ГЛАВА 11 Активное воображение 7 страница

13. Узнать животное силы просто. Оно попадется вам по крайней мере четыре раза, в разных аспектах и под разными углами. Это будет птица или млекопитающее (в таком случае неважно, если оно будет угрожающе выглядеть), змея, какое-нибудь иное пресмыкающееся или рыба (при условии, что в Последних трех случаях они не будут показывать свои клыки Щи зубы). Это может также быть мифическое животное или человек. Оно никогда не бывает насекомым!!!

Не слишком напрягайтесь, разыскивая животное. Если оно Добирается стать доступным, чтобы вы могли взять его с собой, — imo сделает это. Не беспокойтесь о том, представится ли оно вам В в каком виде — живого существа, скульптуры, камня или в лсаком-то другом. Еще раз — не напрягайтесь чересчур сильно, Ибо вас ведет сила могущественнее, чем ваша собственная.

14. После того, как вы четырежды увидели животное, при­жмите его к груди одной рукой. Животное охотно подойдет, 'Иначе оно просто не показалось бы вам. Прижимая животное, поднимите трещотку и заставьте ее резко прозвучать четыре раза. Это сигнал барабанщику немедленно прекратить бой. штем потрясите трещотку в более быстром темпе (210 ударов в минуту), устанавливая ритм барабанщику. Быстро возвращай-.Тесь в комнату через Туннель. Обычно это занимает менее ВО секунд. Обратное путешествие нужно совершать быстро, Чтобы не потерять нечаянно животное по дороге.

15. Отложите трещотку в сторону, продолжайте прижимать 'Животное к груди и встаньте на колени лицом к партнеру. Как ЙГрлько барабанщик увидит, что вы встаете на колени, он должен остановиться. Немедленно положите свои сложенные чашечкой руки, в которых держите животное, на грудь пациента и дуйте фзо всех сил сквозь ладони, чтобы послать духа-хранителя в Д"рудь исцеляемого. Затем левой рукой поднимите пациента в сидячее положение и положите свои все еще сложенные чашеч-

кой руки на темя пациента. Снова сильно подуйте, чтобы послать остатки силы внутрь головы. Поднимите трещотку. Потрясите ею, быстро и резко, пройдите по кругу четыре раза, обойдя все тело пациента и завершая единение этой силы с телом.

16. Скажите пациенту, какое животное вы привели. Если оно неизвестно вам — опишите его внешний вид. Опишите все подробности путешествия.

17. Помогите пациенту протанцевать его животное, чтобы сказать животному: «Добро пожаловать!» и доставить ему удо­вольствие тем, что оно имеет возможность двигаться в матери­альной форме. Когда вы встряхиваете трещоткой, меняйте темп в соответствии с движениями. Барабанщик следует за шаманом. Через несколько минут резко встряхните трещоткой четыре раза и тем самым прекратите бой и танец. Потом осторожно помо­гите танцору занять сидячее положение на полу. Напомните ему, чтобы он регулярно танцевал со своим животным, так чтобы оно осталось с ним.

18. Если вы участвуете в тренинге, то можете поменяться местами со своим партнером; он будет шаманом, а вы — пациентом. Когда ваше животное придет назад — танцуйте также с ним.

Большинство людей бывают удивлены реальностью и жи­востью путешествия. Вероятно, их шаманские возможности выше, чем они ожидали. Если же вы не будете иметь успеха, не падайте духом! Попытайтесь снова. Иногда старт бывает мед­ленным у тех, чей потенциал выше. Но главное — желать и верить.

Упражнение «Групповое духовное каноэ»

Участники такой группы должны выполнить все описанные упражнения, и одного из них выбирают на роль шамана. Если вы создадите такую группу, то наилучшим пациентом для вас I будет человек, страдающий серьезным психическим расстрой­ством или другим серьезным заболеванием. Тогда ваше группо­вое усилие получит достойное применение.

В такой работе шаман лежит рядом с пациентом, как и в обычном методе возвращения духа-хранителя. Разница лишь в том, что остальные члены группы присоединяются, чтобы об­разовать каноэ вокруг этой пары и служить гребцами, управлять каноэ при помощи шестов, говоря на языке странствия в Нижний Мир, быть впередсмотрящими и защитниками. Основ­ные шаги следующие.

