Отчеты родителей об эффективности психотерапии семейных отношений

Данный раздел отражает субъективный отчет роди­телей, получаемый из дневниковых записей, проектив­ных сочинений, самоотчетов, проективных опросов.

Приведем примеры самоотчетов родителей на сле­дующие темы.

«Что дала группа всей нашей семье?»

Катя.Перемен очень много, и все они очень радуют. Чув­ствую большие перемены в себе и думаю, что, вспоминая свое нынешнее состояние время от времени, можно будет контролировать и даже не допускать срывы и нетерпимость к недостаткам окружающих. Главные изменения — изме­нения во мне как жене. Увидела мужа со стороны, как бы чужими глазами, изменила свое привычное восприятие его. В этом очень помогла мне группа в целом. Причем возник­ло обновление чувств. Я отказалась от этой своей закосте­нелой уверенности в своей правоте, привычности к тому, что есть рядом, снова окунулась в те ощущения и чувства, которые были у меня к нему на заре нашей жизни. А это действительно здорово, ибо способствует большой работе над недостатками. Внутренне стала спокойнее и менее тре­бовательной к мужу, нежели к себе. В группе пришлось ча­сто видеть свои недостатки со стороны в других людях. И отношение к своим ошибкам уже было иное. Очень расши­рился опыт общения с людьми.

Как мать стала больше другом своим детям, нежели на­ставником. Причем чувствую, что такой я им нужна боль­ше. Стала больше исследователем своих детей, экспери­ментатором различных методов и воздействия, и влияния. Появились более мирные способы урегулирования детс­ких конфликтов. Стала больше считаться с ребенком как с самостоятельной личностью, имеющей право на свои взгля­ды.

У нас царит дружелюбие, взаимовыручка и смех. Я пока нахожу в себе эти новые силы изучать все новые и новые методы обращения и влияния на своих детей и просто потрясена их обилием и могучим действием.

Нам всем стало веселее и радостнее жить. Наташа.Прежде всего уверенность в себе. Нет больше отчаяния, когда кажется, что все плохо, появилась вера, что я все смогу сделать и изменить.

Обстоятельства сложились так, что последние шесть лет я жила очень изолированно, мало общаясь с людьми. На занятиях группы я почувствовала, что эта жизнь, резко ограниченная и замкнутая на ребенке, лишает мою жизнь и жизнь Ромы целого ряда нюансов и красок. В общении на группе я стала лучше понимать себя через других. На группе у меня появилось много новых друзей, людей, с которыми я пережила трудный, но очень интересный, важ­ный период моей жизни.

С Ромой я тоже стала несколько другой: уверенной в себе, не прихожу в отчаяние от его малейшей вспышки, непослушания, обид, слез. Верю, что все это изменить в моих силах. Меньше произношу монологов с трагическим укором, чаще обращаюсь к шутке, стараюсь держать себя в руках, больше разрешаю и доверяю ему.

Рома стал спокойнее. Стал взрослее. Часто высказыва­ется о наших отношениях — не всегда в мою пользу. Наша бабушка тоже написала несколько слов: «Большое спаси­бо от бабушки Ромашки. Рома стал спокойнее, рассуди­тельнее, а, главное, Наташа изменилась; перестала быть слишком прямолинейной, видит в нем человека со свои­ми желаниями и не требует от него беспрекословного под­чинения».

«Что нам дали занятия в группе?»

Андрей.«Группа дала мне многое, но еще больше дала моей жене. Мы здесь встретили по-настоящему заинтере­сованных в своей семейной жизни людей. Общение на груп­пе, как оно не отлично от общения в жизни, но учит очень многому. Я стал больше анализировать самого себя и свою жизнь. Гораздо чаще, чем раньше, стараюсь вставать на позицию Наташи (жены). У меня была тенденция идти . напролом в споре, теперь я понял, что это неправильно. Я чувствую, что теперь в нашей жизни что-то существенно изменилось, хотя это и трудно выразить в словах. Огром­ное чувство благодарности ко всей группе».







Лена. «Могу с прискорбием сообщить, что группа мне ничего не дала. Для Стасика (сына) занятия были очень полезны, он сильно изменился в лучшую сторону, а у меня все так и осталось, как было. На группе я с самого начала побежала впереди «паровоза», и он меня переехал. Прав­да, кое-что новое было. Я раньше не думала, что мой муж и мужчины могут так тонко чувствовать. Это обнадежива­ющее открытие. Здесь я повстречала людей, с которыми бы хотела подружиться».

После завершения психотерапии родители повтор­но пишут сочинения, которые они выполняли перед на­чалом работы. Можно видеть, что в восприятии родите­лями облика своих детей также происходят существенные изменения.

Приведем только один пример, в котором сопостав­лены два сочинения, написанные мамой до начала заня­тий и после их завершения.

Портрет моего ребенка

До начала занятий

Примерно с одного года у нее проявился очень сильно выраженный негативизм, который сохранился и до сего времени. Самое главное — сделать так, как она сказала, не подчиниться чужому мнению. Не столь важно, о чем именно спор, важно сделать наоборот. Таня очень возбудима. Со­вершенно незначительные вещи вызывают у нее бурную реакцию, истерики. Для нее характерны злоба, агрессив­ность по отношению к тем, кто как-то покушается на ее собственность (собственность — это и игрушка, и мама). Очень ревнива, своего брата просто ненавидит, хотя и мо­жет какое-то время с ним поиграть. Он раздражает ее не только, когда они ссорятся за игрушки, но просто своим существованием. Хамство, агрессия по отношению ко взрос­лым дома — норма поведения. Случалось и в саду, хотя нормой пока не стало.

Сочувствовать она, видимо, способна плохо, по-мое­му, она получает злорадное удовольствие, когда другому больно.

Интеллектуально и по силе чувств — опережает свой

возраст. С ровесниками ей чаще всего неинтересно, стре­мится дружить со старшими детьми. После окончания занятий Моя дочь научилась легко прощать обиды, да и я на нее почти совсем перестала обижаться. У нас поселилась улыбка. Она может любить по-настоящему. Фантазерка, без конца играем. Очень азартна, обожает соревноваться, не любит, когда проигрывает. Очень выросла, одновременно и очень женщина, и сорванец-мальчишка. Полюбила разговаривать со мной по душам. Стала ровнее с детьми, хорошо играет с ребятами во дворе. С братом стала обращаться как с ма­леньким, появилась возможность заниматься с ней и с ним одновременно.

Субъективные данные содержатся также в дневни­ковых записях и ответах на проективные опросники и сочинения, которые заполнялись до психотерапии (этот материал отражен в описании диагностического блока), непосредственно после психотерапии (II этап) и спустя 8 месяцев после завершения психотерапии (III этап).

Наши рекомендации