Природа лидерства; характерные черты лидера
Под лидерством обычно понимают способность человека вести за собой других людей для достижения конкретных целей.
Концептуальные осмысления проблемы лидерства:
Теория личных качеств
· Фокус на личных качествах фактического руководителя. Этот исследовательских метод исходит из допущения о существовании некоторого набора личных свойств, обладание которыми является непременным условием успешного лидерства (высокий интеллектуальный уровень, волевая собранность, целеустремленность…)
Поведенческие теории лидерства
· Ключевым термином этих концепций стало понятие стиля руководства. В основу этой классификации легло представление о доминантном признаке взаимодействия лидера с нижестоящими сотрудниками.
Ситуационные теории лидерства
· Вытесняет в 60-х г.г. ХХв. поведенческий подход. Речь должна идти о выборе стиля управления, который наиболее адекватен данной ситуации. Фидлер пришел к выводу, что эффективность лидера состоит не в приверженности к какому-то одному стилю руководства, но в способности варьировать свое поведение в зависимости от конкретной ситуации.
Харизматические теории лидерства
· Они выдвинули на первый план вопрос об активно-трансформирующей функции лидерства. Прежние теории говорили о качественных характеристиках состава подчиненных, с которой должен быть соотнесен стиль руководства. Напротив, харизматические теории делают акцент на аффективной привязанности к лидеру.
Лидер и менеджер — не равнозначные понятия. Лидер организации — это член организации, обладающий возможностями влиять на поведение других членов посредством своих личностных качеств. Менеджер — это член организации, имеющий возможность Влиять на поведение людей посредством своих должностных полномочий. Оптимальным условием эффективного руководителя является сочетание в одном лице менеджера и лидера организации. Ключевыми компетенциями менеджера являются:
• планирование (постановка целей и задач, планирование действий и ресурсов);
• управление подчиненными (формирование организационной структуры, определение позиций каждого, установление системы контроля);
• осуществление регулирования, координирования и контроля «мониторинг деятельности, выявление проблем и их устранение). В Ключевые компетенции лидера:
• определение направления (общее видение цели, стратегия, формирование организационной культуры);
• объединение людей (формирование и управление коммуникацией, создание коалиций, налаживание связей);
• мотивация людей (стимулирование активности и творчества, поддержание ценностей и эмоций, обучение и передача опыта).
Совмещение компетенций лидера и менеджера — залог успешного функционирования организации и развития ее конкурентных преимуществ в условиях динамично меняющейся среды. Это связано с тем, что:
• во-первых, только лидеры организаций могут выработать эффективную стратегию организации в жестких конкурентных условиях и объединить, организационные усилия, направленные на достижение поставленных целей;
• во-вторых, только лидеры организаций способны осуществить кардинальные изменения, определяющие успешность деятельности организации на перспективу;
• в-третьих, в условиях ограниченности ресурсов лидер организации более эффективно решает сложные проблему оптимально использует кадровый потенциал. Он обладает гораздо большим количеством рычагов воздействиям мотивацию подчиненных;
• в-четвертых, лидер организации скорее выстроит прочные
партнерские взаимоотношения внутри организации и вне ее, нежели это сделает менеджер без лидерских качеств.
Управленческий аспект лидерства просматривается в ряде специфических лидерских ролей, которые связаны с функциями лидерства или с отдельными ситуациями в жизни организации.
С точки зрения выполняемых лидером ролей можно выделить:
• лидера — генератора идей осуществляющего функцию увеличения возможностей и способов выхода за пределы проблемной ситуации при принятии решений;
• лидера - мотиватора, функция которого — мобилизация людей к деятельности;
• лидера-организатора, осуществляющего функцию обеспечения группы способами реализации принятого решения и регулирующего взаимодействия в процессе достижения общей цели;
• лидера-диспетчера, распределяющего функции между членами группы и координирующего их деятельность.
С точки зрения ситуативного фактора выделяют:
• лидеров, появляющихся в кризисных для организации или группы условиях;
• лидеров, наиболее успешных в ситуации стабильности, когда необходимо изо дня в день выполнять рутинную работу.
Уровень продуктивности влияния при этом зависит от авторитетности лидера. Механизм же влияния обусловлен процессами идентификации.