1. Зсе участники, кроме пациента, должны пройти стадии танцев. Во время этих танцев барабанщик бьет в ритме тре-шотки шамана. Если у остальных участников есть трещотки, они могут трясти ими, пока танцуют в задаваемом шаманом

темпе.

2. Пациент лежит на спине, на одеяле, расстеленном на полу,' в тихой затемненной комнате. Люди, составляющие команду шамана, образуют наружную линию каноэ вокруг лежащего пациента; нос каноэ направлен туда же, куда и ноги пациента. Члены команды образуют бока каноэ и являются гребцами. Сидящий сзади касается ногами находящегося впереди, так что получается непрерывная человеческая цепь.

В задней части каноэ, в центре кормы, сидит барабанщик, на коленях у него лежит барабан, в который он будет бить для гребцов во время путешествия каноэ по Нижнему Миру.

3. После того, как гребцы образовали каноэ, шаман, ведущий группу, гасит свет, кроме одной свечи за спиной барабанщика, и становится в середину каноэ.

4. Теперь шаман действует так же, как описано в пунктах 4—5 предыдущей процедуры возвращения духа-хранителя.

5. Группа присоединяется к шаману в пении его песни силы. Если вся группа вместе поет, то действие духовного каноэ эффективнее.

6. Щаман действует, как указано в пунктах 6—9 предыдущей процедуры.

7. В это время звучит барабанный бой. Члены команды начинают имитировать греблю под этот бой, не пользуясь, од­нако, шестами и веслами. В темноте комнаты все участники — шаман, барабанщик и остальные члены команды — зрительно представляют себе вход в пещеру. Шаман, находящийся посре­ди каноэ рядом с пациентом, — единственный член команды, чья миссия состоит в поиске духа-хранителя. Выполнение этой задачи целиком на его ответственности. Остальные члены ко­манды заняты видением, и они будут просматривать Нижний Мир, чтобы защитить шамана от опасности или собрать инфор­мацию, которой можно будет поделиться по окончании путе­шествия. Присоединившись к песне силы шамана, они призва­ли на помощь собственных духов-хранителей и находятся под их защитой. С их помощью они будут искать Туннель, а затем Нижний Мир. Если они увидят какое-нибудь клыкастое пре­смыкающееся, прожорливое насекомое или немлекопитающее существо с зубами, они попросят своих животных силы отогнать этих существ от каноэ. При этом они могут издавать звуки, какие издавали бы их собственные животные.

8. Теперь шаман действует, как сказано в пунктах 10—14 пре-

дыдущей процедуры.

9. Когда шаман резко встряхнет четыре раза своей трещот­кой, чтобы сообщить, что он поймал духа-хранителя пациента это будет для барабанщика и всей команды сигналом того, что пора немедленно возвращаться. Они представляют себе зри­тельно, что каноэ резко поворачивает и возвращается сквозь Туннель; при этом они гребут с максимальной скоростью. Команда с барабанщиком останавливается, как только шаман прекращает трясти трещоткой, — это означает, что каноэ вер­нулось.

10. Шаман действует, как описано в пунктах 15— ^предыду­щей процедуры.

11. Чтобы дать пациенту место для вытанцовывания его жи­вотного, члены команды садятся по кругу лицом друг к другу. Когда танец окончен, шаман помогает танцору снова сесть на пол для отдыха, он обнимает пациента, чтобы показать свою поддержку, и описывает остальным собственные переживания во время путешествия. Затем своими переживаниями делятся члены команды. При желании шаман комментирует их.

Теперь шаман пользуется случаем (насколько его знание позволяет это) объяснить, как связаны индивидуальные пере­живания каждого с пациентом и с миром необычной реально­сти. Прежде чем начать дискуссию, шаман спрашивает пациен­та, не хочет ли тот что-либо сказать. Часто пациент отвечает, что приведенное шаманом из Нижнего Мира животное-храни­тель играло очень важную роль в его жизни, особенно во времена детства.

К духовному каноэ прибегают не только для возврата духов-хранителей; им можно пользоваться и для возврата утерянных душ (о чем в этой книге не говорится), и для исследовательских путешествий. В последнем случае требуется присутствие паци­ента в середине каноэ. Барабанщик при этом занимает ключе­вую позицию; лучше, если эту роль исполняет опытный шаман.

Команда делится опытом после каждого путешествия, чтобы ускорить накопление шаманского знания.

