Что делать с я-концептами клиента
Клиент - по-любому дерьмо. Клиент всегда не прав. Вот, женщина жалуется на плохой сон, Фарелли внимательно смотрит на её лицо:
- Ты говоришь, что бессонница? Да действительно… Твои глаза… Как две дырки от мочи на снегу…
Усиливайте и высмеивайте телесные недостатки. Если клиент полный и страдает от веса, сравните его с рекламным образом дутого толстяка с рекламы Мишлен. Или так:
- У меня проблемы. Асимметричная грудь. Я боюсь встречаться с мужчинами.
- Ты знаешь, тут возможны три варианта. Мужчины очень любят трогать сиськи, и ты обязательно с этим столкнёшься. Знаешь, что тогда случится? Один увидит и с криком убежит от твоего уродства. Другой покраснеет и скажет: «Я всегда хотел калеку». А третий… Это самый желанный вариант… Он, задрав твою маечку, тут же побежит за Поляроидом. Иначе ему не поверят друзья!
Если над клиентом довлеют культурные или иные стереотипы, довление нужно разрушить:
- Я тренер менеджеров.
- Кто? Ты?! Ты тренируешь менеджеров? Это наверное, бэби-менеджеры, воспитатели из детсада?
Что происходит в душе провокатора
Терапевт входит в состояние подобно подростку, подсмеивающемуся и подшучивающему над всеми, как обычно бывает в кампаниях. Так называемое бугага-состояние. При этом он остаётся тёплым, как будто он родственник или старый друг клиента. И, конечно, прислушивается к своей интуиции.
Терапевт, коуч представляет ситуацию жизни клиента как на большом телеэкране, выделяет самые яркие проявления, постоянно наблюдает за клиентом краем глаза. Когда приходит время, он врывается в ситуацию и точно описывает, что он чувствует, слышит и даже чем пахнет в этой ситуации. Все персонажи действа реальны и стоят рядом с ним.
Стратегические принципы Фарелли
Превращай вину. Если клиент обвиняет общество, то винить нужно клиента, и наоборот!
Вот, бизнес-коуч на семинаре жалуется на себя, что плохо чувствует потребности клиента:
- Да всё не так! Эти менеджеры на самом деле оборзели! Нафиг они нужны, вообще, если бы их не было, бизнес шёл бы как по маслу!
Перемени позицию. Если клиент «застрял», встань напротив и действуй со стороны, которую обличает клиент. Говори, что он не прав и ему предстоит мириться с несправедливостью. Когда клиент начнёт протестовать, скажи, что он не сможет измениться и никогда не сможет стать по другую сторону.
Побуждай клиента выступить ярко и привлекательно.
И последний, ключевой принцип Фарелли. Терапевт должен играть сумасшедшего в гораздо большей мере, чем клиент.
Послесловие от редактора
Тренируя своё мастерство актёра и шута, ты достигнешь небывалых высот. Твои выступления пройдут во многих городах. Твой час индивидуального коучинга будет продаваться по триста баксов и выше. Ты будешь получать небывалое удовольствие от работы, издеваясь над успешными людьми. Если ты далёк от психологии и слово «коуч» тебе чуждо, ты заткнёшь за пояс забронзовевших и потрёпанных современных телеюмористов. Знай, что технология работает только в замкнутых сообществах и что провокация – это мастерство хозяина положения, а не раба. Самые лучшие результаты получаются в том случае, если все привычные средства исчерпаны. Учитывай, что равные тебе иногда будут бить прямо в твой глаз. Пойми, что все приёмы Фарелли не подлежат тупому копированию: ничего в точности повторить не получится. Но если ты постигнешь суть метода (ещё говорят – метапсихологию), и освоишь его, то легко выйдешь из любого тупика общения и даже управления людьми.
Если говорить об истории метода, то он бы точно не состоялся, не придумай Карл Роджерс клиент-центрированную гуманистическую терапию, она дала вчувствование и понимание, ну а природный садизм в достатке обнаруживается не только у Фрэнка. Если говорить о применении – Фарелли универсален. Ну, скажем, чем отличается климат психбольнички в обильных Штатах от климата многодетной семьи или крупной транснациональной корпорации? Вот-вот. Им уже не хватает коучей-шутов, которые обязательно придут на смену скандинавским серьёзным революционно-кричащим придуркам. Если, конечно, последние не бросятся изучать принципы Фарелли, в холодном поту от страха потерять свои больнично-корпоративные контракты. Да-да, это я посвящённым. В нетократию, дудки, капитал и таланты.
Принцип №40. Если ты всё прочитал и ничего не понял, позвони в редакцию.
Вольный перевод статьи Джепа Голландера, размещённой на сайте Фрэнка Фарелли www.provocativetherapy.com