Помехи - друзья или враги!
Вы читаете. В комнате мерно тикают часы, включено (приглушенно) радио или телевизор, с улицы доносятся разные звуки: шум проходящего транспорта, дождя, ветра, шелест деревьев, голоса прохожих и т. д. Но вас это не отвлекает. Почему?
В коре головного мозга постоянно возбуждаются одни нервные центры и тормозятся другие. Физиологическая основа внимания - это взаимодействие нервных процессов возбуждения и торможения. Это взаимодействие происходит по закону индукции академика И. П. Павлова. Возбуждение в одном участке коры головного мозга вызывает торможение в других его участках.
Сосредоточенность внимания на каком-либо объекте означает, что этот объект вызвал возбуждение в определенном участке мозга, остальные участки остаются заторможенными, поэтому другие объекты не замечаются. Поскольку человек имеет дело с множеством постоянно меняющихся объектов, возбужденный очаг как бы перемещается с одного объекта на другой.
Описывая это явление, И. П. Павлов использовал весьма образное сравнение: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливых неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью»
Светлое пятно - очаг возбуждения, тень-заторможенные участки коры головного мозга.
Физиологи и психологи считают, что в коре головного мозга существует несколько очагов возбуждения.
Среди них выделяют: сильный, оптимальный и слабые. Для высокопродуктивного протекания познавательной и творческой деятельности, к которой относится чтение, наиболее благоприятным является оптимальное возбуждение. Именно оно создает наилучшие условия для образования новых временных связей в коре головного мозга. Оптимальное возбуждение способствует ясной работе мысли, хорошему запоминанию, при этом посторонние раздражители существенно ослабляются, «уходят» в зону заторможенности.
Экспериментами доказано, что устранение слабых раздражителей, создание идеальных условий тишины приводит к снижению производительности умственной деятельности. Идеальная тишина действует угнетающе, мешает сосредоточиться, вносит нервозность.
Итак, помехи нужны. Но какие? Вероятно, это тихая, приятная музыка, тиканье часов, шорох читального зала. Эти помехи вы не замечаете, они не мешают вам сосредоточиться. Однако для тренировки произвольного внимания нужны и сильные раздражители. Допустим, вы терпеть не можете какое-то музыкальное произведение. Оно вас раздражает, нервирует, вы не хотите его слушать. Конечно, вы можете выключить источник этой музыки. Но музыку слушают другие, она им нравится. И вы пересиливаете себя, заставляете себя читать. Постепенно вы привыкаете работать при сильных помехах, не замечая их.
Понаблюдайте, в каких иногда неподходящих условиях работают ваши товарищи или незнакомые вам люди. Шум, гам, стук, громкие разговоры, а они читают, пишут... А. А. Любищев, о котором мы уже говорили, мог не только читать, но и писать во время поездок в транспорте. И. И. Соллертинский в трамвае за несколько остановок прочитал «Петра Первого» А. Толстого. Завидное качество - не терять ни минуты.
Можно ли читать в транспорте? Оставим этот вопрос открытым. Одни могут, другие нет. Но ведь можно не читать, а размышлять по поводу прочитанного или записывать то, что осмыслено, прочувствовано...
Итак, не бойтесь нормальных помех, подчиняйте их своей власти. Они могут быть друзьями и врагами. Но в наших силах превратить помехи-враги в помехи-друзья. Надо лишь потренироваться, поработать над собой,