Наше тело также может выступать в роли союзника (не зря люди, обладающие телесной силой, кажутся нам удивительны­ми). У разных культур местом, где находится сознание и разум, служат различные части тела: нижняя часть позвоночника, солнечное сплетение,.сердце, шея, глаза, макушка головы. Однако мудрость может находиться только в определенной точке тела.

Сохранение силы означает внимательное отношение к те­лесному разуму, ощущениям и направлению энергии, если они имеются, а также обнаружение и использование вторичных процессов. Это означает, что нужно внимательно относиться к непредсказуемым, неуловимым телесным ощущениям и следо-

вать .им, используя второе внимание, а не пренебрегать ими (например, вставать, если вы проснулись, или ложиться, если устали). В случае же пренебрежения телесными сигналами человек растрачивает силу или, образно говоря, отрицает ее. Это приводит к тому, что он толстеет, худеет или стареет.

Чтобы понять мудрость своего тела, нужно спросить себя, что приводит его в движение. На что похожи прилив энергии или усталость, воздействующие на ваше тело? Как это выглядит?

Задайте себе вопрос, какую часть тела вы ощущаете как «наиболее мудрую». Попробуйте сделать это прямо сейчас. Осмотрите свое тело и почувствуйте ответ. На что похоже ощущение мудрости вашего тела? Почувствуйте это и постарай­тесь создать образ, зримую картину, соответствующую вашему ощущению. Как выглядит эта картина? Посмотрите на нее внимательно. Если у вас возник вопрос, задайте его этой части тела, этому союзнику. Спросите его ласково и ждите, почувст­вуйте или послушайте ответ. Либо позвольте этой мудрой части управлять вами в данный момент.

По мере продолжения обучения дон Хуан советует Кастанеде довериться тому, что он называет «личной силой»,и позволить ей быть свободной, чтобы она могла слиться с так называемой «силой ночи». Он советует ученику полностью отдаться силе ночи, иначе тот никогда не будет свободен в своем теле. Дон Хуан говорит, например, что темнота только потому является проблемой, что Кастанеда полагается на свои нормальные чув­ства, а не на силу.

Попытайтесь выполнить следующие упражнения.

Упражнение «Открытие союзника в теле»

Войдите в особое состояние сознания.

Прочувствуйте и внимательно, не торопясь, внутренним взором осмотрите свое тело... Где вы ощущаете его силу?., разум?., союзника?.. Как это ощущается?.. Какой образ соответ­ствует данной области тела?.. Может быть, этот образ и есть союзник тела...

Если у вас имеются или когда-либо были симптомы в этой области тела, представьте, что один из них — ваш союзник... Почувствуйте изменения о своем теле, происходящие в те Моменты, когда вы отождествляетесь с союзником...

Вообразите, что вы — ваш союзник, и передайте послание самому себе...

Наконец, поэкспериментируйте с ощущениями и видениями разумности своего тела. Если ваша личная история препятствует

этому, попросите своего союзника избавить вас от ощущения чрезмерной собственной важности.

Телесные ощущения не случайны, они полны значения. Чем они резче выражены, тем больше надежд на то, что они наши потенциальные союзники. Но большинство людей чувствуют свое тело, лишь когда заболевают. И в таком случае они ощущают его как врага. Использование второго внимания может делать тело союзником.

каждый раз, когда вы сомневаетесь, закрывайте глаза и позволяйте импульсам тела перемещать вас. Постарайтесь не управлять движением, пусть оно происходит само по себе. Если вы послушны своему телу, вы начнете двигаться в правильном направлении, то есть в направлении личностного роста. Если же вы не сделаете этого, то ваш союзник может проявить симптомы, которым вы вынуждены будете следовать (стать одержимыми).

Один из главных парадоксов пути воина состоит в том, что, обретя (или вернув) союзника, он тут же должен вступить в схватку с ним. Необходимость этого шага лучше всего прояс­няет древний ацтекский миф об ужасном боге, устрашающем Тецкатлипоке1. Как глвсит легенда, ацтеки думали, что Тецкат-липока бродит по ночам в образе гиганта, несущего свою голову в руке, в плаще пепельного цвета. Нервные люди, увидев его, умирали. Но один смельчак схватил гиганта и сказал, что не отпустит до рассвета. Вначале гигант просил отпустить его, потом стал браниться. Когда человеку удалось удержать его до рассвета, Тецкатлипока изменил свой тон и предложил богат­ство и непобедимую силу в обмен на свободу. Победитель взял от побежденного четыре шипа в качестве залога^Затем отваж­ный человек вырвал сердце Тецкатлипоки и отнёс его домой. Однако, развернув ткань, в которую оно было завернуто, он не нашел там ничего, кроме белых перьев, шипов, пепла и старой тряпки (дары, символизирующие духовные качества)2.

