Тема 2. Психика и организм. Чувственные и рациональные формы освоения действительности

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Психология личности. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь.

Тема 3. Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека.

Понятие личности в психологии. Структура личности как связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Направленность как система устойчивых мотивов.

Способности. Темперамент. Понятие и типы темперамента. Свойства темперамента.

Характер. Черты и типы характера. Формирование характера.

Воля. Волевая регуляция поведения.

Эмоции. Теории эмоций. Чувства.

Мотивация. Потребности, интересы, мотив как компоненты мотивации. Мотивация и деятельность.

Тема 4. Межличностные отношения. Общение

Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Проблема общения в психологии. Закономерности общения и взаимодействия людей. Соотношение категорий «общение» и «деятельность». Типы и уровни общения.

Общение как коммуникация. Специфические особенности процесса коммуникации. Понятие коммуникативного барьера; виды коммуникативных барьеров. Виды коммуникации. Средства общения: вербальные и невербальные (мимика, пантомимика, проксемика), их функции и характеристики.

Общение как интеракция. Сущность, структура и характеристика межличностного взаимодействия. Теоретические подходы к описанию взаимодействия впроцессе общения (Э. Берн и др.). Развитие межличностного взаимодействия в малых группах. Психологические особенности делового взаимодействия: цели, стратегии и тактики

Общение как социальная перцепция. Психологические механизмы и закономерности понимания в процессе общения. Общее представление о каузальной атрибуции. Процессы межличностного восприятия. Влияние индивидуально-типологических, возрастных и профессиональных особенностей на процесс межличностного восприятия. Эффекты межличностного восприятия: эффект Пигмалиона, эффект ореола, эффект новизны и др.

Практические приложения психологии общения. Психологическая культура профессионального общения. Эмпатическое, рефлексивное слушание. Приемы рефлексивного слушания: уточнение, выяснение, перефразирование, резюмирование.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПЕДАГОГИКА

Тема 5. Предмет, задачи и цель образования и воспитания

Педагогика: объект, предмет и задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, ситуативные занятия, деловые игры, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации.

Наши рекомендации