Стиль произношения и язык движения тела
Стиль произношения. Человека легко узнать по особенностям его произношения. При этом очевидна эстетическая и вкусовая оценки качества произношения человека и соответствующая реакция на это. Известно, что отношение к человеку формируется на основе обаяния ее тембра, богатства и разнообразия интонации, энергетики произношения. Это привлекает и завораживает слушателей. Если не все перечисленные качества произношения имеют негативный оттенок, она негативно повлияет на слушателей
Категории произношения с точки зрения мастерства ее восприятия:
- 1. постановка дыхания
- 2. деления языка на такты
- 3. паузация
- 4. темпоритм
- 5. интонация
- 6. логические и психологические ударения
- 7. тембр голоса
- 8. дикция и артикуляция
- 9. громкость, звучность
1. Постановка дыхания лежит в основе работы над голосом. Если дыхание сбилось, то собьется и мысль, и слово, и овладение эмоциями аудитории. Волнение перед выступлением уместно лишь тогда, когда оратор в состоянии овладеть своим настроением. Поиск такой гармоничной степени творческого волнения продолжается на протяжении всего творческого пути ритора.
Правильное дыхание начинается с правильной позы тела (напряженные ног, работа диафрагмы, расправлены плечи, расслабленная шея, голова, прямо смотрит).
2. У ритора должно быть ощущение ясного композиционного дробления текста: как только началась излишняя торопливость, донесения мысли оказывается "смазанным". Осмысленное вложенное идей и слов в разум слушателей начинается с разделения языка на такты: "Берите почаще книгу
3. Поэтому приходится рекомендовать всякому риторов помнить о значении паузы в его речи. Пауза - большое проявление мастерства. Вне паузы может быть осмысленное восприятие языка. Язык вообще - чередование звучания и молчание. Не целесообразны как отсутствие пауз, так и их затягивания. "Пулеметный" стиль языка предлагается в современных утренних новостях, чтобы показать напряженность наших новодемократических будней, натренированный диктор с красивым низким баритоном "шпарит" без остановки все блоки. У слушателя, который еще не проснулся, по мнению авторов текста, должно появиться ощущение энергичного жизненного ритма - жаль, что в результате мнение говорящего, не доносится, так как восприятие мысли происходит во время паузы.
4. Темп, иначе скорость речи, также необходимая часть восприятия речи. Ошибка современных молодых риторов в СМИ заключается, что, не владея основами языковых наук и отрицая прежнюю культуру речи, пытаясь сформировать новый стиль, они непрерывно и много говорят, темп их речи свидетельствует будто они хотят показать "искусство" болтать на разные темы, умение говорить "раскованной" языке. К чему приведет такая "пулеметность" языка? Прежде всего к невозможности говорить на серьезные темы.
Однако оратор передает значимый смысл, он не высказываться в форсированном темпе. Современному человеку, погруженной в очень быстрые ритмы бытия, как правило, рекомендуется говорить медленнее. Конечно, плохой и очень медленном темпе, что вызывает желание слушателей подтолкнуть оратора к движению (время дорого!). Таким образом, и здесь рекомендуется поиск золотой середины. Во время обучения темп речи устанавливается через чтение вслух, советы держать паузу, осознавая значимость своих слов, что не "бросаются на ветер".
5. Основным качеством произношения, что может сделать ее привлекательной или, наоборот, непривлекательной является интонация говорящего.
Однако возможны проявления, как недостаточности, так и излишества: недостаточность заключается в интонационном однообразны . избыточность же состоит в том, что мелодичные ходы бывают преувеличенными. Как правило, эти недостатки устраняются в труде риторического обучения, но если недостаток интонаций побеждается обучением, то излишества почти непобедимы, потому что является следствием сложившихся или испорченности вкуса, которые являются убеждением данного человека.
6. Логическое ударение - это следствие правильного смыслового акцентирования, которое в спонтанном потоке речи происходит почти автоматически. Однако именно риторическая обученность сознательно соотносится с правилами и возможностями логической акцентуации, что расширяет интеллектуальные возможности человека ритора. Логическое ударение как центр акцентуации, силового ударения в синтагме свидетельствует, насколько ритор грамотно доносит до слушателя содержание своей речи.
7. Тембром называют особую голосовую окраску, имеющееся в каждом достаточно развитом голосе. Обратим внимание на то, что детские голоса не обладают тембрально своеобразием (их и можно характеризовать как детские тембры), но с возрастом происходит формирование индивидуальных тембральных характеристик голоса. Определить тембральные характеристики каждого своеобразного голоса, непросто. Основной тон голоса, несомненно, сохраняется. Каждый ритор вправе надеяться, что голос его может развиться. И происходит это не так вследствие тренировок, как вследствие накопления жизненного опыта, переживаний, внутренней активной работы (внутренних диалогов, внутренней речи), которая отображается на лице ритора и соответственно, в его голосе.
8. Дикцией называют ясное четкое произношение, что позволяет обеспечить донесение содержания речи до слушателя. Несомненно, требования касающиеся четкой дикции относятся прежде всего к профессиям, связанным с устной публичной речью: актера, диктора, радио журналистов, тележурналиста. Сегодня мы являемся свидетелями "снисходительных" требований к дикции. Существует требование естественного звучания (что называется, "ближе к народу") - требование, возникшая в эпоху демократической перестройки как реакция на прежнюю "застойную" правильность.
Одновременно такое ослабление аристократизма языка подобное, конечно, бывший большевистской революции (новые демократические веяния традиционные) - создание нового стиля всегда тяготеет к снижению ее качества. В известной степени современная радио - и телемова не выработали новых идеалов, так как всякое создание нового стиля возможно на основе культурных традиций, а всякое забвение традиций приводит к возникновению стилей - однодневок, и характерно для языка нынешних СМИ. По дикции следует отметить и такое: чрезмерно правильная артикуляция время не симпатизирует слушателям. Напротив множество влиятельных риторов с тем или иным дефектом произношения. Другими словами, дефекты произношения будто побуждают других ораторов внутренне мобилизоваться и взять реванш во втором, более важном: реальном столкновении идей, аргументации, словесной оригинальности (к дефектам, мол, можно и привыкнуть) - более того, данный дефект становится отметкой, индивидуальной характеристикой данного человека .
9. Кажется, что громкость уже сама по себе является характеристикой деятельности ритора. Действительно, речь на площади или в суке в присутствии многих людей непременно требует яркого, звучного, полетного голоса. Однако современная картина видов словесности и развитие техники значительно корректируют требования к громкости речи. Конечно, ритора должно быть слышно.
Слишком громкая речь не только обременительна для восприятия, ее не воспринимают слушатели (хочется сказать: "не громко, не так навязчиво. Поэтому умелый ритор не форсирует голос, а скорее заманивает к слушанию языка, аудитория же напрягает слух - и тогда устанавливается и благодатная тишина, которая является внешне "шумовой" целью говорящего. Такое слушание в устойчивой аудиторной тишине знакомо каждому профессиональному оратору: его или - "слушают" - и тогда чутко, как "муха пролетит", или в аудитории устанавливается перманентный шум, который, кстати, часто является следствием форсирования голосовых связок оратором: аудитория считает возможным нашептывать во время речи, поскольку "и так слышно ". Следовательно, и здесь оратору следует соблюдать меру: с одной стороны, напрягать голос, с другой - не увеличивать громкость, чтобы не повредить вниманию слушателей неприятностью усиленного действия.