Принятие решения о задаче и методе обработки на стадии, когда данные уже получены
Классификация задач и методов их решения
Множество задач психологического [и любого другого экспериментального] исследования предполагает те или иные сопоставления. Мы сопоставляем группы испытуемых по какому-либо признаку, чтобы выявить различия между ними по этому признаку. Мы сопоставляем то, что было "до" с тем, что стало "после" наших экспериментальных или любых иных воздействий, чтобы определить эффективность этих воздействий. Мы сопоставляем эмпирическое распределение значений признака с каким-либо теоретическим законом распределения или два эмпирических распределения между собой, с тем, чтобы доказать неслучайность выбора альтернатив или различия в форме распределений.
Мы, далее, можем сопоставлять два признака, измеренные на одной и той же выборке испытуемых, для того, чтобы установить степень согласованности их изменений, их сопряженность, корреляцию между ними.
Наконец, мы можем сопоставлять индивидуальные значения, полученные при разных комбинациях каких-либо существенных условий, с тем чтобы выявить характер взаимодействия этих условий в их влиянии на индивидуальные значения признака.
Именно эти задачи позволяет решить тот набор методов, который предлагается настоящим руководством. Все эти методы могут быть использованы при так называемой "ручной" обработке данных.
Краткая классификация задач и методов дана в Таблице
Классификация задач и методов их решения
Задачи | Условия | Методы | |
1. Выявление различий в уровне исследуемого признака | а) 2 выборки испытуемых | Q - критерий Розенбаума; U - критерий Манна-Уитни; φ* - критерий φ* — угловое преобразование Фишера | |
б) 3 и более выборок испытуемых | S - критерий тенденций Джонкира; Н - критерий Крускала-Уоллиса. | ||
2. Оценка сдвигазначений исследуемого признака [Сдвиг - это тоже различие между проявлением признака, но полученное в двух замерах на одной и той же выборкеиспытуемых, т.е. это различия между зависимымивыборками.] | а) 2 замера на одной и той же выборке испытуемых | Т - критерий Вилкоксона; G - критерий знаков; φ* - критерий φ* — угловое преобразование Фишера | |
б) 3 и более замеров на одной и той же выборке испытуемых (зависимые выборки) | χл2- критерий Фридмана; L - критерий тенденций Пейджа. | ||
3. Выявление различий в распределении | а) при сопоставлении эмпирического признака распределения с теоретическим | χ2- критерий Пирсона хи-квадрат; λ - критерий Колмогорова-Смирнова; m - биномиальный критерий. | |
б) при сопоставлении двух эмпирических распределений | χ2- критерий Пирсона хи-квадрат; λ - критерий Колмогорова-Смирнова; φ* - критерий φ* — угловое преобразование Фишера | ||
4. Выявление степени согласованностиизменений | а) двух признаков | rs- коэффициент ранговой корреляции Спирмена. | |
б) двух иерархий или профилей | rs- коэффициент ранговой корреляции Спирмена. | ||
5. Анализ изменений признака под влиянием контролируемых условий | а) под влиянием одного фактора | S - критерий тенденций S-Джонкира; L - критерий тенденций Пейджа; однофакторный дисперсионный анализ Фишера. | |
б) под влиянием двух факторов одновременно | Двухфакторный дисперсионный анализ Фишера. | ||
Принятие решения о выборе метода математической обработки
Если данные уже получены, то вам предлагается следующий алгоритм определения задачи и метода.
АЛГОРИТМ 1
Принятие решения о задаче и методе обработки на стадии, когда данные уже получены
1. По первому столбцу Табл. 1.2 определить, какая из задач стоит в вашем исследовании.
2. По второму столбцу Табл. 1.2 определить, каковы условия решения вашей задачи, например, сколько выборок обследовано или на какое количество групп вы можете разделить обследованную выборку.
3. Обратиться к соответствующей главе и по алгоритму принятия решения о выборе критерия, приведенного в конце каждой главы, определить, какой именно метод или критерий вам целесообразно использовать.
Если вы еще находитесь на стадии планирования исследования, то лучшее заранее подобрать математическую модель, которую вы будете в дальнейшем использовать. Особенно необходимо планирование в тех случаях, когда в перспективе предполагается использование критериев тенденций или (в еще большей степени) дисперсионного анализа. , В этом случае алгоритм принятия решения таков:
АЛГОРИТМ 2
Принятие решения о задаче и методе обработки на стадии планирования исследования
1. Определите, какая модель вам кажется наиболее подходящей для доказательства] ваших научных предположений.
2. Внимательно ознакомьтесь с описанием метода, примерами и задачами для самостоятельного решения, которые к нему прилагаются.
3. Если вы убедились, что это то, что вам нужно, вернитесь к разделу "Ограничения критерия" и решите, сможете ли вы собрать данные, которые будут отвечать этим ограничениям (большие объемы выборок, наличие нескольких выборок, монотонно различающихся по какому-либо признаку, например, по возрасту и т.п.).
4. Проводите исследование, а затем обрабатывайте полученные данные по заранее! выбранному алгоритму, если вам удалось выполнить ограничения.
5. Если ограничения выполнить не удалось, обратитесь к алгоритму 1.
В описании каждого критерия сохраняется следующая последовательность изложения:
· назначение критерия;
· описание критерия;
· гипотезы, которые он позволяет проверить;
· графическое представление критерия;
· ограничения критерия;
· пример или примеры.
Кроме того, для каждого критерия создан алгоритм расчетов. Если критерий сразу удобнее рассчитывать по алгоритму, то он приводится в разделе "Пример"; если алгоритм легче можно воспринять уже после рассмотрения примера, то он приводится в конце параграфа, соответствующего данному критерию.