Принятие решения о задаче и методе обработки на стадии, когда данные уже получены

Классификация задач и методов их решения

Множество задач психологического [и любого другого экспериментального] исследования предполагает те или иные сопоставления. Мы сопоставляем группы испытуемых по ка­кому-либо признаку, чтобы выявить различия между ними по этому признаку. Мы сопоставляем то, что было "до" с тем, что стало "после" наших экспериментальных или любых иных воздействий, чтобы опреде­лить эффективность этих воздействий. Мы сопоставляем эмпирическое распределение значений признака с каким-либо теоретическим законом распределения или два эмпирических распределения между собой, с тем, чтобы доказать неслучайность выбора альтернатив или различия в форме распределений.

Мы, далее, можем сопоставлять два признака, измеренные на одной и той же выборке испытуемых, для того, чтобы установить сте­пень согласованности их изменений, их сопряженность, корреляцию между ними.

Наконец, мы можем сопоставлять индивидуальные значения, по­лученные при разных комбинациях каких-либо существенных условий, с тем чтобы выявить характер взаимодействия этих условий в их влиянии на индивидуальные значения признака.

Именно эти задачи позволяет решить тот набор методов, который предлагается настоящим руководством. Все эти методы могут быть ис­пользованы при так называемой "ручной" обработке данных.

Краткая классификация задач и методов дана в Таблице

Классификация задач и методов их решения

Задачи Условия Методы  
1. Выявление различий в уровне исследуемого признака а) 2 выборки испытуемых Q - критерий Розенбаума; U - критерий Манна-Уитни; φ* - критерий φ* — угловое преобразование Фишера  
б) 3 и более выбо­рок испытуемых S - критерий тенденций Джонкира; Н - критерий Крускала-Уоллиса.  
2. Оценка сдвигазна­чений исследуемого признака [Сдвиг - это тоже различие между проявлением признака, но полученное в двух замерах на одной и той же выборкеиспытуемых, т.е. это различия между зависимымивыборками.] а) 2 замера на од­ной и той же вы­борке испытуемых Т - критерий Вилкоксона; G - критерий знаков; φ* - критерий φ* — угловое преобразование Фишера  
б) 3 и более замеров на одной и той же выборке испы­туемых (зависимые выборки) χл2- критерий Фридмана; L - критерий тенденций Пейджа.  
3. Выявление различий в распределении а) при сопоставлении эмпирического признака распределения с теоретическим χ2- критерий Пирсона хи-квадрат; λ - критерий Колмогорова-Смирнова; m - биномиальный критерий.  
б) при сопоставле­нии двух эмпириче­ских распределений χ2- критерий Пирсона хи-квадрат; λ - критерий Колмогорова-Смирнова; φ* - критерий φ* — угловое преобразование Фишера  
4. Выявление степени согласованностиизменений а) двух признаков rs- коэффициент ранговой корреляции Спирмена.  
б) двух иерархий или профилей rs- коэффициент ранговой корреляции Спирмена.  
5. Анализ изменений признака под влия­нием контролируе­мых условий а) под влиянием одного фактора S - критерий тенденций S-Джонкира; L - критерий тенденций Пейджа; однофакторный дисперсионный анализ Фишера.  
б) под влиянием двух факторов одновременно Двухфакторный дисперсионный анализ Фишера.  
       

Принятие решения о выборе метода математической об­работки

Если данные уже получены, то вам предлагается следующий ал­горитм определения задачи и метода.

АЛГОРИТМ 1

Принятие решения о задаче и методе обработки на стадии, когда данные уже получены

1. По первому столбцу Табл. 1.2 определить, какая из задач стоит в вашем исследовании.

2. По второму столбцу Табл. 1.2 определить, каковы условия решения вашей задачи, например, сколько выборок обследовано или на какое количество групп вы можете разделить обследованную выборку.

3. Обратиться к соответствующей главе и по алгоритму принятия решения о выборе критерия, приведенного в конце каждой главы, определить, какой именно метод или критерий вам целесообразно использовать.

Если вы еще находитесь на стадии планирования исследования, то лучшее заранее подобрать математическую модель, которую вы бу­дете в дальнейшем использовать. Особенно необходимо планирование в тех случаях, когда в перспективе предполагается использование крите­риев тенденций или (в еще большей степени) дисперсионного анализа. , В этом случае алгоритм принятия решения таков:

АЛГОРИТМ 2

Принятие решения о задаче и методе обработки на стадии планирования исследования

1. Определите, какая модель вам кажется наиболее подходящей для доказательства] ваших научных предположений.

2. Внимательно ознакомьтесь с описанием метода, примерами и задачами для самостоятельного решения, которые к нему прилагаются.

3. Если вы убедились, что это то, что вам нужно, вернитесь к разделу "Ограничения критерия" и решите, сможете ли вы собрать данные, которые будут отвечать этим ограничениям (большие объемы выборок, наличие не­скольких выборок, монотонно различающихся по какому-либо признаку, напри­мер, по возрасту и т.п.).

4. Проводите исследование, а затем обрабатывайте полученные данные по заранее! выбранному алгоритму, если вам удалось выполнить ограничения.

5. Если ограничения выполнить не удалось, обратитесь к алгоритму 1.

В описании каждого критерия сохраняется следующая последова­тельность изложения:

· назначение критерия;

· описание критерия;

· гипотезы, которые он позволяет проверить;

· графическое представление критерия;

· ограничения критерия;

· пример или примеры.

Кроме того, для каждого критерия создан алгоритм расчетов. Ес­ли критерий сразу удобнее рассчитывать по алгоритму, то он приводит­ся в разделе "Пример"; если алгоритм легче можно воспринять уже после рассмотрения примера, то он приводится в конце параграфа, со­ответствующего данному критерию.

Наши рекомендации