И особенностей межличностного взаимодействия учащихся

Схема

Психологического изучения классного коллектива

и особенностей межличностного взаимодействия учащихся

1. Общие сведения о школе, в состав которой входит классный коллектив.

- Наименование школы, ее месторасположение _________________________________________________________________

- Санитарно-гигиеническое состояние школы и класса __________________________________________________________________

- Краткая характеристика школы как коллектива (директор, завуч, численность педагогического коллектива, учителей высшей категории)__________

_____________________________________________________________________

2. Официальная структура коллектива.

- Состав класса __________, девочек _________, мальчиков ________человек

- Средний возраст ________________ лет.

- Полных семей ___________________, неполных семей _______________, неблагополучных семей ______________________

- История формирования класса (в каком году был создан данный классный коллектив, ФИО классного руководителя)

__________________________________________________________________

- Система традиций в классе (кем установлены традиции классным руководителем или самими учениками)

__________________________________________________________________

- Содержание единых требований к поведению учащихся

___________________________________________________________________

3. Характеристика класса как коллектива.

ð Организационное единство (насколько едина группа) ________________

_________________________________________________________________

- Преобладание в отношениях стремления к сотрудничеству, доминирование конфликтности и равнодушия (укажите причины) ______________________

____________________________________________________________________

- Способность группы к согласованию действий, особенно в трудных ситуациях _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

- Степень самостоятельности группы в принятии решений________________ _________________________________________________________________

___________________________________________________________________

- Отношение к новичкам (положительное, отрицательное, равнодушное. Укажите причины)_________________________________________________ _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

ð Психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое)

- Единство мнения коллектива (анализ методики ЦОЕ)

- по отдельным видам отношений _______________________________

____________________________________________________

- общая оценка уровня развитости всех отношений (ЦОЕ)____________

____________________________________________________________ ________________________________________________________

- вывод (осведомленность о возможностях группы, взаимопонимании, в процессе деятельности, стремление находить общий язык) _________

____________________________________________________

- Общая эмоциональная атмосфера (психологический микроклимат в группе, преобладание определенного настроя (приподнятого или подавленного), стремление членов группы к сопереживанию)__________________________

______________________________________________________________________

- Способность группы преодолевать препятствия ________________________

___________________________________________________________________

- Характер проявлений общности социально обусловленных потребностей, интересов, целей___________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Общая характеристика учебной деятельности

- Характеристика успеваемости по отдельным предметам ________________

____________________________________________________________________

- Любимые учебные занятия класса (укажите причины)___________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

- Число неуспевающих в классе, причины неуспеваемости ________________ _____________________________________________________________________

- Число отличников в классе. Их взаимоотношения с другими членами коллектива __________________________________________________________

__________________________________________________________________

- Отношение коллектива и отдельных учащихся к оценке знаний (характер реагирования учеников в случае выставления необъективной оценки, уровень самооценивания) ______________________________________________

___________________________________________________________________

5. Участие коллектива во внеклассной и внешкольной работе.

- Место и роль классного коллектива в жизни школы _____________________

__________________________________________________________________

- Участие класса в мероприятиях общешкольного характера (активность, творческий подход, роль актива класса, влияние лидеров) _______________

____________________________________________________________________

- Престиж классного коллектива ______________________________________

__________________________________________________________________

6. Состояние дисциплины в классе.

- Общий уровень дисциплины ________________________________________

- Дисциплина на уроке ______________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

- Отрицательное влияние отдельных учащихся или групп на поведение коллектива __________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Межличностные отношения внутри коллектива

- Существуют ли в классе лидеры (формальные, неформальные, чем обусловлено лидерство?) __________________________________________________

___________________________________________________________________

- Насколько сильно выражено влияние лидера на класс ___________________

__________________________________________________________________

- Социально-психологический статус лидеров (Agr)

- формальных ___________________________________________________

- неформальных _________________________________________________

- с чем это связано? ______________________________________________

______________________________________________________________

- Проявляется ли лидерство в различных видах деятельности:

- в учебной ______________________________________________________

- в общественной ________________________________________________

- в трудовой _____________________________________________________

- в спортивной ___________________________________________________

- существуют ли учащиеся, которых класс отвергает. С чем это связано? (Ф.И. ученика, анализ результатов методик «Межличностная приемлемость» и «Социометрия»)

Ф.И._______________________________Agr_________________С(соц. статус)_____

Ф.И. ______________________________ Agr ________________ С___________

Ф.И. ______________________________ Agr ________________ С ___________

- Наличие микрогрупп в классе и принцип(ы) их образования _____________ _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

- Коэффициент удовлетворенности (КУ) межличностными отношениями в классе (пояснить о чем это свидетельствует) ___________________________ _________________________________________________________________
_________________________________________________________________

___________________________________________________________________

- Наличие в классе конфликтных пар:

____________________________________________________________________

- Коэффициент сплоченности группы, характер сплоченности _____________ _________________________________________________________________ __________________________________________________________________

- Причинынизкой сплоченности класса как коллектива ________________

___________________________________________________________________

- Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками _________ _________________________________________________________________

___________________________________________________________________

- Отрицательные социально-психологические явления в классном коллективе

___________________________________________________________________

9. Особенности общения

- Общие интересы учащихся внутри группы ____________________________

___________________________________________________________________

- Проблемы в общении, их причины___________________________________

___________________________________________________________________

- На основании проведенных методик указать, какие личностные и эмоциональные особенности способствуют оптимизации процесса общения ______

____________________________________________________________________

- На основании проведенных методик указать, какие личностные и эмоциональные особенности затрудняют процесс общения _____________________

__________________________________________________________________

- Конфликты в коллективе, частота их возникновения ____________________

___________________________________________________________________

- Причины возникновения конфликтов _________________________________

____________________________________________________________________

- Личностные особенности с которыми, на Ваш взгляд, связана склонность к конфликтному поведению __________________________________________

____________________________________________________________________

- Стратегии поведения в конфликтных ситуациях ________________________

___________________________________________________________________

- Инициаторы конфликтов ___________________________________________

____________________________________________________________________

- Сформированность умений находить правильный выход из конфликтных ситуаций _________________________________________________________ _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

- Особенности проблем в общении в подростковом возрасте ______________

____________________________________________________________________

- Причины возникновения проблем в общении подростков:

- с родителями __________________________________________________

- с учителями ___________________________________________________

- со сверстниками (своего пола) ___________________________________

- со сверстниками (противоположного пола) _________________________

____________________________________________________________

- Личностные качества и особенности эмоциональной сферы, затрудняющие процесс общения (на основе анализа проведенных методик) _____________

_______________________________________________________________________

10. Общие выводы по результатам исследования

- Уровень развития класса как коллектива ______________________________

_________________________________________________________________

- Психологический климат в коллективе _______________________________

__________________________________________________________________

- Особенности управления и самоуправления ___________________________

__________________________________________________________________

- Достоинства данного классного коллектива ___________________________

___________________________________________________________________

- Недостатки, причины этих недостатков _______________________________

____________________________________________________________________

- Актуальные проблемы _____________________________________________

__________________________________________________________________

- Общие рекомендации ______________________________________________

___________________________________________________________________

Наши рекомендации