мир - опасное место, власть – абсолютная)
v Макиавеллизм(стремление к обретению власти и манипулированию людьми в угоду сугубо личным интересам)
ü С высоким показателем Мака – прагматики, логично и вдумчиво подходят к ситуации, способны на ложь, другие – средство для достижения личных целей, в конфликтах чаще победители, в неопределенных ситуациях берут контроль на себя.
ü С низким показателем Мака - в неопределенных ситуациях склонны следовать указаниям, упорно трудятся в структурированных ситуациях, сильнее склонны руководствоваться этическими соображениями ,менее склонны лгать и мошенничать.
v Самоконтрольотражает способность человека адаптировать поведение к факторам внешней среды.
v Ценности –устойчивые предпочтения человека, помогающие оценивать ход событий и их результат; то .от чего человек не готов отказаться ни при каких условиях.
Психолог М.Рокич выделил:
ü Терминальные (предпочтения человека в отношении целей, которые он стремиться достичь в течение всей своей жизни)
ü Инструментальные (необходимые для достижения результата)
Конгруэнтность (совместимость) ценностей – человек испытывает положительные чувства к людям со сходными ценностями. Совместимость - один из механизмов формирования культуры организации.
Ценности важные для использования на рабочем месте:
1) Достижения - получение результатов в жизни ценой упорного труда
2) Помощь окружающим и забота о них
3) Честность
4) Справедливость
Ценности, важные для руководителя:
1) Признание компетенций и достижений других
2) Уважение и достойные отношения
3) Свобода личного выбора
4) Вовлеченность в работу
5) Гордость за свои достижения
6) Финансовая самостоятельность и безопасность
7) Саморазвитие
8) Самосовершенствование
9) Здоровье
10) Благополучие в семейных отношениях
v Установки –устойчивая оценка (положительная или отриц.) кого-либо или чего-либо, определяющая направленность деятельности человека.
Формируется под воздействием среды
В отличие от установки, убеждение – идея о ком-либо или о чем-либо и выводы, которые человек делает в отношении этой идеи. В основе убеждений – ценности.
Три компонента установки:
1) познание (убеждения, мнения, информация)
2) эмоции (чувства, например. удовольствие от работы)
3) поведение (действия человека в отношении объекта установки)
Пример положительной установки:
1) Мысль: «У меня сложная, но интересная работа»
2) Чувство: «Я люблю свою работу»
3) Поведение: «Довольный работник приходит раньше положенного времени на работу»
Неблагоприятные установки руководителя или сотрудника приводят к конфликтам, прогулам, опозданием и т.д.
Когнитивный диссонанс - состояние несогласованности между установками человека и его вынужденным поведением - необходимо изменить установку или пересмотреть ценности.
Изменение одного из компонентов установки изменяет всю установку в целом.
v Восприятие (перцепция)– процесс осознания окружения путем наблюдения, отбора, организации и интерпретации информации.
Восприятие - непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.
Перцептивная селективность – люди концентрируют внимание на раздражителях, соответствующих их установкам, ценностям и чертам личности, часто «видят» одни и те же вещи по-разному.
Пример. Человек с высокой потребностью самоуважения обращает внимание на положительные оценки начальника, но «отключается» от негативных замечаний коллег.
Под влиянием селективности восприятия формируются интеллектуальные модели (объяснительные схемы) человека. Важно: успех организации напрямую зависит от интеллектуальной модели руководителя.