Методические указания для студентов.

Медико-психологический факультет

Занятие № 13 (6 – 10 мая 2013 г.)

Тема: «Антибиотики (макролиды, тетрациклины, аминогликозиды и др.)».

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Макролиды (классификация, спектр и механизм действия, применение).

1.2. Тетрациклины (классификация, спектр и механизм действия, применение, побочные эффекты, противопоказания).

1.3. Хлорамфеникол (спектр действия, применение, фармакокинетика, побочные эффекты и их профилактика).

1.4. Линкосамиды (спектр действия, применение, фармакокинетика, побочные эффекты).

1.5. Рифампицин (спектр действия, применение, фармакокинетика, побочные эффекты).

1.6. Аминогликозиды (классификация, спектр и механизм действия, применение, побочные эффекты, противопоказания).

1.7. Гликопептиды (спектр действия, применение, фармакокинетика, побочные эффекты).

1.8. Антибиотики разных групп: фузидин, полимиксины, спектиномицин (спектр действия, применение, фармакокинетика, побочные эффекты).

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты):1) эритромицин, 2) джосамицин, 3) азитромицин, 4) кларитромицин, 5) тетрациклин, 6) окситетрациклин, 7) доксициклин, 8) миноциклин, 9) хлорамфеникол, 10) линкомицин, 11) клиндамицин, 12) рифампицин, 13) стрептомицин, 14) гентамицин, 15) амикацин, 16) ванкомицин, 17) бацитрацин, 18) фузидин,19) полимиксин В, 20) спектиномицин.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Эритромициновую мазь.

2) Доксициклина гидрохлорид в капс.

3) Раствор хлорамфеникола (глазные капли).

4) Раствор линкомицина гидрохлорида в ампулах.

5) Рифампицин в капс.

6) Раствор амикацина сульфата в амп.

7) Ванкомицин в ампулах (0,5; 1,0 сухого порошка).

8) Фузидин – натрий в табл.

9) Полимиксин В – сульфат во флаконах.

10) Спектиномицин во флаконах.

Литература:

1.Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 588 – 605.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 224 – 230.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 794– 823.

4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 411 – 431.

5. Станкевич, П.Б., Козловский, В.И., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть II. – Гродно: ГрГМУ, 2008. С. 137 – 148.

Составил Бушма М.И.

Кафедра фармакологии ГГМУ исправлена

Методические указания для студентов

Медико-психологический факультет

Занятие № 14 (13 – 17 мая 2013 г).

ТЕМА: Синтетические противомикробные средства (сульфаниламиды, хинолоны и др.). Противогрибковые средства. Противотуберкулезные и противолепрозные средства.

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1 Сульфаниламидные препараты (определение, классификация, механизм и спектр действия, особенности фармакокинетики; применение, побочное действие).

1.2 Фармакологическая характеристика производных хинолина (8 – оксихинолина и хинолонов разных поколений).

1.3 Побочные эффекты вышеуказанных групп препаратов, применение.

1.4 Фармакологическая характеристика производных нитрофурана, нитроимидазола и хиноксалина (механизм и спектр действия, побочные эффекты, применение).

1.5 Противогрибковые средства (классификация, спектр действия, особенности фармакокинетики и фармакодинамики, применение и побочные эффекты).

1.6 Противотуберкулезные средства (классификация, сравнительная характеристика групп препаратов). Принципы фармакотерапии больных туберкулезом. Фармакологическая характеристика противолепрозных средств.

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты):1) сульфизоксазол, 2) ко-тримоксазол, 3) «фансидар», 4) серебра сульфадиазин, 5) нитроксолин, 6) раствор ципрофлоксацина, 7) раствор левофлоксацина, 8) фуразолидон, 9) метронидазол, 10) хиноксидин, 11) нистатин, 12) гризеофульвин, 13) клотримазол, 14) амфотерицин В, 15) миконазол, 16) тербинафин, 17) изониазид, 18) рифампицин, 19) стрептомицина сульфат, 20) таблетки «Рифакомб».

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Ко-тримоксазол в табл.

2) Серебра сульфадиазин в виде крема.

3) Раствор ципрофлоксацина в амп.

4) Метронидазол в табл.

5) Хиноксидин в табл.

6) Клотримазол в мази.

7) Амфотерицин В в лиофилизированном порошке во флаконах для приготовления инъекционных растворов.

8) Изониазид в табл.

9) Рифампицин в капс.

10) Стрептомицина сульфат в порошке во флаконах для приготовления инъекционных растворов.

Литература:

1.Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 605 – 617; 618 – 640; 653 – 659.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 230 – 235; 250 – 265.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 235 – 240; 823 – 857; 857 – 873; 913 – 927.

4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 431 – 446; 464 – 473.

5. Станкевич, П.Б., Козловский, В.И., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть II. – Гродно: ГрГМУ, 2008. С. 159 – 169.

6. Бертрам Г. Катцунг (ред.) Базисная и клиническая фармакология (пер. с англ.). М. «Бином», С-П. «Невский Диалект», 1998, Т.2, С. 282 – 289.

Составил М.И. Бушма

Кафедра фармакологии ГГМУ

Наши рекомендации