Так утверждается трезвый образ жизни

Табакомания, алкоголизм, наркомания и токсикомания разные стадии одной болезни - химиодистрессомании. Нет строгой последовательности возникновения и развития этих стадий применительно к отдельному химиодистрессоману. Когда же речь идет о заболевании химиодистрессоманией большой части общества, то стадии возникновения и развития становятся закономерностью. Сегодня в нашем обществе десятки миллионов злостных курильщиков табака - больных табакоманией. В несколько раз меньше больных алкоголизмом и еще в несколько раз меньше наркоманов и токсикоманов. Лечение раннего этапа болезни – это профилактика всех последующих стадий ее развития. Чем больше химиодистрессоманов откажутся от курения табака, тем меньше будет пьяниц и алкоголиков, наркоманов и токсикоманов. Вот почему Центральный Комитет КПСС, рассматривая вопрос о ходе выполнения постановлений ЦК КПСС по преодоления пьянства и алкоголизма и активизации этой работы", подчеркивал: "Борьба с пьянством должна вестись в комплексе с искоренением наркомании, курения".

В свете этих указаний проводятся исследования в Красноярском медицинском институте по вопросам винопития и изучаются неспецифические реакции организма на действие всех токсических и наркотических веществ в институте медицинских проблем Севера СО АМН СССР, которому оказывают консультант помощь сотрудники института психологии АН СССР.

Становится очевидным, что психология мышления курильщика табака так же извращена, как и у больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Табакомания - начальная стадия заболевания химиодистрессоманией с мазохистскими наклонностями. Эти наклонности могут - снизить уровень культуры половых отношений. Живущие с табакоманом обедняют себя взаимными ласками в интимном общении, которое начинается и заканчивается вдыханием ядовитого дыма. Ведь 68 % дыма от сигареты и выдыхаемого курильщиками попадает в окружающую среду, загрязняя ее смолами, никотином, двуокисью азота и другими веществами, вредными для организма. Некурящие, пребывающие в течение одного часа в закрытых помещениях, где дымят табакомааны, получают отравление, равное тому, которое наступает от выкуренных одна за другой четырех сигарет. Об этом хорошо знают многие химиодистрессоманы, курящие в своих рабочих кабинетах. К ним в процессе трудового дня заходят некурящие, и "хозяин" кабинета просят разрешения закурить у зависимого от него человека. Вот он, явный садизм, сочетающийся с мазохизмом: травлю других и себя, получая от этого удовольствие.

Курящие табак по сравнению с другими химиодистрессоманами свободно в любом киоске могут приобрести табачные изделия в красочно оформленных упаковках. Им отводятся помещения для курения, позволяется курить в общественных местах, на улице, в парках, скверах, автобусных остановках и т.д. В этих негативных явлениях материализуется общественное мнение сегодняшнего дня. Оно получает духовную поддержку благодаря художественной литературе и изобразительному искусству, воспевающем героя, почти непременно курящего табак. Подобным же образом пропагандируются вино-водочные изделия.

Нередко приходится слышать ошибочное утверждение, что алкоголь, наркотики и токсические вещества включаются в обменные процессы организма. В результате такого включения у человека появляется биологическая потребность их употреблять. На самом же деле обменные процессы в организме меняются для сохранения его жизнедеятельности за счет приспособлению к отравлению ядами. Приспосабливаясь к худшему, организм постоянно испытывает потребность избавить себя от отравления. Поэтому лечение в наркологии направлено на быстрейшее выведение из организма табака, алкоголя, наркотика и токсические веществ. Если бы химиодистрессоман испытывал потребность в этих ядах из-за того, что они включались в обмен веществ организма, то лечение выведением из организма привычного яда усиливало бы тягу к нему и состояние больного ухудшалось бы, как у погибающих от жажды или голода. Недостаточно внимательное отношение, казалось бы, к малозначительным фактам и небрежное их объяснение в процессе санитарного просвещения способствуют распространением предрассудков и слухов среди населения. Эти глубоко ошибочные представления живут в сознании большинства людей, в результате чего общественным мнением не всегда осуждается курение табака, винопитие, употребление более сильных наркотиков и токсических веществ. Влечение к употребляемым ядам, эйфория в состоянии опьянения, абстиненция - основные симптомы заболевания химиодистрессоманией - возникают и развиваются у человека при взаимодействии между, собой социально-психологического и биологического комплексов. Биологическим комплексом является химиодистресс. В социально-психологический комплекс входят обрядность и ритуалика, символика и знаки, правила этикета и нормы поведения, регулирующие социальный характер удовлетворения потребностей. В качестве таких регуляторов могут выступать ощущения химиодистресса. В этом заключается взаимодействие между социально-психологическим и биологическим комплексами. Частными его случаями являются биопсихосоциальные механизмы возникновения и развития основных симптомов заболевания химиодистрессоманией. Они были рассмотрены в предыдущих главах.