Согласно легенде о Тецкатлипоке шаман должен начать бо­роться с союзником и преследовать его еще до того, как тот сам начнет преследовать. Ему необходимо овладеть его тайной, но не попасть под его власть, не стать одержимым им. При этом важно помнить, что раз союзник — это суть особого состояния сознания,

1 Подобные сюжеты мы свободно можем найти взпосе любых стран н народов.

2 Архетипнческий союзник Гецкатлипока подобен ленивому Солнцу, нр1!" носящему жизнь.Но вблизи экватора Солнце становится убийцей. Тецкатли­пока предстает перед нами ввиде некоего персонального духа, вто же время принадлежащего Вселенной, так же как Солнце принадлежитодновременно Земле н Космосу.

то бррьба с союзником означает взаимодействие с ним ради осознанного понимания. Бороться с ощущением одержимости, извлекать послания из страшных фантазий, из воздуха и опускать­ся с ними обратно на землю — все это жизненно необходимо шаману, иначе он может потерять ценную информацию. Так, пациент должен боротся с одержимостями дурной привычки или физической боли, чтобы получить их сообщение.

Возможно, поэтому ацтеки боялись Тецкатлипоку больше, чем других богов, и приносили ему кровавые жертвы. Они верили, что в его власти уничтожить мир, если он того захочет. Каждый год они выбирали самого красивого пленника, который должен был олицетворять этого бога. Пленника учили петь и играть на флейте, украшать себя цветами и изящно курить. Его одев&чи в дорогие одежды и назначали восьмерых пажей при­служивать ему. В течение целого года его осыпали почестями и всячески развлекали. За двадцать дней до назначенной даты жертвоприношения ему давали в жены четырех молодых жен­щин, олицетворявших четырех богинь. Затем начиналась череда празднеств и танцев. Наконец, когда наступал фатальный день, молодого человека с величайшей торжественностью увозили из города и приносили в жертву на последней террасе храма. Жрец рассекал грудь пленника одним ударом обсидианового ножа н вырывал пульсирующее сердце, посвящая его Солнцу.

В чем же смысл этого ужасного жертвоприношения? «Пре­дание, должно быть, говорит о том, что необходимо служить своему богу-союзнику и принести в жертву свой привлекатель­ный внешний вид, свой успех. Поскольку Тецкатлипока — Солнце, вы прежде всего должны почитать импульс горения, жизнь экстатическую, или сознательно отдаваться ей. Эти жер­твы — часть повседневного Я — делают вас своего рода пре­ступником, так как в большинстве общин экстаз подавляется. Когда вы служите своему союзнику, старые части вас умирают, а новые, связанные с трансперсональными переживаниями, начинают жить» (А. Минделл, 1996).

Если союзник наделяет вас даром, а вы относитесь к этому неразумно, то союзник может убить вас. Вспомним, например, Вольфганга Амадея Моцарта. Сочиняя божественную музыку, этот великий человек всеми силами старался жить жизнью буржуазного среднего класса и был одержим банальным алко­голизмом, который в конце концов убил его в тридцать с не­большим лет.

Однако легче говорить об этой битве, чем пережить ее. Если вы когда-нибудь испытывали вдохновение, то вам знакомо приятное чувство подчинения сильному союзнику. Известна вам и дань, которую за это берет союзник с межличностных отношений и повседневной жизни.

