Межгрупповые взаимодействия
Этапы развития группы
Все авторы выделяют 3 фазы: 1) ориентировка в ситуации, 2) конфликт, 3) динамическое равновесие.
По Такмену развитие идет в в 2 сферах. В сфере межличностной активности: 1) проверка зависимости, 2) внутренний конфликт, 3) развитие групповой сплоченности, 4) функционально-ролевая соотносительность; в сфере деловой активности 1) ориентировка в задаче, 2) эмоциональный ответ на требование задачи» - противодействие членов группы требованиям задачи, 3) информационный обмен, 4) принятие решения; 5) прекращение деятельности.
В замкнутых системах (полярные станции и т.п.) 3 стадии: ознакомления, дискуссий и ролевых ориентаций (Новиков).
Феномен давления группы на индивида (конформизма) - принятие уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом. Конформность - это зависимость человека от группы, ее влияние на принимаемые им решения; разная степени выраженности - от полного подчинения индивида группе до личностной автономии. Слабое влияние группового давления - нонконформизм. Негативизм - конформизм наоборот, проявляется в стремлении человека обязательно поступить вопреки правилам, и в этом смысле он зависит от групповых норм.
Конформность зависит от:
1. характеристик индивида: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость
2. характеристик группы: величина, степень единодушия, наличие членов группы, которые отклоняются от общего мнения
3. особенностей взаимосвязи индивида и группы: статус, степень приверженности к группе, уровень ее референтности)
4. содержание задачи, стоящей перед индивидом и группой: чем больше человек заинтересован в выполнении общей задачи, тем больше подвержен групповому давлению
Внешняя конформность – мнение группы принимается индивидом лишь внешне, он продолжает ему сопротивляться, и внутренняя - индивид действительно усваивает мнение большинства. Впервые модель конформности продемонстрирована в экспериментах С. Аша, 1951.
М. Дойч и Г.Джерард, 2 вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большинство, мнение воспринимается как норма) и информационное (давление оказывает
меньшинство, мнение лишь как информация, на основе которой осуществляется выбор). Групповая сплоченность - процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.
В социометрическом направлении сплоченность связывалась с высоким уровнем выборов,
основанных на взаимной симпатии; индекс групповой сплоченности - отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов.
Подход Л. Фестингера: сплоченность анализировалась на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Сплоченность - сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней (привлекательность группы для индивида либо удовлетворенность членством в группе).
С. Московичи: изучение влияния на группу меньшинства ее членов, имеющих свою, отличную от общепринятой, позицию (эксп-т с определением цвета). Стиль поведения меньшинства, уверенность в правоте своей позиции, изложение и структурирование им соответствующих аргументов может определить силу такого влияния меньшинства. Согласно С. Московичи, именно существование позиции меньшинства может привести к проявлению измерений и инноваций.
Теория коллектива. В отечественной социальной психологии новые принципы исследования сплоченности разработаны А.В.Петровским (стратометрическая концепция коллектива). Основная идея: всю структуру малой группы можно представить как состоящую из трех (в последней редакции четырех) основных слоев:
1. внешний уровень групповой структуры (непосредственные эмоциональные межличностные отношения);
2. «ценностно-ориентационное единство» - отношения опосредованы совместной деятельностью, совпадением у членов группы ориентации на основные ценности, касающиеся процесса совместной деятельности
3. Ядро групповой структуры - члены группы разделяют цели групповой деятельности, мотивы выбора на этом уровне связаны с принятием общих ценностей.
Критерии развития группы:
1. Степень опосредования межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности
2. общественная значимость совместной деятельности
Развитие группы рассматривается между полюсами «коллектив» (высокие показатели по обоим критериям), просоциальная ассоциация, диффузная группа (отсутствует совместная деятельность), асоциальная ассоциация, «корпорация» (высокий позитивный показатель по 1 первому и высокий негативный показатель по 2).
Уманский: параметрический подход к исследованию группы. Социально-психологические параметры группы — критерии ее развития как коллектива: содержание нравственной направленности группы, организационное единство группы; групповая подготовленность в сфере реализации совместной деятельности; психологическое единство. В зависимости от выраженности каждого из параметров выделяются: коллектив, автономизация, кооперация, ассоциация, номинальная группа конгломерат (группа незнакомых между собой людей), антиколлектив.
Принятие групповых решений. Велика роль групповой дискуссии.
1) позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы;
2) если решение инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими - превращается в групповую норму.
Формы ведения: брейнсторминг - мозговая атака (А.Осборн), синектика - соединение разнородного (У. Гордон).
Ранее изучение малых групп: группа отбрасывает наиболее крайние решения и принимает своего рода среднее от индивидуальных (нормализация группы). Когда принимаемое решение включает в себя момент риска, наблюдается «сдвиг риска» (Дж. Стоунер): групповое решение включает в себя в большей мере момент риска, чем индивидуальные решения. Групповая дискуссия приводит к поляризации группы - в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок, не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение их большей частью группы.
