Эффекты межличностного восприятия

Г.М.Андреева

Перцептивная сторона общения.

Содержанием перцептивной стороны общении является такая характеристика общения в ходе которой устанавливается взаимовосприятие и взаимопонимание партнеров по общению и их взаимопонимания. Люди не просто воспринимают друг друга , а осуществляют процесс познания друг друга.

Термин социальная перцепция был введен Дж.Брунером в 1947г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Всякий процесс восприятия социально дифференцирован. Первоначально значение термина социальна перцепция – это характеристика социальной детерминированности.

Позже под социальной перцепцией стали понимать не просто социальную обусловленность процессов восприятия , но и восприятие социальных объектов.

Социальные объекты :

1) Другой человек

2) Любая группа

3) Социальная общность

Выделяется восемь позиций , где проявляется социальная перцепция:

Четыре позиции ,когда субъектом выступает индивид:

- индивид может воспринимать другого индивида, принадлежащего к той же самой группе;

-индивид воспринимает другого индивида, принадлежащего к другой социальной группе;

- индивид воспринимает свою собственную группу;

- индивид – член одной группы, воспринимает другую группу .

В социальной психологии субъектом выступает группа:

- Группа может воспринимать своего собственного члена;

- Группа в целом может воспринимать индивида, принадлежащего к другой группе;

- Группа сама воспринимает себя ;

- Одна группа воспринимает другую группу .

Механизмы восприятия:

1. Идентификация (отождествления себя с партнером по общению).

2. Эмпатия (сочувственная идентификация).

Полностью поставить себя на место своего партнера

3. Механизм рефлексии (многократное отражение моего собственного образа в сознании другого человека и моё осознание того как другой человек воспринял меня).

Пример :

Джон Генри

1. Какой он есть 1. Какой он есть

2.Каким видит его Генри 2. Каким его видит его Джон.

3.Каким думает, что ему видится Генри. 3. Каким думает, что ему видится

4.Каким он думает, что Генри думает 4. Каким он думает, что Джон

о нём. думает о нём.

4. Каузальная атрибуция (механизм приписывания человеком причин поведения другому человеку в том случае, если у субъекта восприятия нет достаточной информации о том почему другой ведет себя таким образом).

Схема Джонса и Девиса

Существует три вида атрибуции по Х.Келли:

1. Личностная

2. Стимульная

3. Обстоятельственная

Эффекты межличностного восприятия

- эффект ореола (воспринимаем определенного человека через определенный ореол, переносим предварительно полученную благоприятную или неблагоприятную информа­цию о каком-либо человеке на реальное его восприятие)

- эффект первичности и новизны. Впечатления зависят от того в каком порядке предъявлялась информация о человеке, предъявления информации о человеке для составления пред­ставления о нем: ранее предъявленная информация рассматривается как «первичная», а поздно предъявленная как «новая».

- эффект стереотипизации. Образ построенный на недостатке, неточности информации о человеке или группе.

Точность межличностного восприятия:

Проблема точности межличностного восприятия одна из коварных проблем в социальной психологии .Существуют способы проверки :

- Различные личностные тесты

- Система экспертных оценок

Как повысить точность восприятия :

1.Социально- психологическое просветительство

2.Метод социально-психологического тренинга (перцептивно ориентированный тренинг : должен повысить в людях умение грамотно читать характеристики других людей и строить их образы)

Аттракция – процесс формирования привлекательности и положительного отношения к партнеру по общению.

Существует три формы аттракции:

1.Симпатия

2. Дружба

3.Любовь

Наши рекомендации