Предвестниками встреч с союзниками являйся кошмарные детские сны, в которых вы едва ускользаете из когтей чудовища. Часто человек сталкивается с персонажами этих детских снови­дений в кризисные периоды. В каждый момент жизни кажется что чудовища угрожают вашей способности адаптироваться' провоцируя неприемлемое поведение. Так, шаманы считают, что во время кризиса школьных лет именно союзник заставляет подростка вести себя иначе, чем хотелось бы школьным учите­лям или родителям. Позже, когда человек выбирает профессию, союзник убеждает периодически менять ее или останавливаться на той, которая кажется непрактичной. В разгар кризиса сред­них лет союзник переворачивает жизнь, руша отношения и внося в выработанный порядок хаос спонтанности. И, наконец, в старости демон появляется вновь: вы становитесь раздражи­тельны и невыносимы, менее терпимы к тому, что происходит вокруг вас, вмешиваетесь в дела друзей и родственников.

Наиболее древняя человеческая задача — возвратить себе все, что делает вас целым, обрести свою душу, обнаружить своего демона. Это значит определить его местонахождение и затем переработать его сверхъестественную энергию. При этом воин всегда помнит, что союзник — это нечто большее, чем просто личный демон. Подобно Тецкатлипоке, союзник — это коллективный дух, которым пренебрегают. Это еще изгой, тень всего общества, тот аспект культуры, который не поддержива­ется существующей системой. Страдания — это уходящий кор­нями в древность конфликт между духом времени, в котором вы живете, и неведомым демоном возрождения. Вот почему если вы преуспевающий воин, то борьба не только превращает союзника в полезного советчика, но и ослабляет напряженность в окружающей вас атмосфере. По мере того как вы заново вы­ковываете свою первичную природу, вы изменяете мир, вы — шаман, борющийся с демонами, чтобы защитить свое племя.

Упражнение «Схватка с союзником»

Когда вы чувствуете, что готовы к работе с союзником, войдите в особое состояние сознания и обратитесь к тем собы­тиям своей жизни, которые были наиболее трудны, ужасны, неблагоприятны или непреодолимы. Выберите один такой труд­ный случай, симптом, проблему взаимоотношений или ночной кошмар.

Попробуйте изучить содержащуюся там угрозу... Почувст­вуйте ее природу... Сосредоточьтесь на ней... На что похоже ощущение быть жертвой?

Теперь приготовьтесь переключиться... Отдайтесь экспери­менту, на время оставив позади прежнее отождествление себя с жертвой... и выйдя за пределы проблемы...

Затем постарайтесь стать создателем этой проблемы...

Если это был несчастный случай, почувствуйте или вообра­зите ту силу или союзника, которые могли бы создать его... Если это симптом, почувствуйте или вообразите природу духа, со­здавшего этот симптом... чью энергию вы ощутили... а затем представьте себе, что вы являетесь этим духом... Почувствуйте создателя симптома... и представьте себе, как он выглядит... Попробуйте вообразить человеческое лицо... Если ваша пробле­ма заключается в трудностях взаимоотношений, вообразите или почувствуйте некое существо, которое могло бы сделать эти взаимоотношения такими трудными... Нарисуйте или начертите этот дух... сыграйте его роль сами или попросите друга сыграть его для вас.

Когда вы будете готовы, взгляните духу в лицо... Примите его послание... Боритесь с союзником, расспрашивая его во время игры... Осознайте его послание и найдите тот аспект самого себя, который противостоит ему в вашей личной жиз­ни... Можете ли вы измениться хотя бы в небольшой степени?.. Можете ли вы пожертвовать чем-либо в своей жизни или преобразовать ее так, чтобы объединиться с энергией этого демона, сделав его союзником?.. Как мог бы союзник в конеч­ном итоге обогатить культуру, в которой вы живете?

Почувствуйте энергию союзника и представьте себе возмож­ность ее немедленного полезного использования...

Приготовьтесь не торопясь петь и танцевать... В конце концов заставьте союзника танцевать и петь... Двигайтесь, ис­пользуя его энергию, заставляя произносить звуки в такт вашим движениям... Заставьте его спеть песню со словами... Не забудь­те записать эту песню... Если вам удастся зайти так далеко — вы положили союзника на лопатки и раскрыли его тайну.

Пока шаман годами терпеливо работает над собой, его способ идентифицировать себя постепенно изменяется. Он знает свое настроение; его проблемы преображаются по мере того, как их первоначальный апокалиптический вид принимает более гуманную форму; они становятся более срзидательны, более близки к своей телесной энергии и сновидениям. Созда­ется впечатление, что его союзник почти исчез или, по крайней мере, он имеет сходство с ним.

