Текстовая категория эмотивности

В плане выражения эмотивность линейна и представлена в тексте набором языковых и текстовых маркеров эмоций, мотивированных многоуровневым эмотивным содержанием.

Эмотивность текста двусторонняя, она имеет план содержания и план выражения. Эмотивное содержание распределяется по основным уровням текста: с одной стороны, она в виде эмотем входит в когнитивное содержание текста, с другой – составляет эмоциональную часть прагматических стратегий автора.

Функционально-семантическая категория эмотивности в тексте может быть представлена через комплекс дифференцируемых нами понятий, отражающих ее содержание и форму: эмотивный фон, эмотивная тональность, эмотивная окраска. Эмотивное содержание характеризуется при помощи понятий эмотивного фона и эмотивной тональности и находит отражение в формальных особенностях текста – в его эмоциональной окраске.

Когнитивная лингвистика выявила, что в ментальном представлении текста выделяются принципиально различные эмоциональные явления, которые соответствуют эмотивности как объекту отражения и как способу отражения: первый тип эмоций относится к миру, описываемому в тексте, второй связан с характером интерпретации этого мира автором.

Таким образом, в тексте категория эмотивности отражает различные виды эмоционального содержания: с одной стороны, эмоции в виде эмотем входят в когнитивное содержание текста, с другой – составляют часть прагматических стратегий автора текста. Данные виды эмотивного содержания можно условно обозначить соответственно, как эмотивный фон и эмотивная тональность [9, с. 96].

Эмотивный фон (ЭФ) – это эмотивность когнитивного (гносеологического) уровня, состоящую в экспликации одной или нескольких эмотивных тем (эмотем). На данном уровне передается информация о мире, обозначается круг предметов и их свойств, осуществляется членение континуума действительности [4, с.7].

Согласно определению В.И. Болотова, эмотема – отрезок текста (от слова до всего текста), смысл которого или форма выражения содержания являются источником эмоционального воздействия [4, с. 18]. Выделяют три основные вида эмотем: 1) эмотемы, основанные на знании прецедентных эмоциональных ситуаций, т.е. феномены конкретного общества, хорошо известные его членам. Такие феномены называют прецедентными. В таком качестве могут выступать и феномены, являющиеся стимулами для возникновения эмоций – мотивационные модули. Р. Шенк и В. Кинч в своем исследовании выявили круг наиболее универсальных тем текста, пробуждающих эмоции вне зависимости от контекста: смерть, опасность, власть, секс, хаос, любовь [12, с. 10]; 2) Эмотемы, основанные на экспликации эмоциональных состояний. Их отличие связано с различением предмета описания как объективного явления и как субъективного чувства [6, с. 40]; 3) Эмотемы, основанные на категории «ненормы».

Данные виды эмотем могут выступать в тексте в различных статусах: в статусе основной темы или в статусе микротемы (подтемы, субподтемы). Место эмотем в тематической структуре текста определяют особенности соотношения рациональной и эмоциональной информации в тесте и роль эмотивности в тесте.

Эмотивная тональность (ЭТ) – это эмотивность коммуникативного (психологического) уровня текста, которая рассматривается с точки зрения доминирования одной из прагматических задач: эмоционального самовыражения, эмоциональной оценки или эмоционального воздействия. В связи с этим опираясь на существующие классификации видов дискурса с точки зрения прагматических задач и видов высказывания с точки зрения видов оценки, выделяют три вида ЭТ в тексте: 1) ЭТ эгоцентрического типа, 2) ЭТ объективного типа, 3) ЭТ адресатного типа.

Эмотивная окраска (ЭО) – это набор языковых и текстовых средств, используемых автором для кодирования эмоционального содержания. ЭО определяет формальную сторону эмотивности текста. Ее особенностью является необходимость предоставления многослойного эмотивного содержания в виде последовательности языковых единиц.

В формировании ЭО текста, помимо эмотивов, могут принимать участие также нейтральные языковые средства, называющие или описывающие эмоциональные ситуации, которые выступают в качестве маркеров эмоций. В тексте таким маркером может выступать лексика эмоций (грусть, радость, страх – и их формы – рад, с грустью, страшно).

В качестве маркеров эмоций в тексте могут рассматриваться также имена эмоциональных концептов (например, родина, семья, война, мать и т.п.), которые в тексте указывают на эмоциональные ситуации и являются ключевыми словами, представляющими эмотивную тему (микротему) текста [9, с. 97].

Наши рекомендации