Знания биопсихосоциального механизма заболевания химиодистрессоманией опровергают глубоко ошибочные представления, побуждающие курить табак, употреблять алкоголь, другие наркотики и токсические вещества. Эти знания необходимо пропагандировать с помощью всех средств массовой информации. Когда они станут неотъемлемой частью сознания людей, составляющих большинство населения, в общественном мнении сформируется трезвенническая установка. Этот процесс можно ускорить, если в общеобразовательных школах, училищах, техникумах, институтах и трудовых коллективах на производстве начать изучать биопсихосоциальный механизм заболевания химиодистрессоманией. В обязательном порядке нужно потребовать сдать зачет по данной теме от совершающих антисоциальные поступки, часто болеющих из-за курения табака, употребления алкоголя, наркотиков и токсических веществ.

Только знаниями положений биопсихосоциальной теории химиодистрессомании можно вылечить многих наркологических больных с достаточно высоким уровнем интеллекта. Они способны самостоятельно и неформально даже с помощью этой книги познать истину в отношении химиодистресса, используемого ими в качестве условия удовлетворения потребностей, как правило, в общении гротеска. Сдавшие зачет по вопросам биопсихосоциальной теории химиодистрессомании и повысившие свой уровень культуры общения могут считаться практически здоровыми людьми, и их следует снимать с наркологического учета.

Формальное же знание биопсихосоциального механизма заболевания химиодистрессоманией не исключает нарушений трезвого образа жизни подобно тому, как с формальное знание техники безопасности на производстве и правил уличного движения не снижает уровень распространенности несчастных случаев. Знания приобретают неформальный характер, если нарушители трезвого образа жизни наказываются по всей строгости социалистической законности и осуждаются нормами общественной морали. Больше следует наказывать тех, кто сознательно отказывается повышать свой уровень санитарно-гигиенической культуры. Их устраивает пьяное общение, из которого безнравственным образом извлекается сиюминутная польза для себя, пусть даже и с нарушениями собственного здоровья.

Особое внимание должно быть обращено на подстрекателей, ведущих трезвый образ жизни. Они хорошо понимают причины заблуждений химиодистрессоманов, но, продолжают распространять их ошибочные мнения провоцировать людей недалекого ума нарушать трезвый образ жизни. К большому сожалению, подстрекатели могут быть осуждены только нравственно. Такое наказание для аморальных личностей совершенно недостаточно. Необходимо найти соответствующую меру воздействия на подстрекателей, для того чтобы они чужому горю перестали радоваться.

Слабоумных химиодистрессоманов нельзя вылечить с помощью утверждения в их сознании истинных знаний, поскольку они не могут усвоить эти знания на должном уровне. Слабоумные слепо подражают большинству людей, курящих табак, употребляющих алкоголь и более сильные наркотики. Откажутся от вредных привычек эти люди, и за ними последуют слабоумные.

К слабоумным примыкают психопаты и акцентуированные личности, жестко зависимые от общественного или группового мнения и влияния моды. Психологи называют их конформными личностями, а в быту принято говорить о безвольных людях. Они бездумно впитывают в себя все, что слышат, и нередко считают себя людьми эрудированными. Но, будучи психически неполноценными, конформные личности строят свое поведение в угоду "черной стае". Когда же они находятся в зоне действия группового и общественного мнения с трезвеннической установкой, то в их сознании преобладают истинные знания. Тогда конформные личности правильно могут разъяснять положения биопсихосоциальной теории химиодистрессомании, даже выступать с высоких трибун и искренне призывать вести борьбу за трезвый образ жизни. Однако в экстремальных условиях или при сильном стрессорном воздействии любого происхождения, а также в соответствующем окружении в сознании безвольных оживают глубоко ошибочные представления, побуждающие их нарушить трезвый образ жизни. Именно эти представления лежат в основе ситуационного слабоумия у конформных личностей. Например, склонные к ситуационному слабоумию могут употребить спиртное на поминках, начать курить от напряжения в интимном общении и под влиянием иных стресс-факторов. Так, у наркомана, который вновь увидел у себя вены при восстановлении здоровья, возникает желание продолжить колоться наркотиками, особенно если он в это время находится под влиянием группового мнения наркоманов. Согласно этому мнению, с появлением вен необходимо продолжить прием наркотика. То же самое наблюдается в кругу пьяниц в алкоголиков. Выписавшийся из больницы, допустим, после излечения перелома костей, при встрече с собутыльниками обязан "обмыть" это знаменательное событие.