Эта трансформация шамана в союзника и союзника в шама­на, предсказанная в ацтекском мифе о Тецкатлипоке, является результатом увеличивающейся конгруэнтности и целостности. Имя Тецкатлипока означает «дымящееся зеркало». Зеркальный аспект союзника объясняется тем, что он отражает лицо борю-

щегося с ним. Таким образом, союзник — провозвестник двой­ника — образ вечного, целостного Я, тела сновидения с лицом шамана.

С продвижением мира к новому тысячелетию человек стано­вится свидетелем все большего его разнообразия по сравнению с тем, что было у его первобытных родственников. Он уже не живет в этнически однородном племени. Культура гораздо мно­гообразнее, чем это можно было предугадать. Человек столкнулся с проблемой превращения мира в очень большую деревню, где люди так и не научились ладить друг с другом.

Но внешние проявления нашего затруднительного положе­ния имеют внутреннюю сущность. Например, чувство расовой ненависти может возникнуть только у индивидуума, который внутренне изолировал себя от людей, отличающихся от него цветом кожи или какими-то природными особенностями. По мнению шаманов, любой человек — непредумышленный ра­сист, если он принимает только одну сторону самого себя. Он может постараться выбросить других из своей концепции мира, но с собственной душой ему не удастся этого сделать.

По мере того как человек становится мудрее, он обнаружи­вает, что гораздо больше связан с людьми и что отношения с внутренним и внешним миром, которые находят отражение в поведении человека, становятся менее конфликтными и более гармоничными. Но часто, прежде чем он осознает это, в нем развивается то, что шаманы называют двойником, и его внешний вид начинает соответствовать внутренней природе.

Задумывались ли вы когда-либо над тем, почему люди во сне часто видят животных или разнообразных чудовищ (особенно после того, как у них в жизни возникает проблема)? Точка зрения шамана на это заключается в том, что люди не являются самими собой. Они все либо животные, либо сказочные чудо­вища.

Когда дон Хуан, фантазируя, помогает Кастанеде вызвать образы его друзей, все друзья Кастанеды появляются в образе грибов, тигров или других животных. Дон Хуан говорит, что эти образы — союзники его друзей. Иными словами, в особых состояниях сознания человек видит бессознательную природу своих друзей.

В терминах процессуальной терапии А. Минделла это можно описать так, что вы обычно отождествляетесь с первичными процессами и отказываетесь от вторичных. Вы создаете барьеры своим вторичным переживаниям. Так, если в детстве вас оби­дели, некоторые части вашей детской души отвергаются и появляются только в особых состояниях сознания. Если под­ростком вы боялись быть красивым или красивой или если никто не хотел танцевать с вами, то, возможно, подросток

покинул вашу сознательную душу и ушел в другой мир. Воз­можно, вы расстались и со своей «животной природой», если люди, которые воспитали вас, испытывали страх перед собст­венными инстинктами. В любом случае все кончается тем, что вы как бы раскалываетесь на части. Как считают шаманы, эти части находятся в подземных или небесных мирах и появляются в виде сигналов от двойника, то есть поведения, с которым вы не отождествляетесь.

Например, если ваше детство было трудным, вы будете подавлять свои детские инстинкты, хныкать и жаловаться, вместо того чтобы играть. Если вы подавляете эти сигналы, ваши друзья смущаются и видят их во сне как детские образы, с которыми, как вам кажется, вы не связаны. Следовательно, вы можете появляться в сновидениях других людей как ребенок, эльф, чудовище, бизнесмен или гуру в зависимости от того, от чего вы отрекаетесь в данный момент. Если же кто-то обладает цельным Я, вы видите его в видениях таким, каков он есть.

Сразу же возникает вопрос — не проецируем ли мы свои собственные внутренние образы на друзей, когда видим их во сне. Наверное, это действительно происходит всякий раз, когда нам нужно найти внешний объект, за который можно зацепить­ся. Но если «проекция — это идея, идущая главным образом из психологии личности, то двойник — это понятие, связанное с представлением об энергетических полях» (А. Минделл, 1997). Если определенный образ существует в окружающем человека энергетическом поле, то он, как и другие, может обнаружить его в сновидениях или переживаниях. Иными словами, поня­тия, связанные с представлением о полях, являются понятиями совместных переживаний. Они являются продуктом вашей соб­ственной психики и психики окружающих вас людей и одно­временно принадлежат всему энергетическому полю. Если бы шаманы знапи физику, они могли бы сказать, что человек есть целостная индивидуальность, но также и часть мирового кван­тового поля1.

