Способ расчета Pобн и Pлт в методе оценки

Значение S0(k) Оценочные категории, учитываемые при расчете P(k)обн и P(k)лт Величины P(k)обн и P(k)лт, ожидаемые согласно теоретическому подходу в методе оценки
S0(4) P(4)обн = Ps(5) P(4)лт = Pn(5)
S0(3) 5+4 P(3)обн = Ps(5)+ Ps(4) P(3)лт = Pn(5) + Pn(4)
S0(2) 5+4+3 P(2)обн = Ps(5)+ Ps(4) + Ps(3) P(2)лт = Pn(5) + Pn(4) + Pn(3)
S0(1) 5+4+3+2 P(1)обн = Ps(5)+ Ps(4) + Ps(3) + Ps(2) P(1)лт = Pn(5) + Pn(4) + Pn(3) + Pn(2)

Применим теперь подход, изложенный в таблице 11, к экспериментальным данным, содержащимся в таблице 9.

Поскольку число стимульных и пустых проб было равным - по 250, то, учитывая величины и из таблицы (9), получим:

Ps(k)= , (25a)

Pn(k)= . (25b)

Рассчитанные по формулам (25a,b) значения вероятности обнаружения и ложной тревоги для всех оценочных категорий приведены в табл.12.

После проведения вычислений получены 5 пар значений Pобн и Pлт, из которых четыре можно использовать для построения PX и расчета . Значения Pобн и Pлт, полученные для 1-ой оценочной категории, в дальнейшем не рассматриваются, так как их величина по определению всегда должна быть равна 1.

Таблица 12

Значения вероятности обнаружения и ложной тревоги для всех s0

Показатели Оценочные категории
Вероятность отнесения стимула к данной оценочной категории Ps(k) 0,05 0,10 0,20 0,30 0,35
Вероятность обнаружения стимула P(k)обн 1,00 0,95 0,85 0,65 0,35
Вероятность отнесения пустой пробы к данной оценочной категории Pn(k) 0,39 0,31 0,17 0,11 0,02
Вероятность ложной тревоги P(k)лт 1,00 0,61 0,30 0,13 0,02

Для построения PX и расчета переведем нужные величины P(k)обн и P(k)лт в шкалу Z. Результаты пересчета даны в табл.13.

Таблица 13

Значения вероятности обнаружения и ложной тревоги для всех s0

В Z-единицах

Показатели Оценочные категории
Z(k)обн - 1,64 1,04 0,39 -0,39
Z(k)лт - 0,28 -0,52 -1,13 -2,05

Рабочая характеристика, соответствующая данным табл.13, изображена на рис.16 и представляет собой отрезок прямой, проходящий через четыре точки. Определение параметров линейной функции, аппроксимирующей экспериментальные данные, осуществляется по методу наименьших квадратов, описание которого можно найти в любом руководстве по математической статистике.

Поскольку в методе оценки получается несколько пар (точнее – (k – 1) пара) значений Z(k)обн и Z(k)лт (в рассматриваемом примере четыре), то может быть рассчитано и столько же значений показателя чувствительности . В теории или в идеальном эксперименте все эти значения должны совпасть. Однако в реальном эксперименте этого не происходит. Поэтому в качестве итогового показателя чувствительности может быть взято среднее арифметическое значение всех полученных значений , каждое из которых рассчитывается согласно формуле (23):

= . (26)

В примере, согласно данным табл.13, имеем: d¢2 = 1,36; d¢3 = 1,56; d¢4 = 1,52; d¢5 = 1,66, и, соответственно:

=

Обращает на себя внимание еще один возможный показатель, который может быть получен в методе оценки – ширина диапазона изменений порогов принятия решения λ0 , возникновение которого обусловлено использованием нескольких оценочных категорий. Это уже характеристика механизмов принятия решения, отражающих психологические особенности личности испытуемого. Косвенно величина этого показателя ( Δλ0 ) может быть оценена через разброс значений Zобн и Zлт для крайних из использованных значений оценочных категорий k.

Теоретически такой разброс значений должен быть одинаков для Zобн и Zлт – графически (см. рис.16) величина разброса представляет собой расстояние между крайними точками РХ, взятое либо по оси Zобн, либо по оси Zлт. Однако на практике такое равенство встречается редко и является исключением.

 
 

Рис.16. РХ, построенная по данным метода оценки

Поэтому можно использовать процедуру приближенного вычисления величины разброса D(λ0), представляющую собой косвенную оценку величины Δλ0:

D(λ0) = [(Z(2)обн – Z(k)обн) + (Z(2)лт – Z(k)лт)] ∕ 2. (27)

Так, для данных нашего примера:

D(λ0) = [(1,64 – (-0,39)) + (0,28 – (-2,05))] ∕ 2 = 2,18

Значение величины D(λ0), меняющееся в пределах от нуля до шести, позволяет оценить пластичность испытуемого, его способность изменять критерии, используемые при выполнении задания. В определенной степени это значение отражает и готовность испытуемого к применению более рискованной («смелой») стратегии оценивания.

Наши рекомендации