Общение как восприятие людьми друг друга.
Перцептивная сторона общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого. Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном «Я». Осознание себя через другого имеет две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению).
В восприятии и оценке людьми друг друга зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные, профессиональные и полоролевые различия. Дети, например, больше, чем взрослые, ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа, униформа, очки).
Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.
К механизмам межличностной перцепции относят: 1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция); 2) познание самого себя (рефлексия) в процессе общения; 3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).
В целом, в ходе социальной перцепции осуществляются: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения.
Выделяют четыре основных функции социальной перцепции: 1) познание себя; 2) познание партнера по общению; 3) организация совместной деятельности на основе взаимопонимания; 4) установление эмоциональных отношений.
Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема «запускается» определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют:
1. Фактор «превосходства» - запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров, т.е. наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру – уму, росту, материальному положению и т.д. Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка.
2. Фактор «привлекательности» - обеспечивает реализацию схему, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.
3. Фактор «отношения к наблюдателю» - регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.
На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких – либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы (этнические стереотипы: стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев и др.).
Стереотипизация восприятия учителя – формирование в его сознании модели идеального ученика. Примеры проявления стереотипа ожидания в педагогической практике:
- хороших учеников вызывают чаще и активнее поддерживают;
- помогает хорошим, вытягивает плохих;
- критикует плохих, используя обобщение.
Вывод:изучение трех сторон общения раскрывает их взаимосвязь. Каждая из них включает в себя определенный способ воздействия людей друг на друга (например, заражение, внушение, убеждение, подражание).