Шаманы считают, что простейший способ развить двойни­ка — это сновидения. В своем воображаемом мире человек можете собрать вместе все свои части. В терминах процессуаль­ной терапии вы приходите к двойнику посредством вторичного внимания, отмечая сновидческие переживания во время бодр­ствования, ощущая и переживая энергию импульсов и образов, пока они не станут вами самими.

1 Понятие двойника можно прояснить и с помощью даосистского алхи­мического текста «Тайны Золотого Цветка», посвященного бессмертию: «Когда Заровдается Единый признак индивидуации, сущность и жизнь разделяют­ся надвое. С этого момента, если не достигнут окончательный мир, сущность и жизнь никогда не увидят друг друга снова».

Обратите внимание на то, как вы пытаетесь действовать затем заметьте, не происходит ли еще что-нибудь, и, если происходит, войдите в это. Самая большая проблема — выйти из своей старой системы самоопределения и вступить в процесс сновидения, так сказать, остановить мир. По мере того как вы продвигаетесь в осознании своих ощущений, позвольте своим телесным ощущениям руководить вашим поведением. В этом и состоит развитие двойника посредством сновидения.

Упражнение «Работа с двойником»

Закройте глаза и представьте, что вы видите сны о каждом из ваших друзей. Кто они, ваши друзья?.. Кто из них появляется в собственном обличье?.. Кто из них животные... деревья... дети... или драконы?..

Если возможно, обсудите это с ними и попросите их по­экспериментировать, действуя подобно образам сновидений. После этого спросите их, насколько близки появившиеся обра­зы к тем аспектам их личности, которые они не принимали прежде всерьез. Обсудите с ними, насколько сновидения или воображения являются общими особыми состояниями созна­ния, которые имеются и у вас...

Попросите друга посидеть с вами, закрыть глаза и увидеть во сне или воображении, кем вы в действительности являетесь... Потом, в порядке эксперимента, постарайтесь стать тем персона­жем, которым вы были в его воображении... Обсудите, насколько близко видение друга подходит к вашей сути... насколько близко его видение к тому, чего недостает в ваших отношениях?..

Подумайте, какие виды внешних ситуаций, или полей, рас­страивают вас, вызывают отрицательные эмоции?.. Воссоздайте внешние обстоятельства в своем воображении или с помощью друзей... Заметьте, как вы стараетесь вести себя, а также отметь­те, какие чувства вы отвергаете... Вместо того, чтобы позволять этим чувствам приводить вас в состояние инконгруэнтности, дайте им выразиться в движении: говорите... танцуйте... или пойте... Войдите в тело сновидения и играйте определенную роль в этом поле... Может быть, эта роль необходима каждому из нас?..

Самый сложный метод шаманского врачевания — временное отождествление себя с пациентом. Его можно практиковать лишь тогда, когда шаман полон сил и защищен от вредных вторжений, так как в этом случае он принимает на себя болезнь пациента.

Сначала шаман обсуждает с пациентом природу его заболева­ния. Он узнает все возможное о том, как пациент чувствует боль, и развивает в себе это чувство. Он расспрашивает пациента о приступах и обо всем, что происходит с ним в это время. Затем он продолжает расспросы, чтобы узнать, что за человек пациент, каковы его взгляды на жизнь, проблемы и надежды. Шаман делает все возможное, чтобы понять, каков его двойник. В отличие от некоторых методов психотерапии, этот процесс занимает несколь­ко дней (а то и недель) в зависимости от искусства шамана. Когда шаман чувствует, что уже может эмоционально отождествиться с пациентом, он готов начать лечение.

Тогда шаман и пациент удаляются в дикую местность (в на­ших условиях — подальше «на природу»), где нет поблизости человеческого жилья. Ударами трещотки и пением песни силы шаман призывает своего союзника. В это время пациент просто сидит рядом с ним. Когда шаман чувствует себя полным силы, он и пациент меняются одеждой. Надевая каждую часть одежды пациента, шаман сосредоточивается на том, чтобы взять на себя страдания и проблемы пациента и вместе с ними принять в себя двойника пациента. Надев последнюю часть его одежды, шаман начинает чувствовать себя пациентом.

Наши рекомендации