Тема 5.Эмоции и психические состояния.

Содержание курса

ТЕМА 1. Психология как наука

Предмет, задачи психологической науки. Понятие о психике, развитие психики. Понятие о сознании. Культурно – историческая концепция развития психики человека (Л.С. Выготский). Базовые отрасли психологии. Базисные и мета - психологические категории психологии: образ, действие, мотив, сознание, отношение, общение и др. Методологические проблемы психологии: психофизическая, психофизиологическая, психосоциальная. Практическая значимость трудов С.Л. Рубинштена, А.Н. Леонтьева в психологической науке.

ТЕМА 2. История становления психологической науки.

Основные этапы становления психологии. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании. Бихевиоризм как наука (Д.Уотсон, Б. Скиннер, И.П. Павлов и др.) Особенности развития отечественной и зарубежной психологии (А.Ф. Лазурский С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин и др.) Психологическая наука на современном этапе развития.

ТЕМА 3. Методы психологической науки.

Стандартизированные и не стандартизированные (объективные и субъективные) методы в психологии. Психологические тесты, опросники, проективные методы, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, методы математической статистики.

ТЕМА 4. Интеллект как свойство личности.

Практическое понятие интеллекта. Теоретические воззрения на природу интеллекта, сложившиеся в 20 веке: способность к обучению, способность к абстрактному мышлению, способность к адаптации (Ф.Гальтон, А.Бине, С.Колвин, Л. Термен, Д. Петерсен. В. Штерн и др.) Структура интеллекта. Концепция множественности интеллекта (Р. Мейли, Г. Гарднер). Психодиагностика сформированности интеллекта. Тесты интеллекта. Практическая ценность интеллекта как свойства личности.

Тема 5. Креативность как свойство личности.

Современное состояние исследования проблемы – «Креативность». Исследования креативности во взаимосвязи с интеллектом. Исследования креативности во взаимосвязи с мотивацией личности (Дж. Гилфорд, Л.Терстоун, Е.Торренс, Д.Б. Богоявленская и др.). Практическая ценность личностного свойства – «Креативность». Тесты креативности.

ТЕМА 6. Способности

Определение способностей как индивидуально – психологических особенностей. Соотношение задатков и способностей личности. (С.Л. Рубинштейн о способностях, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий, Э.А. Голубева и др.), структура способностей. Классификация способностей. Проблема формирования способностей. Соотношение способностей, успеха и условий в деятельности. Тесты способностей.

Тема 7. Эмоции и психические состояния.

Определение эмоций. Теории эмоций (А.Н. Леонтьев, В.С. Вилюнас, О.К. Тихомиров,П.К. Анохин, П.В. Симонов и др.). Психофизиологические основания эмоций. Классификация эмоций. Структура эмоций. Эмоционально – волевая саморегуляция. Психические состояния: тревожность, страх, депрессия, агрессия.

Тема 8. Психодиагностика свойств личности.

Психологические тесты и опросники. Стандартиация методик. Психометрические характеристики психодиагностического инструментария: дискриминативность заданий, трудность заданий, надежность, валидность.

Тема 9. Психологические закономерности совладающего поведения

Проблема совладающего поведения в отечественной и зарубежной психологии (К.А. Абульханова – Славская, Л.И.Анцыферова, Т.Л. Крюкова и др.) Методологические основы совладающего поведения. Совадающее поведение в области психосоматики и профессиональной деятельности.

Темы практических (семинарских) занятий

Тема 1.Внимание.

1. Понятие о внимании.

2. Характеристики свойств внимания.

3. Основные виды внимания

4. Методы диагностики свойств внимания.

5. Способы развития внимания .

Тема 2.Память

1. Определение и общая характеристика памяти.

2. Основные Виды памяти.

3. Основные процессы и механизмы памяти.

4. Методы диагностики свойств памяти.

5. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.

6. Практическая ценность развития памяти.

Тема 3.Мышление

1 Природа и основные виды мышления.

2. Основные виды умственных операций.

3. Основные формы мышления.

4.Развитие мышления.

.

Тема 4. Воображение

1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности.

2. Свойства воображения.

3. .Воображение и творчество.

4. Практическая ценность развития воображения.

Тема 5.Эмоции и психические состояния.

1.Определение эмоций. Теории эмоций.

2.Психофизиологические основания эмоций.

3.Классификация эмоций.

4.Структура эмоций.

5.Эмсоционално – волевая саморегуляция.

6.Диагностика психических состояний: тревожность, страхи, депрессия, агрессия.

Наши рекомендации