Для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд» (Томас и Знанецкий). Измерение аттитюдов – шкалы Терстоуна.
М. Смит, структура аттитюда:
1) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);
2)аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта);
3) поведенческий компонент (последовательное поведение по отношению к объекту). Социальная установка - предрасположенность человека воспринимать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом. Ж. Годфруа, три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации. 1) до 12 лет, установки = родительским моделям; 2) 12-20 лет – формирование установок связано с усвоением социальных ролей; 3) 20-30 лет - кристаллизация социальных установок, формированием устойчивой системы убеждений.
Исследования социальных установок в русле двух основных теоретических ориентации - бихевиористской и когнитивистской.
В бихевиористски ориентированной социальной психологии (К. Ховланд) используется принцип научения: аттитюды изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление социальной установки.
В когнитивистской традиции (теории соответствия Ф. Хайдера, Г. Ньюкома, Л. Фестингера, Ч. Осгуда) изменение установки происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие, например, сталкивается негативная установка на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, дающее этому объекту позитивную характеристику. Стимулом для изменения аттитюда является потребность индивида в восстановлении когнитивного соответствия.
Предубеждение - особый тип установки (главным образом негативной) по отношению к членам определенной социальной группы. Дискриминация - негативные действия, направленные против этих людей, установки, переведенные в действия.
Социальный контроль— это влияние общества на установки, представления, ценности, идеалы, и поведение человека. В социальный контроль входят экспектации, нормы и санкции. Экспектации - требования окружающих по отношению к данному человеку, выступающие в форме ожиданий. Социальные нормы — образцы, предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных ситуациях; выполняют регулятивную функцию как по отношению к конкретному человеку, так и по отношению к группе. Большинство социальных норм - это неписаные правила. Социальная санкция - мера воздействия, важнейшее средство социального контроля; все процедуры, при помощи которых поведение индивида приводится к норме социальной группы; негативные и позитивные, формальные и неформальные. Формы СК: закон; табу; обычаи - повторяющиеся, привычные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе, традиции - обычаи, которые сложились исторически в связи с культурой данного этноса и передаются из поколения в поколение; мораль; нравы.
Межгрупповые взаимодействия
М. Шериф: источники межгрупповой враждебности или сотрудничества не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия (эксп-т в лагере с подростками). Деление большой социальной группы на более мелкие (подгруппы)
способствует формированию социального чувства принадлежности – чувства Мы, которое порождает восприятие социальных феноменов через призму «своих» и «чужих». В условиях соревновательной деятельности конфликт интересов провоцирует развитие агрессии, враждебности по отношению к представителям другой группы. А.Тэшфел: установление позитивного отношения к своей группе наблюдается и в отсутствие объективной основы конфликта между группами (эксп-т с подсчетом точек на картине); причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявлении враждебности к чужой группе и группового фаворитизма (предпочтения своих). Область межгрупповых отношений включает 4 процесса: социальную категоризацию, социальную идентификацию, социальное сравнение, социальную (межгрупповую) дискриминацию.
Большие социальные группы - общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.
Нация - высший этап развития этнической общности, который соответствует определенной экономической формации. Национальная психология имеет свою материальную базу, носителей и отражает общее, что есть у представителей целой нации в мировосприятии, устойчивых формах подведения, чертах психологического облика, в реакциях, речи и языке, отношениях к другим людям. Структура национальной психологии включает системообразующие и динамические компоненты.
Системообразующие: относят национальное самосознание, национальный характер, национальные интересы, ориентации, национальные чувства и настроения, традиции и привычки. Национальное самосознание - осознание людьми своей принадлежности
к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных отношений. Национальный характер — исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той иной этнической общности, определяющих типичный образ действий.
Классы в социальной психологии - большие организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (закрепляемому в праве собственности), по их роли в общественной организации труда и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Психология социального класса включает в себя сознание класса, потребности и интересы класса, его взгляды, убеждения, чувства, настроения, традиции и некоторые другие элементы. Развитие сознания класса включает три уровня:
1)типологический, представители класса идентифицируют себя и друг друга по внешним признакам;
2)идентификационный, появляется групповое самосознание на уровне первичной общности;
3)уровень солидарности, при котором возникает осознание единства интересов и ценностей большой общности и своей принадлежности к ней.
Психология социального класса выступает как выражение психологической общности его интересов, взглядов, представлений, чувств.
Классификация больших групп по разным признакам:
1)по времени: длительно существующие БГ – классы, нации и коротко существующие – митинги, аудитории, толпа, публика.
2)по характеру организованности – неорганизованности: толпа (стихийно), партии, союзы. (сознательно).
3)по условные (половозрастные, профессиональные) и реальные (митинги, собрания).
4)Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установками групп.