Склонных к ситуационному слабоумию химиодистрессоманов можно вылечить. Для этого надо создать вокруг них обстановку нетерпимости. Очень важно, чтобы они отчетливо понимали, что общественная мораль осуждает, а социалистическая законность наказывает за курение табака, винопитие, употребление более стильных наркотиков и токсических веществ. В безвыходной для себя ситуации химиодистрессоман вынужден будет обращаться к наркологу сам или с помощью родственников, членов трудового коллектива и милиции. Лечение будет направлено на то, чтобы бывший больной в экстремальных или стрессовых ситуациях принимал правильное решение на основе истинных знаний о стрессе, наслаивающемся на отравление табаком, алкоголем, другими наркотиками и токсическими веществами. Этого добиваются наркологи, лечащие химиодистрессомана с помощью так называемого "кодирования". Они используют разного рода психотерапевтические приемы со стрессорным воздействием, в том числе гипноз, для разрушения в сознании больного глубоко ошибочных представления и "вкладывания" в его голову знаний о свойствах употребляемого им яда, симптомах болезни.

В отделениях наркологического диспансера Красноярского края химиодистрессоманам начали в психотерапевтических беседах разъяснять общую биопсихосоциальную теорию табакомании, алкоголизма, наркомании и токсикомании. Сомневающимся в истинности этой теории предлагают дальнейшее лечение. Оно заключается в том, что химиодистрессоманы сами на себе проводят эксперименты и получают факты, подтверждающие правильность теории. Например, наркоманам, у которых завязаны глаза, внутривенно вводят различные, безвредные для здоровья, лекарственные препараты. Среди них надо отличить тот наркотик, к которому у больных самое выраженное влечение. В результате эксперимента они убеждаются в том, что ощущения от действия "любимого" наркотика сходны с ощущениями от действия охлажденного физиологического раствора, витаминов и любых иных лекарственных веществ. Отличить их между собой при таких условиях практически невозможно, если нет симптомов болезни, которые снимаются каким-либо из введенных лекарственных препаратов. Наркоманы, на практике познавая истину, вылечивали сами себя.

Излеченными считались те химиодистрессоманы, у которых отсутствовали влечение к яду и эйфория в состоянии опьянения, когда они знали, что употребляют, привычный наркотик. При сохранении этих симптомов болезни лечение продолжалась. На головной мозг химиодистрессомана начинали воздействовать импульсными токами по методике электросна. При этом больным предлагалось курить табак, употреблять алкоголь, омнопон или другой привычный для них наркотик. От них требовалось только постоянно фиксировать в сознаний ощущения, вызываемые электрическим током, и называть изменения в своем настроении и поведении, возникшие в результате действия наркотика. При таком сочетании ощущения химиодистресса "вырывались" из системы смыслов и значений, в которой эти ощущения выступали в роли знака, сигнала, символа или раздражителя, "запускающего" процесс иллюзорного удовлетворения потребностей, лежащий в основе эйфории и других симптомов болезни.

Как электросон помогает химиодистрессоману избавиться от симптомов болезни и здраво оценить действие наркотика, наглядно демонстрируют его дословные ответа, приведенные в нижеследующей таблице. Химиодистрессоману разрешалось выпивать по стакану водки на разных этапах лечения алкоголизма. Первый раз он выпил после формального изучении положений биопсихосоциальной теории химиодистрессомании. Такое изучение оказалось недостаточным для того, чтобы перестали возникать симптомы болезни (влечение, к алкоголю и эйфория). Из отчетов больного, представленных в первом ряду таблицы, видно, что эйфория носит волнообразный характер и вызывается приятными воспоминаниями о женщинах. Первая ее волна возникает и развивается с началом адаптации к неприятным ощущениям в течение первых четырнадцати минут от начала действия спиртного. На стадии истощения поверхностной адаптации при химиодистрессе эйфория затухает и появляется дисфория с влечением к алкоголю. Когда в организме мобилизуются новые адаптационные резервы, дисфория сменяется второй волной эйфорического состояния (на 26-32 минутах после выпитого стакана водки). С истощением их адаптационных сил эйфория сменяется дисфорией с новой тягой к алкоголю, а затем переходит в абстиненцию с началом отрезвления.

Сопоставим в таблице отчеты, приведенные в первом ряду и во втором. Становится понятным, что неприятные ощущения в состоянии опьянения ассоциируются с плохими воспоминаниями, и появляется желание от них избавиться. Этим объясняется дисфория с влечением к алкоголю.

Таблица

Наши рекомендации