Перечень выносимых на зачет вопросов

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра философии, политологии, социологии и психологии

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника

КЮИ МВД России

по учебной работе

полковник полиции

______________Ф.Р. Хисамутдинов

«___» ___________ 2014 г.

Перечень выносимых на зачет вопросов

по дисциплине

Этнопсихология

для слушателей заочной формы обучения

по направлению подготовки

40.30.01 - Юриспруденция

Казань 2014

Перечень вопросов:

1. Актуальность этнопсихологических знаний на современном этапе развития общества.

2. Этнопсихология как междисциплинарная область знаний. Понятие, объект и предмет этнической психологии. Задачи этнопсихологии как научной дисциплины.

3. Методология и методы этнической психологии. Основные ветви, разделы этнопсихологии. «Еmic» и «Еtic» подходы в этнопсихологии.

4. Сферы практического приложения этнопсихологических исследований. Связь этнопсихологии с другими науками. Перспективные направления этнопсихологических исследований.

5. Человечество, общность людей, группа, этнос, нация.

6. Социально-психологическая сущность понятия «этнос». Этнодифференцирующие признаки. Виды этносов. Способы существования этносов.

7. Социально-психологическая сущность понятия нации. Психологические предпосылки целостности нации. Признаки существования нации.

8. Этническое сознание и самосознание. Психологическая структура этнического сознания. Психологическая структура этнического самосознания.

9. Этническая идентичность как ядро этнического самосознания: структура и виды. Факторы формирования этнической идентичности. Этапы развития этнической идентичности. Язык как фактор этнической идентификации.

10. «Социализация», «инкультурация» и «культурная трансмиссия» как основные способы передачи психологических особенностей этноса.

11. Содержание психологии нации. Системообразующая и динамическая стороны психологии нации.

12. Понятие психического склада нации.

13. Понятие о «национальном характере».

14. Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации.

15. Этническая картина мира.

16. Концепция архетипов (К.Г.Юнг, Л.С.Выготский).

17. Основные измерения национального характера. Теории формирования национального характера. Национальный темперамент, национальные чувства и настроения, интересы и ориентации, национальные традиции.

18. Виды национально-психологических особенностей людей. Мотивационно-фоновые особенности. Интеллектуально-познавательные особенности. Эмоционально-волевые особенности. Коммуникативно-поведенческие особенности.

19. Функции национальной психики. Влияние национально-психологических особенностей на эффективность деятельности.

20. Межэтнические контакты и взаимодействие культур. Факторы, влияющие на межэтнические контакты.

21. Понятия межкультурной адаптации, психологической аккультурации, приспособления к новой культурной среде.

22. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации. Индивидуальные и групповые факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде.

23. Особенности межгруппового восприятия в ситуации межэтнического взаимодействия.

24. Этноцентризм как социально-психологическое явление.

25. Национальная установка. Национальный стереотип.

26. Механизмы проявления национальных установок и национальных стереотипов.

27. Психологические особенности этнической стереотипизации.

28. Влияние национальных установок и национальных стереотипов на деятельность людей. Этнические нормы.

29. Последствия межэтнического взаимодействия. Дискриминация, сегрегация, геноцид, ассимиляция.

30. Понятие и формы межэтнической напряженности.

31. Причины и повод, сущность межэтнических конфликтов.

32. Типология межэтнических конфликтов.

33. Структура и динамика протекания этнических конфликтов.

34. Пути урегулирования этнических конфликтов на макроуровне.

35. Национальные стили ведения переговоров.

36. Психологические модели урегулирования этнических конфликтов.

37. Русские как представители славянского этноса.

38. Национально-психологические особенности представителей тюркской и алтайской групп народов.

39. Национально-психологические особенности представителей финно-угорской группы народов.

40. Национально-психологические особенности представителей монгольской группы народов.

41. Национально-психологические особенности тунгусо-маньчжурской группы народов.

42. Национально-психологические особенности представителей народов Северного Кавказа.

43. Украинцы и белорусы.

44. Народы Прибалтики.

45. Народы Средней Азии и Казахстана.

46. Народы Закавказья.

47. Сравнительная характеристика народов Дальнего Востока: китайцы и японцы.

48. Психологические особенности арабов.

49. Психологические особенности американцев (США) и латиноамериканцев.

50. Психологические особенности итальянцев.

51. Психологические особенности французов.

52. Психологические особенности испанцев.

53. Психологические особенности немцев.

54. Психологические особенности англичан.

55. Психологические особенности ирландцев.

56. Психологические особенности шотландцев.

57. Психологические особенности норвежцев.

58. Психологические особенности шведов.

59. Психологические особенности финнов.

60. Представители еврейской национальности и их национально-психологические особенности.

Перечень выносимых на зачет вопросов подготовили: Еникеева С.З., доцент кафедры ФПСП, КЮИ МВД России, кандидат педагогических наук, доцент.

Обсуждены и рекомендованы на заседании предметно-методической секции кафедры философии, политологии, социологии и психологии «25» сентября 2014 года (протокол № 1).

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры философии, политологии, социологии и психологии «30» сентября 2014 года (протокол № 3).

Начальник кафедры ФПСП

полковник полиции Ю.Ю. Комлев

Наши рекомендации